Практически по всем уголовным
делам о таможенных преступлениях проводятся
экспертизы, особенно по делам, связанным
с использованием поддельных документов
или средств таможенной идентификации,
с незаконным перемещением через таможенную
границу стратегического сырья, наркотиков,
психотропных и сильнодействующих ядовитых,
отравляющих, радиоактивных, взрывчатых
веществ, культурных ценностей.28
Путем экспертного исследования
устанавливается, какие именно предметы
перемещались через таможенную границу,
каковы их действительные количественные
и качественные характеристики, код товара
согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности, страна происхождения, норма
выхода компенсационного товара в режиме
переработке, стоимость, идентичность
товаров, в частности сырья, после проведения
операций по переработке, их физическая
и химическая структура и так далее.
Экспертизы могут быть проведены
в таможенных лабораториях. При этом следует
учитывать положения, приведенные в информационном
письме Регионального таможенного управления
по борьбе с таможенными правонарушениями
и Центральной таможенной лаборатории
России (ЦТЛ) «Об экспертном и криминалистическом
обеспечении таможенных органов» от 29
апреля 1998 года № 13-01/3352. В указанном письме
дан перечень основных экспертно-исследовательских
работ, выполняемых ЦТЛ.
Идентификационная экспертиза
проводится с целью определения наименования
товара, его принадлежности к однородной
группе или контролируемому перечню товаров,
их индивидуальных признаков, страны происхождения.
Классификационная экспертиза имеет цель
– определение таможенного наименования
и соответствия товара определенному
коду в Товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности СНГ. Технологическая экспертиза
проводится для определения возможности
помещения товара под таможенный режим
переработки на таможенной и внетаможенной
территории России и под таможенным контролем,
идентификации сырья в продуктах переработки.
Сертификационная экспертиза проводится
с целью установления качественных характеристик
товара и определяет марку представленного
для исследования товара, его сорт, вид,
натуральность, другие качественные характеристики,
а также соответствие исследуемого товара
определенному нормативно-техническому
документу, существующим стандартам, представленной
технической документации. Также по делам
о таможенных преступлениях проводятся
химические, материаловедческие, товароведческие,
экологические, минералогические, искусствоведческие,
автотехнические экспертизы, экспертиза,
определяющая размер подлежащих начислению
и взысканию таможенных платежей, сборов
и налогов.29
В процессе раскрытия и расследования
преступлений одной из эффективных форм
расследования является следственно-оперативная
группа. Данная форма взаимодействия успешно
применяется при расследовании преступлений
в форме предварительного следствия, и
ей в процессуальной и криминалистической
литературе уделяется весьма существенное
внимание.30
Следственно-оперативная группа
позволяет решать следующие задачи: максимальное
сокращения сроков расследования; ускоренный
обмен информацией; согласованное планирование
следственных, организационных и оперативно-розыскных
мероприятий; рациональная организация
взаимодействия лица, производящего расследование
с иными участниками группы; всестороннее,
полное и объективное расследование преступлений;
своевременное изобличение и привлечение
к уголовной ответственности лиц, их совершивших,
розыск скрывшихся преступников.
При создании следственно-оперативных
групп следует учитывать и отрицательные
обстоятельства, в частности, в их составе
возможна текучесть, следовательно, необходимо
предусмотреть в ней преемственность.
Чтобы это не дезорганизовало работу группы,
необходимо создать условия для взаимозаменяемости
участников расследования, для чего следует
организовывать информационный обмен
внутри группы. Кроме этого, руководитель
группы должен участвовать в производстве
наиболее важных следственных действий,
что при необходимости позволит ему заменить
любого участника группы.
Осведомленность участников
следственно-оперативных групп по делу
может быть достигнута такими средствами,
как надлежащая систематизация материалов
дела; совместное обсуждение состояния
расследования по делу в целом и на отдельных
участках; организация информации внутри
группы. Следует помнить, что за короткое
время совместной деятельности у ее участников
может наблюдаться психологическая несовместимость,
а также отсутствовать чувство личной
ответственности за качество и результат
проводимой группой первоначальных следственных
и проверочных действий. Поэтому при их
комплектовании необходимо учитывать
опыт предыдущих совместных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной
ситуации интеграции России в мировой
рынок особую актуальность приобретает
совершенствование механизма правового
и уголовного регулирования общественно-государственных
отношений в сфере таможенной политики,
а также нарушаемых в этой сфере экономических
прав хозяйствующих субъектов, общества
и государства.
Сегодня
преступления и правонарушения в таможенной
сфере получили широкое распространение,
причиняя значительный ущерб экономическим
интересам Российской Федерации. Характерной
чертой криминогенной ситуации в стране
стало увеличение преступности в таможенной
сфере.
Динамизм развития общества
по пути становления рыночной экономики
обуславливает необходимость реагирования
на негативные тенденции и явления, в том
числе посредством постоянного развития
и изменения законодательства включая
уголовное.
Рассмотрение нормативной базы,
установившей ответственность за преступления,
совершаемые во внешнеэкономической сфере,
контролируемой таможенными органами,
свидетельствует о наличии разнообразных
уголовно-правовых норм отражающих специфику
организации экономического хозяйства
зарубежных государств. При всем различии
в технике криминализации практически
во всех государствах существует блок
преступлений, которые могут быть отнесены
к таможенным преступлениям
Опасными преступлениями являются
невозвращение из-за границы средств в
иностранной валюте и уклонение от уплаты
таможенных платежей. Подобные противоправные
деяния также посягают на экономику страны
и прежде всего на государственный бюджет.
Суть этих деяний в невыполнении предписанных
законодательством действий.
Незаконные экспорт или передача
сырья, материалов, оборудования, технологий,
научно-технической информации, незаконное
выполнение работ (оказание услуг), которые
могут быть использованы при создании
оружия массового поражения, вооружения
и военной техники, и невозвращение на
территорию РФ предметов художественного,
исторического и археологического достояния
народов РФ и зарубежных стран также нарушают
установленный порядок внешнеэкономической
деятельности.
В отношении сырья, материалов,
оборудования, научно-технической информации,
работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности (прав на них), которые в силу
своих особенностей и свойств могут внести
существенный вклад в создание оружия
массового поражения, средств его доставки,
иных видов вооружения и военной техники,
а также продукции, являющейся особо опасной
в части подготовки и (или) совершения
террористических актов установлен экспортный
контроль, представляющий собой комплекс
мер, обеспечивающих реализацию установленного
действующим законодательством порядка
осуществления внешнеэкономической деятельности
в отношении указанных товаров.
Предметы художественного,
исторического и археологического достояния
народов Российской Федерации и зарубежных
стран преимущественно подлежат временному
вывозу из России либо не подлежат вывозу
из Российской Федерации. Несет ответственность
за совершение этого преступления лицо,
на которое была возложена обязанность
возвратить в установленный срок на территорию
России культурные ценности.
Анализ таможенной преступности
позволяет выявить ряд ее существенных
особенностей, в частности, повышенную
общественную опасность, совершение преступлений
в значительной степени организованными
преступными сообществами, высокую латентность.
Изложенное обуславливает необходимость
анализа причин невыявления таможенных
преступлений, к основным из которых относятся
неприкрытость, прозрачность государственной
границы Российской Федерации с сопредельными
государствами; проблемы организации
и состояния таможенного контроля на таможенной
границе; пробелы в области юридических
и иных знаний у сотрудников таможенных
органов, в первую очередь, у сотрудников,
осуществляющих таможенное оформление
и таможенный контроль над перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации;
противодействие выявлению таможенных
преступлений со стороны должностных
лиц таможенных органов; недостаточное
материально-техническое обеспечение
подразделений и служб, осуществляющих
таможенный контроль.
Поэтому, прежде всего, необходимо
обратить внимание на развитие законодательной
базы и на ее основе – практической реализации
мер по борьбе с таможенными преступлениями.
Также необходимо тщательно соотносить
нормы международного права с законодательством
конкретной страны или изначально разрабатывать
нормы строго в соответствии с уже имеющимися
законами, которые приоритетны, так как
рассматриваемые преступления возникают
в связи с осуществлением внешнеэкономической
деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Законы, нормативные
правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция РФ, принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1993,
вступившая в действие 25 декабря 1993 г.
(в ред. ФКЗ №8 – ФКЗ от 2008 г.)
// СПС «Консультант плюс».
2. Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 28.06.2014)
// СПС «Консультант плюс».
3. Таможенный кодекс Таможенного
союза (приложение к Договору о Таможенном
кодексе Таможенного союза, принятому
Решением Межгосударственного Совета
ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 N 17) (утв. ВС РФ 18.06.1993
N 5221-1) (действующая редакция от 16.04.2010) // СПС «Консультант плюс».
4. Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014)
// СПС «Консультант плюс».
5. Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18.12.2001
N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ.
в силу с 06.08.2014) // СПС «Консультант
плюс».
6. Федеральный закон
от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999) «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»
// СПС «Консультант плюс».
7. Закон Российской Федерации
от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе
и ввозе культурных ценностей» // СПС
«Консультант плюс».
8. Закон Российской Федерации
от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 28.06.2014) «О Государственной
границе Российской Федерации» // СПС «Консультант
плюс».
9. Указ Президента РФ
от 11.04.1992 N 388 «О мерах по созданию системы
экспортного контроля в России» »
// СПС «Консультант плюс».
Монографии, учебники,
учебные пособия
10. Батычко В.Т. Таможенное
право в вопросах и ответах – Таганрог:
ТРТУ, 2005. – 785 с.
11. Бекяшев К. А. Таможенное право:
Учебник (3-е издание) / К. А. Бекяшев, Е. Г.
Моисеев. – М.: ПРОСПЕКТ, 2013. – 328 с.
12. Белкин Р. С. Криминалистика:
проблемы сегодняшнего дня. Злободневные
вопросы российской криминалистики –
М.: НОРМА – ИНФРА – М, 2001. – 240 с.
13. Волженкин Б. В. Преступления
в сфере экономической деятельности по
Уголовному праву России – С-Пб.: Юрид.
центр Пресс, 2007. – 765 c.
14. Жбанков В.А. Расследование
контрабанды: Практическое пособие / В.
А. Жбанков. – М.: Юрист, 2009. – 367 с.
15. Козырин А. Н. Преступления в
сфере таможенного дела. Ответственность
за нарушения таможенных правил – М.: Юрист,
2006. – 456 с.
16. Комментарий к Уголовному
Кодексу Российской Федерации. / Под общ.
ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М.:
ИНФРА-М, НОРМА, 2011. – 876 с.
17. Комментарий к Уголовному
кодексу РФ / Под ред. С.И. Никулина. – М.:
Проспект, 2012. – 912 с.
18. Ларичев В.Д. Таможенные преступления:
Учебник / В. Д. Ларичев, Н. С. Гильмутдинова.
– М., 2001. – 608 с.
19. Лопашенко Н. А. Преступления
в сфере экономики: авторский комментарий
к уголовному закону (раздел VIII УК РФ) –
М.: Волтерс Клувер, 2006. – 720 с.
20. Нестеров А.В. Концептуальные
основы использования специальных познаний
в раскрытии и расследовании таможенных
преступлений / А. В. Нестеров. Дис. докт.
юрид. наук. – М., 2008. – 170 с.
21. Тимошенко И. В. Таможенное
право России: Учебник – Ростов на Д., 2009.
– 512 с.
Статьи, научные
публикации
22. Актуальные проблемы криминалистики
на современном этапе // Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. – Краснодар,
2002. – С. 106-107.
23. Березин М. Ю. Особенности состава преступления
при уклонении от уплаты налогов (сборов)
с физических лиц. / М. Ю. Березин // Право
и экономика. – 2008. – Май(№ 5). – С. 8-10.
24. Березин М. Ю. Особенности состава преступления
при уклонении от уплаты налогов (сборов)
с физических лиц. / М. Ю. Березин // Право
и экономика. – 2008. – Июнь (№ 6). – С. 9-12.
25. Беспалько В. Г. Некоторые аспекты
криминалистической характеристики преступного
невозвращения из-за границы культурных
ценностей (ст. 190 УК РФ) / В. Г. Беспалько
// Российский юридический журнал. – 2012.
– № 2. – С. 98-106.
26. Горленко С.В. Преступления в сфере
экономической деятельности / С. В. Горленко
// Аудиторские ведомости. – М., 2004. – №
11, 12. – С. 18-21.
27. Грачев О. В. Основные направления
совершенствования мер общего предупреждения
преступлений в сфере таможенной интеграции
/ О. В. Грачев // Российская юстиция. – 2013.
– № 1. – С. 62-65
28. Гринько С. Д. Невозвращение
из-за границы средств в иностранной валюте
(статья 193 УК РФ). / С. Д. Гринько // Современное
право. – 2012. – № 10. – С. 10-12.
29. Диканова Т. А. Актуальные
проблемы борьбы с таможенными преступлениями
/ Т. А. Диканова // Вестник академии Генеральной
прокуратуры Российской Федерации – 2007.
– №1. – С. 73-80.
30. Картавцев, В.И. Использование
специальных знаний в раскрытии и расследовании
таможенных преступлений / В. И. Картавцев,
А. В. Нестеров // Вестник криминалистики,
– 2005. – № 4 (16). – С. 56 – 59.
31. Клебанов Л. Р. Контрабанда
культурных ценностей как экономическое
преступление / Л. Р. Клебанов // Законодательство
– 2012. – № 1. – С. 63-72.
32. Кирсанов, А.Ю. Квалификация
таможенных преступлений / А. Ю. Кирсанов
// Вестник Московского
университета МВД России. – 2007. – № 3. – С. 51-53.
33. Краснов А. Д. Криминологические
предпосылки противодействия таможенным
преступлениям/А. Д. Краснов // Следователь.
– 2010. – № 11. – С. 34-38.