Таможенные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании видов таможенных преступлений.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
во-первых, изучить общую характеристику таможенных преступлений;
во-вторых, рассмотреть характеристику отдельных видов таможенных преступлений;
в-третьих, определить проблемы раскрытия таможенных преступлений и предложить пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ....5
Понятие таможенного преступления……………..……………………….5
Ответственность за таможенные преступления………..………………...9

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.................................................................................................12
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники………………………………………………...12
Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей…................16
Уклонение от выполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ………………………………..19
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц……………………………………………………………..23

ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………...……..……………….…….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовик по уголовному праву.docx

— 90.05 Кб (Скачать файл)

 

Положение о необходимости обязательного возврата из-за границы средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики России, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости.

Объект преступления – установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

Резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не указано в данном законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.19

В то же время резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.20

Применительно к статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации резидентами являются организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нерезиденты – физические лица, не являющиеся резидентами по законодательству Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и так далее.

Указанный нормативный акт содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту: при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению, – на период проведения этих мероприятий и так далее.21

Уполномоченные банки – это кредитные организации, осуществляющие банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется с использованием паспортов сделок, которые оформляются при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и содержат необходимые для учета и отчетности сведения. Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами (например, Центральный банк Российской Федерации) и агентами (например, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы) такого контроля.

Предмет преступления – средства в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимаются: во-первых, денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; во-вторых, средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под невозвращением средств в иностранной валюте необходимо понимать невыполнение лицом соответствующей обязанности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. Сроки исполнения такой обязанности указаны во внешнеторговом договоре (контракте).

Способы невозвращения могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и так далее).

Ответственность за такое бездействие возможна только при наличии фактической возможности совершить необходимое действие. Если, например, контрагент по обязательству не исполняет его (ввиду несостоятельности или иных обстоятельств), несмотря на действия резидента, направленные на истребование денег, преступления не будет.

Преступление является оконченным в момент невозвращения из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте в крупном размере. Состав преступления материальный.

Под крупным размером понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая пять миллионов рублей.22

Деяние, связанное с хищением средств в иностранной валюте, необходимо квалифицировать по совокупности со статьей 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в крупном размере из-за границы средства в иностранной валюте, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, и желает этого.

Субъект преступления специальный – руководитель организации.

  1. За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность. 
    Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц.

 

Объект преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

К таможенным платежам относятся: ввозная или вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.23

Ввозная или вывозная таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывозе товаров с этой территории. Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, – это обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет.

Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей, повлекшая их непоступление в бюджетную систему Российской Федерации. Способы уклонения в диспозиции статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации не указаны. Они могут быть разнообразными (например, простая неуплата таможенных платежей).

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

Под крупным размером понимается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая один миллион рублей, а в особо крупном размере – три миллиона рублей.24 Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей. В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза этим лицом может являться декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Квалифицирующий признак – совершение преступления в особо крупном размере и группой лиц по предварительному сговору.

Завладение таможенными платежами, поступившими в бюджет, путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат этих денежных средств как излишне уплаченных или взысканных, следует квалифицировать как мошенничество (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации).

  1. За нарушение сроков уплаты таможенных платежей, не образующих крупный размер, установлена административная ответственность. 
    ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

 

В последнее время в заинтересованных кругах общества обсуждаются проблемы совершенствования работы таможенной службы, законодательства по внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Отмечается, что сегодняшнее состояние таможенной отрасли препятствует росту товарных инвестиций в страну, не позволяет своевременно обновлять технологическое оборудование для переоснащения предприятий, провоцирует рост правонарушений со стороны участников ВЭД.25

В основном обсуждение вопросов таможенной отрасли концентрируется на совершенствовании самого порядка перемещения товаров через таможенную границу, однако упорядочение норм уголовного права, устанавливающих ответственность за совершение преступлений в сфере внешнеэкономических отношений, представляется не менее актуальным и значимым.

Квалификация преступлений в сфере таможенного дела имеет некоторые особенности, объясняющиеся их спецификой. Сложность решения вопросов уголовно-правовой оценки содеянного часто обусловлена здесь тем, что составы преступлений по своей конструкции относятся к бланкетным. Поэтому приходится обращаться как к нормам уголовного, так и таможенного, административного, финансового и других отраслей права. Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную терминологию, используемую в уголовном законе. Дополнительные трудности связаны с тем, что весь массив нормативных актов, к которому требуется обращаться при квалификации рассматриваемых преступлений, постоянно изменяется и дополняется.26

Доля таможенных преступлений в общей структуре преступности весьма незначительна. Их раскрываемость остается низкой.

В структуре таможенных преступлений доминирует уклонение от уплаты таможенных платежей, на втором месте – невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Наблюдается тенденция увеличение доли двух вышеуказанных составов27.

При выявлении и раскрытии преступлений в сфере ВЭД важное значение имеет своевременное и эффективное взаимодействие правоохранительных органов. Несовершенство межведомственных актов, регулирующих совместную деятельность, порождает ряд проблем. Одна из них связана с тем, что важную роль в установлении фактических обстоятельств совершения правонарушений в сфере ВЭД должна играть автоматизированная система учета электронных копий грузовых таможенных деклараций (ГТД) и документов контроля доставки (ДКД). Однако информация о пересечении границы с грузами может запаздывать. В связи с этим обнаружение факта недостоверного декларирования в ряде случаев носит случайный характер.

В целях пресечения деятельности недобросовестных участников ВЭД в таможнях создана база данных по нарушителям таможенных правил. Она должна применяться при проверке декларанта на этапе проведения контроля таможенной стоимости и валютного контроля. Однако, как показывает практика борьбы с преступлениями в сфере ВЭД, это действенное средство используется недостаточно эффективно.

Несмотря на положение об основах взаимодействия Министерства внутренних дел России с Государственным таможенным комитетом России обмен оперативной информацией осуществляется только при наличии двусторонней заинтересованности в результатах ее реализации. Таким образом, сроки расследования затягиваются, виновные скрываются.

Привлечение виновных к ответственности зачастую зависит от своевременного возбуждения уголовного дела и задержания контрабандистов. Между тем задержание нарушителей как мера уголовно-процессуального принуждения используется крайне редко, так как осуществление необходимых процессуальных действий ограничено продолжительностью стоянки поездов, морских, речных и воздушных судов на пунктах пропуска через таможенную границу. Неиспользование правоохранительными органами возможностей, предоставленных им законодательством, нередко влечет за собой отрицательные результаты.

Информация о работе Таможенные преступления