Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 10:05, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что бандитизм всегда относился и, пожалуй, будет относится к наиболее опасным преступлениям против общественной безопасности. Кроме того, что бандитизм открыто выступает против существующей системы государственного устройства, представляет собой открытую угрозу жизни для населения, вносит элементы коррумпированности в деятельность органов внутренних дел.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
1 ПОНЯТИЕ БАНДЫ И БАНДИТИЗМА, ИХ РАЗЛИЧИЯ. ФОРМЫ БАНДИТИЗМА………………………………………………………….
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНДИТИЗМА КАК СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Объект и объективная сторона бандитизма………………………
2.2. Субъект и субъективная сторона бандитизма……………………
2.3. Отграничение бандитизма от смежных составов преступлений..
3. РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БАНДИТИЗМ………….
4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНДИТИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…...................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………
Нельзя не отметить тот факт, что «в Уголовном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1926 г. статья о бандитизме помещена не в главу «Преступления против порядка управления», а в главу «Особо для Союза Советских Социалистических Республик опасные преступления против порядка управления». В связи с этим можно говорить о том, что государство признавало бандитизм одним из наиболее опасных преступлений.
Необходимо также упомянуть о том, что в ст.593 Уголовного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1926 года уже не было второй части как ранее, которая предусматривала ответственность за пособничество бандитам и укрывательство банд и отдельных их участников. Теперь пособники и укрыватели отвечали как соучастники на общих основаниях, через соответствующую статью общей части Уголовного кодекса.
Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 года в ст.77 предусматривал уголовную ответственность за бандитизм в редакции ст.14 «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления». В этой норме бандитизм определялся как «организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятия, либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях».
Как и в ранее действовавших кодексах, в Уголовном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 года остались три способа совершения данного преступления, а именно это - организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения или предприятия либо на отдельных граждан, участие в банде, участие в совершаемых бандой нападениях.
17 июня 1960 года было принято
Большинство из перечисленных положений, существенных для ответственности за бандитизм по кодексу 1960 г., подобным же образом раскрывались и в ранее действовавших кодексах.
Тем не менее произошел ряд изменений. Из статьи о бандитизме исчезли такие способы совершения данного преступления как «остановки поездов и разрушение железнодорожных путей и иных средств сообщения».
В санкции статьи о бандитизме появился новый вид наказания. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 18 мая 1961 года «О внесении изменений и дополнений в Закон об уголовной ответственности за государственные преступления» за бандитизм в качестве дополнительной меры наказания может назначаться ссылка сроком от двух до пяти лет.
С течением времени по разному решался вопрос о соотношении бандитизма с другими общественно-опасными деяниями, например, убийством или хищениями.
В силу ряда известных политических причин о бандитизме, который воспринимался как антигосударственное явление, с 50-х и до середины 80-х годов предпочитали, в основном, вспоминать в ракурсе исторического прошлого страны. А выявленные факты бандитизма рассматривались как отдельные экзотические случаи. Однако с середины 80-х годов в условиях стихийного неконтролируемого накопления капитала и слияния его с теневым капиталом, накопленным за предыдущие годы, как отмечалось в специальной литературе, привело к появлению сначала стихийных, а затем организованных форм реагирования криминальной среды в виде рэкета и других форм корыстно-насильственных преступлений, посягающих на образование класса - обладателей крупного капитала» [13, с. 212].
Как видно из характеристики исторического развития бандитизма, криминализация составляющих его деяний с самого начала образования советского государства и до наших дней объяснялось той высокой степенью общественной опасности, которая в нем заключалась. Первоначально бандитские действия были опасны не столько тем, что реально они выливались в незаконное завладение имуществом, но, прежде всего, тем, что на фоне противостояния значительной части общества новому общественному и государственному строю и несогласия с проводимой социальной политикой, они являлись лишним доказательством неспособности нового государства построить справедливое общество и обезопасить его членов. Недаром в первые годы советской власти это преступление было объявлено государственным, хотя такая цель в диспозиции нормы не укладывалась, а сформулированные в ней действия по своему характеру выступали как относящиеся к числу корыстно-насильственных общеуголовных преступлений.
Глубокое изучение проблем организованности бандитизма позволили выявить и закрепить в науке уголовного права такие существенные признаки бандитизма как устойчивость, законспирированный характер этого вида деятельности, вовлечение в нее значительного числа лиц, в том числе использующих свое служебное положение, облегчающее совершение преступлений, тщательное планирование, наличие круга лиц, укрывающих банду и похищенное. Бандитизм претерпел значительную эволюцию в своем развитии, постепенно переродившись из контрреволюционного преступления, посягающего на основы государственного устройства, советскую власть в тяжкое, корыстно-насильственное преступление.
«С выходом нового Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. были уточнены некоторые понятия относительно бандитизма. В примечании 2 к разделу «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения» устанавливается, что преступления, совершенные в составе преступной организации или банды, оцениваются самостоятельно и влекут ответственность по совокупности преступлений. Кроме того, данная статья кодекса стала более «гуманной» с той точки зрения, что в ней не была оговорена возможность применения смертной казни при рассмотрении уголовных дел о бандитизме, кроме того, при вынесении приговора по ст. 286 Уголовного кодекса Республики Беларусь нижний предел наказания был увеличен с трех до пяти лет лишения свободы» [4, с.128].
Отметим, что многие вопросы законодательного регулирования бандитизма в Беларуси регулируются Постановление Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь от 19 марта 1998 г. №1 «О судебной практике по делам о бандитизме». Так, были уточнены основные понятия (банда, бандитизм), приведены признаки банды (стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между участниками, сплоченность, постоянство форм и методов преступной деятельности), разъяснены основные моменты организации банды, участия лиц в составе банды. Кроме того, в документе уточнен состав бандитизма, а также обращено внимание на применение принципа индивидуализации при вынесении приговоров по ст. 286 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Анализ законодательства о бандитизме, приведенный выше, позволяет сделать вывод, что государство всегда относило бандитизм к особо опасным преступлениям. Это подтверждается определением состава бандитизма, его форм, а также предусмотренным наказанием. Современный Уголовный кодекс Республики Беларусь, а также другие нормативно-правовые акты уделяет бандитизму не меньшее внимание, так как и в наши дни имеют место случаи масштабных и жестких действий банд в различных регионах страны.
4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНДИТИЗМА В ЗАРУБЕЖ-НЫХ СТРАНАХ
Борьба с преступностью
Вместе с тем, за последние годы ряд зарубежных стран (Япония, Швеция, Дания, Испания и др.) достигли определенных успехов в предупреждении бандитизма, опыт которых мог бы быть востребован для его применения в условиях белорусской действительности.
Анализ зарубежной практики противодействия бандитизму показывает о распространении в большинстве зарубежных стран двух направлений предупреждения данного вида преступности: социальном и ситуативном.
Социальное направление охватывает меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних лиц, других категорий населения, являющихся наиболее уязвимыми с точки зрения возможного совершения преступлений - лиц, ранее осуждавшихся совершении преступления в составе группы, членов семей данной категории лиц.
Ситуативное направление заключается в создании условий, позволяющих предотвратить совершение преступлений или не допустить возможности реализации преступных намерений. Это относится к формированию соответствующей правовой базы, организационных основ, экономических, информационных, технических и методических механизмов противодействия совершению преступлений. В отличие от социального направления ситуативное предполагает работу государственных структур, и в первую очередь органов полиции и юстиции.
В целом, как социальное, так и ситуативное направления борьбы с бандитизмом позволили развить активность населения в сфере противодействия преступным проявлениям, установить приоритет предупреждения преступности в деятельности органов полиции и юстиции, улучшить взаимодействие органов правопорядка с местными общинами.
Главным приоритетом уголовной политики в Японии, Франции, Великобритании, Дании и многих других является предупреждение преступности - как первичной, так и повторной, то есть создание условий для того, чтобы человек не вступил на преступный путь, а вступивший и сошедший с него (добровольно или по принуждению властей) не оказался на нем еще раз.
Вместе с тем, осуществление мер по предупреждению организованной преступности неодинаково у зарубежных государств. Теми «общими чертами», которые объединяют эти системы, являются разработка и принятие национальных законов, государственных и локальных программ по предупреждению преступности; организация единого координирующего органа по предупреждению организованной преступности; вовлечение населения в предупреждение организованной преступности; участие в международном сотрудничестве по предупреждению организованной преступности.
«К значительным достижениям зарубежных государств в исследуемой области необходимо отнести большое количество законов, специально направленных на предупреждение преступности. Например, в Соединенных штатах Америки принят ряд законов, направленных на предупреждение преступности. В частности, в 1970 году Соединенные штаты Америки первыми в мире приняли Закон о контроле над организованной преступностью, который предусматривает систему мер по пресечению подлежащих федеральной судебной юрисдикции категорий преступлений, сопряженных с бандитизмом: убийства, подлоги, ограбления, взяточничество, организация азартных игр, мошенничество. В 1976 году принят Закон о контроле над преступностью, регламентирующий меры по борьбе с так называемым «отмыванием» криминальных денег, защитой денежных знаков от подделок, предупреждению жестокого обращения с детьми, незаконного обращения с оружием; в 1984 году - Закон о всеобъемлющей борьбе с преступностью, предусматривающий реализацию комплексных мер борьбы с наркоманией, преступностью несовершеннолетних и компьютерной преступностью. Позже, в 1994 году, принят Закон об усилении борьбы с преступностью, в котором предусмотрены ужесточение наказания, расширение применения смертной казни и развернутая система профилактических мер. Отметим, что данные мероприятия направлены не конкретно на пресечение бандитизма в государстве, а на предупреждение преступлений, совершаемых участниками банд, а также других организованных преступных групп» [6, с. 8].
Предупреждение преступности в Соединенных штатах Америки осуществляется на двух уровнях: общегосударственном (через правительственные программы борьбы с преступностью, решение вопросов координации, финансирования и т.д.) и региональном (проведение профилактической деятельности на уровне штатов путем принятия местных программ, организация предупредительной деятельности силами полиции и местного населения).
«Представляет большой интерес принятая в Соединенных штатах Америки в 90-х годах XX столетия концепция так называемого восстановительного правосудия, согласно которой в воспитании правонарушителя приоритетное значение имеет его позитивное характеризующееся социальное окружение, а не органы полиции. Что касается последних, то их усилия также больше направлены на предупреждение преступлений, а не реагирование на совершенное преступление. Это подтверждается работой американских полицейских, которые регулярно осуществляют патрулирование улиц, проводят активную разъяснительную работу среди граждан по недопущению совершения правонарушений в общественных местах, взаимодействуют с населением на предмет получения информации о правонарушителях и преступниках. Это может объяснятся тем, что довольно часто членами банд являются молодые граждане Соединенных штатов Америки из неблагополучных семей, воспитывающиеся без присмотра родителей или других социальных учреждений и живущих по законам и по «правилам улиц».
Достаточное финансирование органов полиции Соединенных штатов Америки позволяет им привлекать население для охраны правопорядка. Это достигается следующими способами: выплата денежных вознаграждений гражданам, активно содействующим органам полиции в розыске преступников, организация на добровольной основе клубов общественных помощников органам полиции, выдача различных грамот, призов, памятных знаков и т.д. Эта методика особенно эффективно проявляет себя при поиске конкретных лиц-участников банд, когда сил и средств полиции недостаточно, а привлечение значительного числа добровольцев среди населения оправдывает результат» [6, с.7].
Предупреждение не может быть эффективным, если оно не мобилизует все возможности общества на плановой, систематической и скоординированной основе. Именно поэтому, во многих странах - членах Европейского Союза (Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и т.д.) еще в 60-80-х годах XX столетия были созданы национальные организации, различающиеся по структуре и форме, для планирования и координации превентивной деятельности на всех уровнях. Эти организации, включающие представителей различных государственных и общественных организаций, служб и разных слоев общества, осуществляют превентивные и исследовательские программы этой области борьбы с организованной преступностью и дают полезные рекомендации государственным органам и должностным лицам, вырабатывающим политику по проблемам борьбы с преступностью.