Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 10:05, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что бандитизм всегда относился и, пожалуй, будет относится к наиболее опасным преступлениям против общественной безопасности. Кроме того, что бандитизм открыто выступает против существующей системы государственного устройства, представляет собой открытую угрозу жизни для населения, вносит элементы коррумпированности в деятельность органов внутренних дел.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
1 ПОНЯТИЕ БАНДЫ И БАНДИТИЗМА, ИХ РАЗЛИЧИЯ. ФОРМЫ БАНДИТИЗМА………………………………………………………….
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНДИТИЗМА КАК СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Объект и объективная сторона бандитизма………………………
2.2. Субъект и субъективная сторона бандитизма……………………
2.3. Отграничение бандитизма от смежных составов преступлений..
3. РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БАНДИТИЗМ………….
4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНДИТИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…...................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………
К примеру, «в Бельгии на национальном уровне - в 1985 году создан Высший совет по предупреждению преступности, возглавляемый министром внутренних дел и состоящий из представителей жандармерии, муниципальной полиции и административных агентов общей полиции Королевства. На провинциальном уровне - в 1985 году создана Провинциальная комиссия по предупреждению преступности, возглавляемая губернатором и состоящая из представителей жандармерии, муниципальной полиции. Этот совет по предупреждению преступности планирует и координирует превентивную политику жандармских подразделений, собирает документацию, осуществляет конкретные превентивные программы, участвует в научных исследованиях и выдает рекомендации по предупреждению преступности соответствующим национальным властям» [14, с.135].
«Во Франции в 1983 году на национальном уровне создан Национальный совет по предупреждению преступности, который возглавляется премьер-министром и включает пятерых членов парламента, тридцать пять мэров и двадцать пять других лиц. Данный орган состоит из четырех секций по следующим направлениям: социальная жизнь, образование, полиция и правосудие, научные исследования и связь; на региональном уровне создан Совет департаментов, возглавляемый комиссаром республики и состоящий из представителей различных властей; на местном уровне создан Муниципальный совет по инициативе местных советников, возглавляемый мэром. На Национальный совет по предупреждению преступности возлагается: разработка национальной политики по предупреждению преступности, стимулирование и координация правительственных антикриминальных инициатив, планирование профилактической деятельности совета департаментов и муниципалитетов, координация сотрудничества между местными властями, добровольными организациями и частным сектором, изыскание источников финансирования программ по предупреждению преступности, информированию общественности и воспитанию психологии гражданской ответственности, изучение эффективности осуществляемых программ, проведение научных исследований в сфере предупреждения преступности.
На региональном уровне функционируют более 1000 муниципальных советов по предупреждению преступности, в состав которых входят местные выборные должностные лица, работники различных ведомств социальной сферы, представители неправительственных организаций. Работа советов связана с обсуждением причин преступности и выработкой мер по их предотвращению.
Полиция Франции также осуществляет функции по предупреждению бандитизма и активно взаимодействует с общественностью, в том числе и с муниципальными советами по предупреждению преступности. Так, в каждом отделении полиции имеется специальный отдел по связям с общественностью» [14, с.135].
В Австрии предупредительное воздействие на преступность согласно Закону о полиции безопасности, осуществляется Консультативным советом по предупреждению преступности, созданным в 1974 году при департаменте уголовных расследований полиции. Консультативный совет имеет в регионах консультативные бюро, число которых в настоящее время достигает 150.
Деятельность Консультативного совета направлена на оказание помощи гражданам, которые выражают обеспокоенность по поводу своей собственной безопасности и безопасности близких лиц от угроз, исходящих от преступности. Также помощь выражается в оказании юридической помощи гражданам по вопросам, связанным с обращением в органы правопорядка и судебные инстанции.
В Японии меры борьбы с преступностью разделены на обращенные к обществу в целом или к его отдельным группам, но не адресованные конкретным лицам, в отношении которых можно предполагать, что они могут совершить преступление в силу личностной характеристики, условий жизни, окружающей обстановки.
В рамках борьбы с преступностью ведется широкая пропаганда законопослушания, проводимая силами полиции, школы, общественных организаций, чему способствует издание самой разнообразной юридической литературы (включая хорошо прокомментированные законы) большими тиражами.
«В процессе изучения
Итальянская модель борьбы с организованной преступностью базируется на двух основных опорах – эффективном законодательстве и действенных органах, обеспечивающих расследование соответствующей категории дел, привлечение виновных к суду и выработку рекомендаций по совершенствованию законодательства с целью искоренения из него положений, способствующих возникновению преступных проявлений» [15, с.229].
В последние годы ведущие страны мира в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности все более ориентируются не только на государственные спецорганы, но и на частные сыскные бюро и охранные агентства, привлекаемые к следственно-розыскной деятельности, исследованию различных аспектов в борьбе с правонарушениями.
В соответствии с законом частные охранники, детективы, следователи в Соединенных штатах Америки не имеют права применять такие используемые официальными правоохранительными органами меры, как обыск на дому, личный обыск, арест. Им, однако, разрешено задержание лиц, заподозренных в совершении преступления, для передачи в полицию.
«В Великобритании создано множество частных фирм, специализирующихся на производстве систем охранной сигнализации. Кроме того, многие из подобных фирм отвечают за охрану собственности частных промышленных предприятий и поддержание правопорядка в границах занимаемой ими территории. В ряде случаев формирования частных компаний тесно взаимодействуют с подразделениями местной и общенациональной полиции, несущими главную ответственность за поддержание общественного порядка и соблюдение законности в стране» [15, с.231].
«В Италии введение в 1989 году нового уголовно-процессуального кодекса практически легализовало деятельность частных сыскных бюро, сделав их полноправными участниками судебного процесса, которые могут давать консультации и оказывать помощь защите в ходе сбора доказательств в пользу обвиняемого.
Несмотря на это, сами частные детективы считают, что их положение остается двусмысленным, поскольку до настоящего времени в Италии нет закона, регулирующего деятельность частных сыскных бюро (итальянским парламентом уже отклонены 28 законопроектов), поэтому многие сыскные бюро в Италии действуют без каких-либо санкций и разрешений. По некоторым оценкам, их количество достигает 5 тысяч» [12, с. 29].
Мировая история уголовного законодательства содержит также факты более жестких и радикальных способов борьбы с организованной преступностью. Стоит вспомнить о деятельности эскадронов смерти в Латинской Америке. «Эскадроны смерти (от исп. los escuadrones de la muerte) - военизированные группы, создаваемые государством для противодействия деятельности, которой не удаётся воспрепятствовать в рамках сложившейся системы государственного права и силами официальных правоохранительных органов. Могут использоваться как для противодействия организованной преступности, так и для убийств, похищения или запугивания тех, кто представляет реальную или мнимую опасность для правящего режима.
Сам термин «эскадроны смерти» появился в Латинской Америке 1960-х годах. Первоначально он использовался как обобщенное название организаций «Белая рука», «Эскадрон Смерти», «Сальвадорская антикоммунистическая бригада», в большинстве своём действовавших в Гватемале и Сальвадоре.
Известны факты использования эскадронов смерти в Бразилии в конце 1960-х, после установления там военного правления. Попытки противостояния мафии законными средствами (даже в условиях военного режима) никаких результатов не давали: руководители преступных сообществ, благодаря связям с коррумпированными чиновниками и полицейскими, были практически недосягаемы для закона, привлечь к ответственности удавалось, в лучшем случае, рядовых исполнителей, да и то не всегда, обычным делом было давление на свидетелей и убийства. Борьбой с организованной преступностью занялись бразильские эскадроны смерти, сформированные из офицеров армии и спецслужб. Фактически они представляли собой тайную полицию, действующую теми же методами, что и организованная преступность: запугивание, шантаж, безсудные убийства, взятие заложников. Связь эскадронов смерти с правящими кругами отрицалась. Жаловаться на них было бесполезно, да и некуда. Действуя ещё более жестоко и гораздо более профессионально, чем преступники, эскадроны смерти смогли переломить ситуацию: большинство лидеров преступных сообществ, в конце концов, удалось арестовать и судить вполне официально. Организованная преступность в Бразилии была практически полностью уничтожена, однако эскадроны продолжили свою деятельность, охотясь на коммунистов, социал-демократов, гомосексуалистов. К началу 1980-х годов латиноамериканские эскадроны смерти, в большинстве своём, прекратили существование. Наиболее успешные из них приобрели легальный статус, отошли (по крайней мере, официально) от противозаконных действий и включились в обычный политический процесс» [14, с.136, с.18].
«Отметим, что к началу 21 века мировая практика по борьбе с бандитизмом накопила немало методов и способов борьбы с бандитизмом. Анализ законодательства ряда стран позволяет сделать вывод о том, что основной упор делается на предупреждение возникновения фактов бандитизма в стране. С этой целью государство создает специализированные государственные объединения и союзы, оказывая им финансовую помощь, разрабатывает государственные программы по борьбе с организованной преступностью, ведет активную работу с лицами, которые потенциально могут стать участниками банд, привлекают население страны для пресечения случаев бандитизма. Сегодня условия борьбы с бандитизмом требуют объединения усилия всех стран мира для выработки наиболее действенных мер по устранению угрозы бандитизма. Для этого проводятся межгосударственные семинары и собрания представителей силовых ведомств, высших органов управления, социальной, экономической сфер общества с целью поиска решения в вопросе борьбы с бандитизмом» [14, с.137].
Таким образом, бандитизм на протяжении всего периода с момента его выделения в уголовном праве и до наших дней продолжает оставаться одним из наиболее опасных преступлений против основ государственного управления и общественной безопасности. В связи с тем, что банда характеризуется высоким уровнем организованности, значительным преступным размахом, а также применением наиболее жестоких способов достижения поставленных целей, уголовное законодательство Республики Беларусь предусматривает достаточно строгие меры (нижний предел наказания составляет пять лет). Отметим, что за последние годы ряд зарубежных стран (Япония, Швеция, Дания, Испания и др.) достигли определенных успехов в предупреждении бандитизма, опыт которых мог бы быть востребован для его применения в условиях белорусской действительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бандитизм можно отнести к тем видам преступления, негативные последствия которых могут проявляться как в общественной жизни (угроза жизни человека, психологическое давление), так и в государственном управлении (коррупция, соучастие государственных служащих и представителей органов Министерства внутренних дел), экономической сфере («отмывание» нелегальных денег, перераспределение национального дохода в пользу банд, нарушение законов конкуренции в экономике).
Бандитизм, как обособленное преступление, имеет свой состав преступления, стороны которого отграничивают бандитизм от других схожих общественно опасных явлений. Бандитизм имеет несколько схожих признаков с отдельными преступлениями против общественной безопасности (создание преступной организации, вымогательство, разбой, создание вооруженного формирования), указанными в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Однако именно определение состава преступления позволяет разграничит бандитизм от указанных выше незаконных действий, ведь для квалификации определенного вида преступления как бандитизм требует соблюдения всех признаков его состава. Отсутствие хотя бы одного из них (вооруженность, цель нападения, мотив, умысел, применение насилия) приведет к тому, что совершенное преступление не сможет попасть под действие ст. 286 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Анализ законодательства о бандитизме позволяет сделать вывод, что государство всегда относило бандитизм к особо опасным преступлениям. Это подтверждается определением состава бандитизма, его форм, а также предусмотренным наказанием. Современный Уголовный кодекс Республики Беларусь, а также другие нормативно-правовые акты уделяет бандитизму не меньшее внимание, так как и в наши дни имеют место случаи масштабных и жестких действий банд в различных регионах страны.
К началу 21 века мировая практика по борьбе с бандитизмом накопила немало методов и способов борьбы с бандитизмом. Анализ законодательства ряда стран позволяет сделать вывод о том, что основной упор делается на предупреждение возникновения фактов бандитизма в стране. Сегодня условия борьбы с бандитизмом требуют объединения усилия всех стран мира для выработки наиболее действенных мер по устранению угрозы бандитизма. Для этого проводятся межгосударственные семинары и собрания представителей силовых ведомств, высших органов управления, социальной, экономической сфер общества с целью поиска решения в вопросе борьбы с бандитизмом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 г.// Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - № 30. - с. 438.
2. О судебной практике по делам о бандитизме: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19 марта 1998 г. № 1// Судовы весник. – 1998. - № 2. - с. 9-10.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №76. - с. 142.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. - № 83. - с. 128.
Научная литература
5. Банда Морозова. Логическое завершение// Милиция. – 2006. - №6. – с. 2-5.
6. Быков В. Признаки организованной преступности// Законность. 1998. -№9. - с. 4-8.
7. Егорова Н. Понятие «преступная группа» и «групповое преступление»// Законность, 1999. - № 2.- с. 19-21.
8. Задиран С. Предупреждение и пресечение организованной преступности и коррупции: опыт Италии/ С. Задиран, В. Артус// Юстиция Беларуси. – 2007. - №5. – с. 47-51.
9. Ключко Р.Н. Уголовное право. Особенная часть. Практикум. Уч. пос. для студентов вузов/ Р.Н. Ключко. – Мн.: Амалфея, 2004. – 144 с.