Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 00:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать содержание уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также выявить существенные проблемы в сфере государственного регулирования общественных отношений возникающих в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и найти рациональные пути их решения.
Задачами курсовой работы являются:
1) раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;
2) исследовать уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, предусмотренных ст. 327 и ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК);
3) исследовать уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, предусмотренных ст. 329-332 УК;
4) выявить и проанализировать проблемы проблемы в сфере государственного регулирования общественных отношений возникающих в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и найти рациональные пути их решения.
Введение
Охрана и укрепление здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества, поскольку здоровье, как и жизнь, есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо, без которого утрачивают значение в различной степени многие иные социальные блага. Статья 45 Конституции Республики Беларусь гласит: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья» [1].
Важное место в правовом обеспечении гарантий охраны здоровья, соблюдения прав человека и его социальной защищенности имеют уголовно-пpавовые нормы.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов в Республике Беларусь наносит невосполнимый вред здоровью населения и с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Большая прибыль от торговли наркотиками порождает заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков.
Серьезной проблемой современной Республики Беларусь является немедицинское употребление наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов и их незаконный оборот. Темпы наркотизации общества приобрели глобальные масштабы, создали угрозу целостности белорусского генофонда и безопасности государства. По экспертным оценкам более двух третей лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества, имеют возраст до 30 лет. Из года в год набирает темпы подростковая и школьная наркомания. Будучи известными человечеству с давних времен, наркотики и прочие одурманивающие вещества существовали как элементы быта или различных субкультур. С первой четверти прошлого века наркотики применялись, в основном, как средства обезболивания. Позднее они завоевали популярность в немедицинской сфере.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время в условиях активного распространения наркомании и роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, большое значение имеет правильное применение уголовно-правовых норм действующего законодательства, предусматривающих ответственность за совершение этих преступлений.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать содержание уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также выявить существенные проблемы в сфере государственного регулирования общественных отношений возникающих в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и найти рациональные пути их решения.
Задачами курсовой работы являются:
1) раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;
2) исследовать уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, предусмотренных ст. 327 и ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК);
3) исследовать уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, предусмотренных ст. 329-332 УК;
4) выявить и проанализировать проблемы проблемы в сфере государственного регулирования общественных отношений возникающих в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и найти рациональные пути их решения.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, взгляды учёных, а также Пленума Верховного суда Республики Беларусь о преступлениях связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
При написании курсовой работы использовались следующие основные методы: сравнительно-исторический, системный, формально-юридический, метод анализа, синтеза и др.
При написании курсовой работы были использованы нормы международно-правовых документов, Конституции Республики Беларусь, Уголовного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсоров и аналогов», научные комментарии, монографии, учебная литература, научные публикации в периодических изданиях, материалы судебной практики и т. д.
Данная курсовая работа состоит из введения, трёх разделов и восьми подразделов, а также в неё входят заключение и список использованных источников.
1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против здоровья населения, связанных с нарушением порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Понятие наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
1.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против здоровья населения, связанных с нарушением порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего, социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.
Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и, наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Как видим, развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.
В 1961 году на конференции в Нью-Йорке был выработан действующий ныне многосторонний международный договор о наркотических средствах — Единая конвенция о наркотических средствах (вступила в силу в 1964 г.). Прежде всего, она должна была заменить документы, принятые ранее, на протяжении более полувекового периода, упорядочить сложившуюся систему международного контроля, привести ее в соответствие с происшедшими в мире социально-экономическими изменениями. Необходимо было также создать эффективную систему контроля за производством сырьевых продуктов (опийного мака, необработанного опиума, листьев коки и каннабиса) [2].
Единая конвенция состоит из 51 статьи и 4 Списков наркотических средств, распределенных в зависимости от применения к ним режима контроля.
Система международного контроля над оборотом психотропных веществ установлена ныне действующей Венской конвенцией о психотропных веществах, принятой в 1971 году.
Названная Конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и прилагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости установления четырех режимов контроля, которые должна определять ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам [3].
Венская конвенция требует, чтобы стороны имели систему инспекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производителей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распределителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества. Разработанная в Конвенции система регулирования международной торговли предусматривает возможность запрещения и ограничения импорта и экспорта психотропных веществ (ст. 13).
Существенное значение имеют статьи Конвенции, касающиеся борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но «с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем» (ст. 2).
В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 году под эгидой ООН международной конференции был принят очередной в этой области документ — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она не отменяет действие Конвенций 1961 и 1971 годов. В отличие от ранее принятых документов, положения новой Конвенции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников [4].
К числу преступных Конвенция 1988 года относит следующие деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами: их производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажу, поставку на любых условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опиумного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков. Подлежат наказанию и публичное подстрекательство или приобщение других лиц к совершению указанных противоправных деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3 «Правонарушения и санкции»). Предусмотрены в этой же статье отягчающие вину обстоятельства: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ранее имевшая место судимость, особенно за аналогичное правонарушение. Имеется и установление о том, что государства в необходимых случаях могут устанавливать длительные сроки давности наказания за предусмотренные в Конвенции и указанные выше преступления [4].
Во всех этих международных актах был определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.
При сравнении ранее действующих национальных уголовно-правовых норм, которые посвящены вопросам ответственности за совершение преступлений против здоровья населения, связанных с нарушением порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в наиболее полном объеме они были изложены в УК БССР 1960 года. Но это вовсе не значит, что до этого времени данная группа общественно-опасных деяний не считалась уголовно наказуемой. Еще в Уложении об уголовных наказаниях в главе "О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие" имелось особое отделение, именуемое "О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих". Расширив основания ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой), Уголовное Уложение 1903 года дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой - лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий [5, с.422].
Преступления против здоровья населения впервые были выделены в самостоятельную главу в Уголовном кодексе Республики Беларусь, который вступил в силу с 1 января 2001 года. До этого данные преступления входили в главу «Преступления против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения». Глава о преступлениях против здоровья населения и в настоящий момент является составной частью Раздела IX «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения».
Важное значение для единообразного толкования признаков преступлений, связанных с нарушением порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 1(в ред. от 3 апреля 2008 г.) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (далее – постановление от 26 марта 2003 г. № 1 ).
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. № 26 был утверждён Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь.
Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2012 года был принят проект Закона Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», внесенный Советом Министров Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» вступил в силу 20 октября 2012 г.
Изложение Закона Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» в новой редакции обусловлено необходимостью совершенствования норм указанного Закона с учетом практики его применения, а также введения норм, касающихся аналогов наркотических средств, психотропных веществ. В законопроекте даны определения таким понятиям, как «аналоги наркотических средств, психотропных веществ», «заместители атомов водорода», «оборот аналогов», установлен порядок подтверждения отнесения химических веществ к аналогам.
Несмотря на множество соответствующих актов, регламентирующих правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ, контроль за их применением осуществлять непросто.
Таким образом, в действующем УК Республики Беларусь вопросам ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов посвящены 6 статей (ст.327-332).