Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 00:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать содержание уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также выявить существенные проблемы в сфере государственного регулирования общественных отношений возникающих в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и найти рациональные пути их решения.
Задачами курсовой работы являются:
1) раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;
2) исследовать уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, предусмотренных ст. 327 и ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК);
3) исследовать уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, предусмотренных ст. 329-332 УК;
4) выявить и проанализировать проблемы проблемы в сфере государственного регулирования общественных отношений возникающих в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и найти рациональные пути их решения.
3) содержание притонов для их потребления — часть 2.
Предоставить помещение для потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или других одурманивающих средств, — значит, передать его в пользование другому лицу в указанных целях. При этом ответственность за предоставление помещений для таких целей наступает как при неоднократном, так и при разовом характере таких действий, независимо от того преследовал ли виновный корыстную цель [20, с 324].
Предоставляемое помещение не должно быть притоном для потребления средств, вызывающих одурманивание. В противном случае такое предоставление притона является его содержанием.
Понятие притон в законе не раскрыто. Вместе с тем в ч. 2 ст. 332 указан характеризующий его признак — предназначенность для потребления средств, вызывающих одурманивание. С учетом сложившейся судебной практики под притоном следует понимать помещение или иное место, предназначенное или используемое для систематического потребления указанных средств различными лицами [10, с. 775-776].
По мнению Лукашова А. И. под организацией притонов следует понимать деятельность по созданию, устройству помещений или иного места, предназначенных для систематического потребления указанных средств различными лицами. А под содержание притонов — владение помещением или иным местом, отвечающим признакам притона. Однако Пленум Верховного Суда Республики Беларусь разработал легальные понятия. Так под организацией притона понимается активная деятельность по найму или приспособлению помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ, по приобретению последних для их потребления, поиск клиентов либо создание иных условий для потребления соответствующих веществ. А содержание притона означает совершение действий обеспечивающих функционирование притона надлежащим образом: поддержание помещения в надлежащем виде, ремонт, снабжение посетителей наркотическими средствами или психотропными веществами, необходимыми инструментами и оборудованием, обеспечение охраны и т. д [5, с 239].
Преступление считается оконченным с момента совершения любого из вышеназванных деяний. Так организация притона считается оконченной уже в момент организации вне зависимости от того, удалось ли воспользоваться данным помещением.
Необходимо отметить, что если, организатор либо содержатель притона сбывал посетителям наркотические или иные одурманивающие средства, или склонял других лиц к их потреблению, его действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 332, 328 и 331 соответственно.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом, т. е. лицо сознаёт, что предоставляет помещение либо организует или содержит притон именно наркотических или других одурманивающих веществ, и желает этого.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста [20,с. 330].
В качестве вывода дадим краткую уголовно-правовую характеристику данного состава преступления.
Основным непосредственным объектом общественные отношения, обеспечивающие защиту здоровья населения.
Предметом преступлений являются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, а также другие средства вызывающие одурманивание. К последним относятся натуральные или синтетические средства, в том числе и различные лекарственные препараты, которые не содержатся в списках наркотических средств и психотропных веществ, но вызывают определённое негативное влияние на эмоционально-нервную и психическую среду человека.
Объективная сторона данного преступления выражается в следующих альтернативных формах:
1) предоставление помещений для
потребления наркотических
2) организация притонов для
3) содержание притонов для их потребления — часть 2.
При этом последние две формы объективной стороны являются квалифицирующими признаками данного состава преступления.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Заключение
В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
При всей актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств ее нельзя признать урегулированной в международном праве. В частности, нет единого подхода ни в отношении комплекса противоправных действий, подпадающих под понятие незаконного оборота наркотических средств, ни в отношении используемой терминологии.
Кроме того, в национальном законодательстве не всегда учитываются и находят закрепление отдельные стадии незаконного оборота, предусмотренные в международных соглашениях.
Как следует из вышеизложенного, не все ученые используют понятие «незаконный оборот наркотических средств». Те же, кто его применяют, не в полной мере раскрывают содержание данного понятия.
Вместе с тем действия, связанные с незаконными операциями с наркотическими средствами, на наш взгляд, нельзя полностью отождествлять с понятием незаконного оборота наркотических средств.
Вопрос о содержании понятия «незаконный оборот наркотических средств» и в национальном законодательстве государств, и в научной литературе не нашел должного отражения. В основном учеными анализируется не само это понятие, а степень восприятия национальным законодательством положений международно-правовых соглашений по данной проблеме, что, безусловно, также представляет большой научный и практический интерес.
На национальном уровне вопросы ответственности за совершение преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, регламентируются в различных нормативно-правовых актах.
Незаконный оборот наркотических средств в Уголовном кодексе Республики Беларусь представлен в виде следующих стадий: изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов. Однако ответственность за такую стадию незаконного оборота наркотических средств, как незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, в названном уголовном кодексе предусматривается в отдельной статье. Вместе с тем в Конвенции 1988 г. данная стадия включена в состав незаконного оборота наркотических средств.
Ответственность за незаконные операции с наркотическими средствами в Республике Беларусь предусмотрена в статьях 327—330 Уголовного кодекса, содержание которых в целом соответствует положениям вышеназванных международно-правовых актов. Вместе с тем хотелось бы высказать ряд замечаний по данной проблеме.
В соответствии с пунктом (а) части 1 статьи 3 Конвенции 1988 г. уголовно наказуемыми должны быть признаны изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Согласно статье 330 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовно наказуемым признается нарушение правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов.
Однако, на наш взгляд, во-первых, такая формулировка сужает круг лиц, которые могут иметь отношение к вышеназванным действиям, ограничивая его только специальным субъектом, т. е. лицом, "обязанным соблюдать указанные правила". Во-вторых, в этом случае положения пункта (а) части 1 статьи 3 Конвенции 1988 г. имплементированы в национальное уголовное законодательство не в полной мере.
Кроме того, согласно названному Закону, понятие «оборот» составляют следующие действия: культивирование растений, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, перемещение, реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных и находящихся под государственным контролем в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Следовательно, их незаконное осуществление является нечем иным, как незаконным оборотом наркотических средств. В таком случае, в данной формулировке не нашли отражение все стадии незаконного оборота наркотических средств, закрепленные в Конвенции 1988 г.
Существует еще одна проблема, связанная с отражением в национальном законодательстве понятия «незаконный оборот наркотических средств». В различных нормативных актах на территории Республики Беларусь это понятие формулируется по-разному. Например, содержание понятия «незаконный оборот наркотических средств» в Законе Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» отличается от того, которое закреплено в УК Республики Беларусь. Такое положение должно устраняться путем унификации данного понятия во всех нормативных актах.
Таким образом, отсутствие единого подхода к содержанию понятия «незаконный оборот наркотических средств», имеющее место в международно-правовых актах и доктрине международного права, не способствует улучшению организации сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и повышению эффективности правотворческой деятельности на национальном уровне, а ведет к снижению ее эффективности. Вместе с тем такое понятие, единое для всех государств, должно находить отражение в международно-правовых актах и имплементироваться в национальные законодательства государств.
В целях приведения уголовного законодательства Республики Беларусь в соответствие с международными соглашениями, регламентирующими вопросы сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, на наш взгляд, необходимо предусмотреть ответственность за изготовление, транспортировку или распространение оборудования или материалов, предназначеных для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, что может быть решено либо путем выделения отдельной нормы в УК Республики Беларусь, предусматривающей ответственность за вышеназванные деяния.
В заключение настоящей курсовой работы, необходимо сделать общий вывод о том, что устранение отмеченных выше недостатков послужит правильному применению судами норм уголовного закона, устанавливающих ответственность за преступления против здоровья населения, сопряженные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Список использованных источников
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
2 О наркотических веществах: Конвенция ООН, 30 марта 1961 г., // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр. Спектр». – М., 2012.
3 О психотропных веществах: Конвенция ООН, 21 фев. 1971 г., // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронная ресурс] / ООО «Юр. Спектр». – М., 2012.
4 О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: Конвенция ООН, 20 дек. 1988 г, // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронная ресурс] / ООО «Юр. Спектр». – М., 2012.
5 Лукашов, А.И. Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнительный анализ и комментарий / А.И. Лукашов, Э.А. Саркисова. – Мн.: Тесей, 2000. – 672 с.
6 Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 февр. 2012 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь., 2012. – 297 с.
7 Веселовская, Н. В. Наркотики. Свойства, Действие, Фармакокинетика, Метаболизм: Пособие для работников наркологических больниц, наркодиспансеров, химико-токсикологических и судебно-химических лабораторий / Коваленко А. Е. — М.: Триада-Х, 2000. — 196 с.
8 Шабанов, П.Д Наркология: Практическое руководство для врачей / П.Д Шабанов — М.: Гэотар-мед, 2003. — 560 с.
9 Пятницкая, И.Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. — М.: Издательство «Медицина», 2008. — 640 с.
10 Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010.- 1063 с.
11 О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах: Закон Республики Беларусь, 13 июля 2012 г., № 408 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
12 Об утверждении Республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. № 26: с изм. и доп.: текст по состоянию на 7 февр. 2013 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ Беларусь. – Минск, 2013.