Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 12:10, контрольная работа
Описание работы
На сегодняшний день терроризм по своим масштабам и колоссальной разрушающей силе превзошел всевозможные угрозы общественным отношениям, бросив вызов всему человечеству. Усиление процессов глобализации в мировом сообществе, развитие новых систем общественных отношений вместе с тем становятся потенциально опасными для всего человечества, поскольку связаны с такими опасными и явлениями как терроризм и экстремизм.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Особенности терроризма как уголовного преступления
1.1 История развития борьбы с терроризмом
1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий
1.3 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России
Глава 2. Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом
2.1 Специфика уголовной ответственности за терроризм
2.2 Способы предупреждения терроризма
2.3 Проблемы организации борьбы с терроризмом на современном этапе
Эти реорганизации
свидетельствуют о том, что количество
и масштаб проявлений был незначителен,
и что это направление оперативной работы
органов КГБ отходило на задний план.
Общей установкой в
плане противодействия террористическим
проявлениям являлась организация работы
по недопущению хищения и розыск похищенного
оружия и боеприпасов, их незаконного
оборота на территории СССР, которая ставилась
перед всеми подразделениями органов
КГБ.
Одной из первых акций
террора после создания КГБ стал расстрел
присутствовавших на трибуне на демонстрации
в Архангельске 1 мая 1955 г.
Следующей акцией стал
обстрел В. Ильиным кортежа автомашин
с космонавтами в декабре 1968 г. у Боровицких
ворот Кремля[6]
.
Необходимо отметить,
что именно в этот период времени приходится
появление и активизация террористической
деятельности за рубежом различных террористических
организаций (ЭТА в Испании, "Красных
бригад" в Италии, "Фракции Красной
армии" в ФРГ, КАЯ в Японии и т.д.), призывы
и воззвания которых, по оценкам советского
руководства, могли негативно сказаться
на политических взглядах в нашей стране.
Для обеспечения предупреждения
террористических акций 25 июля 1967 г. был
создан пятый отдел, на который возлагались
следующие задачи[7]
:
оказание практической
помощи местным органам КГБ по предотвращению
массовых антиобщественных проявлений;
розыск авторов анонимных
антисоветских документов - листовок,
"воззваний", "обращений", инструкций
и т.п., - содержащих угрозы или призывы
к совершению государственных преступлений,
насильственных противоправных действий;
проверка и организация
работы по сигналам о вынашивании террористических
намерений.
Позднее, в августе
1969 г. на базе "антитеррористического"
отделения пятого отдела был образован
независимый седьмой отдел, функции которого
были определены как "выявление и проверка
лиц, вынашивающих намерение применить
взрывчатые вещества и взрывные устройства
в антисоветских целях"[8]
.
В его составе имелось
отделение по розыску авторов анонимных
документов, содержавших угрозы осуществления
террористических акций, отделение проведения
непосредственного противодействия реализации
преступных замыслов, а также контроля
за организацией этой работы в территориальных
управлениях и отделах органов КГБ.
В седьмом отделе сосредотачивалась
вся база данных, поступавших в КГБ по
различным каналам относительно террористических
намерений и действий. Однако следует
отметить, что масштаб его работы значительно
уступает тому объему террористической
угрозы, который пришелся на Россию, начиная
с 1992 г.
Наибольшее количество
сигналов о террористических намерениях
появилось в преддверии проведения летом
1980 г. в Москве XXII летних олимпийских игр.
Например, накануне
Олимпиады УКГБ по г. Москве и Московской
области в Подмосковье усилено велся розыск
"взрывника", подбрасывавшего взрывные
устройства в Клину, Химках и других районах
области.
Жертвой этого террориста,
более полугода терроризировавшего Подмосковье
в канун предстоящей Олимпиады, стал один
человек, а еще несколько были ранены[9]
.
В 80-е годы, в связи с
изменением социально-политической и
оперативной обстановки в стране и мире
количество сигналов и дел с террористической
окраской стало возрастать. Именно в этот
период стали создаваться объективные
предпосылки для проявления массового
терроризма во многих точках Советского
Союза. В январе 1988 года события в Нагорном
Карабахе, провозгласившим выход из состава
Азербайджана - Азербайджанской ССР, стали
катализатором вспышки кровавого национализма
в Баку и Сумгаите, где погибли сотни граждан
армянской национальности, тысячи людей
вынуждены были покинуть республику. Затем
последовали кровавые события на националистической
почве в Фергане и Коканде, в Ошской области
(Киргизская ССР), военные конфликты правительства
Грузии с Юго-Осетинской республикой и
республикой Абхазия, Молдавско-Приднепровский
конфликт, образование криминального
режима в Чечне и развертывание массового
террора против местного "некоренного"
населения и, как ответная реакция со стороны
Федеральных властей - применение вооруженных
сил против боевиков и мирного населения
республики, в результате чего погибло
более 100 тысяч человек[10]
.
Поворотным моментом
в развитии противодействия терроризму
можно назвать 1992 г., когда следствие распада
Советского Союза в Российской Федерации
начались важные и крупные подвижки почти
тектонического характера и масштаба.
В июне 1992 г. Министерство безопасности
Российской Федерации организовало первую
межведомственную конференцию по проблемам
противодействия терроризму с участием
представителей ГРУ и министерства обороны,
Генеральной прокуратуры, Главного управления
охраны РСФСР и МВД.
Напряженная ситуация
в стране, которая обострялась в связи
с нестабильностью в ряде пограничных
регионов и последствиями войны в Афганистане,
стала поводом к всплеску террористических
актов.
Летом 1995 г. указом президента
РФ на базе УБТ был образован Антитеррористический
центр ФСБ России.
Одновременно в 1998-1999
г. в ФСБ существовало Управление конституционной
безопасности (УКБ), при очередном реформировании
Антитеррористического центра в 1999 г.
вошедшее в состав Департамента ФСБ по
борьбе с терроризмом (с августа 2000 г. -
Департамент по защите конституционного
строя и борьбе с терроризмом - ДЗКСБТ,
2-й Департамент ФСБ).
Уголовная ответственность
за совершение террористических актов
получила окончательное оформление с
принятием Уголовного кодекса в 1996 г. Согласно
ст. 205 УК РФ под террористическим актом
понимается совершение взрыва, поджога
или иных действий, устрашающих население
и создающих опасность гибели человека,
причинения ущерба либо наступления иных
тяжких последствий, в политических целях,
а также угроза совершения указанных действий
в тех же целях[11]
.
В 1998 году был принят
Федеральный закон "О борьбе с терроризмом".
Закон впервые в истории России установил
правовые и организационные основы борьбы
с терроризмом, вопросы координации и
порядок взаимодействия органов власти
в борьбе с терроризмом, а также права,
обязанности и гарантии прав граждан.
В частности, на законодательном уровне
сформулированы такие бывшие ранее спорными
понятия, как террористическая организация,
террористическая деятельность, международный
терроризм и ряд других[12]
.
Первые радикальные
изменения в антитеррористическое законодательство
последовали после теракта на Дубровке.
В результате был принят Федеральный закон
"О внесении изменений в статью 4 Закона
Российской Федерации "О средствах
массовой информации" о недопущении
использования средств массовой информации
"для распространения сведений о технологии
изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и взрывных устройств"[13]
.
Очередная волна реформ
антитеррористического законодательства
началась после теракта в Беслане.30 ноября
2004 года в Государственную Думу на первое
чтение был внесен законопроект "О противодействии
терроризму". Согласно ст.3 данного закона
под терроризмом понимается "идеология
насилия и практика воздействия на принятие
решения органами государственной власти,
органами местного самоуправления или
международными организациями, связанные
с устрашением населения и (или) иными
формами противоправных насильственных
действий"[14]
.
16 февраля 2006 года
Президент подписал Указ "О
мерах по противодействию терроризму",
согласно которому был создан
Национальный антитеррористический
комитет, который возглавляет директор
ФСБ. Таким образом, был определен
ответственный за борьбу с
терроризмом - ФСБ.
В настоящий момент
основой правовой базы по проблемам противодействия
любым формам экстремизма и терроризма
является Конституция Российской Федерации,
запрещающая пропаганду или агитацию,
возбуждающую социальную, расовую, национальную
или религиозную ненависть или вражду,
а также создание и деятельность общественных
объединений, цели или действия которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение
целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной розни
(ст. ст.13, 29) [15]
.
Федеральный закон
"О противодействии терроризму" определяет
правовые и организационные основы борьбы
с терроризмом в Российской Федерации,
порядок координации деятельности осуществляющих
борьбу с терроризмом государственных
органов и общественных объединений, а
также ответственность организаций за
террористическую деятельность.
В Федеральном законе
"О противодействии экстремистской
деятельности" закрепляются основные
положения государственной политики противодействия
всем формам экстремистской деятельности,
устанавливаются меры ответственности
(уголовной, административной и гражданско-правовой)
за ее осуществление, а также предусматривается
осуществление комплекса профилактических
мер по предупреждению действий экстремистского
характера. [16]
Также согласно Указу
Президента Российской Федерации "О
стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года" особо
подчеркивается важность нейтрализации
причин и условий, способствующих возникновению
политического и религиозного экстремизма,
этносепаратизма и их последствий - социальных,
межэтнических и религиозных конфликтов,
терроризма[17]
.
Помимо этого в некоторых
республиках Российской Федерации приняты
законы, определяющие правовые основы,
формы и методы противодействия политическому
и религиозному экстремизму, а также принципы
ответственности граждан и организаций
за политический и религиозный экстремизм.
Подытоживая вышесказанное,
следует отметить, что сложившаяся в ходе
исторического развития система российского
законодательства в отношении противодействия
терроризму, в целом обладает достаточно
полным набором правовых норм, позволяющих
эффективно осуществлять борьбу с терроризмом
и его профилактику. Тем не менее, имеющийся
потенциал мер правового противодействия
терроризму не всегда используется в полной
мере в силу недостаточной эффективности
правоприменительной деятельности, а
также в связи с существующими пробелами
в законодательном регулировании этого
вопроса, что требует дальнейшего совершенствования
нормативно-правовой базы с учетом зарубежного
опыта законодательного регулирования
противодействия терроризму.
1.2 ОТГРАНИЧЕНИЕ
ТЕРРОРИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ
КАТЕГОРИЙ
Рассматривая проблему
терроризма как уголовного преступления
нельзя не остановиться на вопросах разграничения
терроризма и смежных с ним преступлений.
Наиболее важным представляется
разграничение терроризма с убийством
лица или его близких в связи с осуществлением
данным лицом служебной деятельности
или выполнением общественного долга
или совершенным общеопасным способом
(п. "б", "е", ч.2 ст.105 УК РФ) [18]
.
Для разграничения
составов преступлений в случаях, когда
лишаются жизни лица, выполняющие свой
служебный или общественный долг, необходимо
проанализировать субъективные признаки
преступления, а именно - в цели совершаемых
действий, создающих опасность гибели
людей, в том числе путем взрыва, поджога
и иных подобных действий.
Когда мы говорим о
терроризме, речь идет о действиях, суть
которых - нарушение общественной безопасности,
устрашение населения, оказание воздействия
на властные структуры. Взрыв, поджог и
сопряженное с ними убийство человека
используются как средство достижения
поставленной задачи, но не являются самоцелью.
При убийстве, подпадающем
под п. "б" ч.2 ст.105 УК РФ, цель - навредить
конкретному лицу, в то время как в случае
терроризма жертвой может оказаться любое
случайное лицо, в том числе и выполняющее
свой служебный или общественный долг.
Что касается вида вины
по отношению к смерти жертвы, то согласно
п. "е" ч.2 ст.105 УК РФ речь идет об умысле,
косвенном или прямом, а по ч.3 ст. 205, в случае
смерти речь идет о неосторожной вине[19]
.
Также сложным представляется
разграничение диверсии и терроризма,
поскольку внешнее проявление данных
преступлений практически совпадает.
Согласно ст.281 УК РФ под диверсией понимается
совершение взрыва, поджога или иных действий,
направленных на разрушение или повреждение
предприятий, сооружений, путей и средств
сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения
населения в целях подрыва экономической
безопасности и обороноспособности Российской
Федерации[20]
.
Однако, если в ст.281
УК РФ, говорящей об ответственности за
диверсию, дан исчерпывающий перечень
преступных действий, то перечень действий,
относящихся к терроризму, гораздо шире,
чем представленный в ст. 205 УК РФ. Иные
действия могут состоять в устройстве
аварий, катастроф и крушений на транспорте,
разрушении зданий, культурных или религиозных
сооружений, в радиоактивном, химическом,
бактериологическом или ином заражении
местности и т.д. Кроме того, в диспозиции
ст. 205 УК РФ предусмотрено не только действие,
но и угроза совершения таких действий[21]
.
Сравнивая данные преступления,
необходимо отметить, что диверсия является
совершенной в момент причинения вреда,
главной составляющей которого является
материальный ущерб, терроризм же окончен
в момент возникновения угрозы общественно
опасных последствий.
Целью диверсии является
само уничтожение или повреждение материальных
объектов, задача терроризма - воздействовать
на принятие решения органами власти.
Различие между рассматриваемыми
преступлениями состоит и в объекте посягательства
- общественная безопасность при терроризме
и экономическая безопасность - в случае
диверсии[22]
.