Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 12:10, контрольная работа
Описание работы
На сегодняшний день терроризм по своим масштабам и колоссальной разрушающей силе превзошел всевозможные угрозы общественным отношениям, бросив вызов всему человечеству. Усиление процессов глобализации в мировом сообществе, развитие новых систем общественных отношений вместе с тем становятся потенциально опасными для всего человечества, поскольку связаны с такими опасными и явлениями как терроризм и экстремизм.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Особенности терроризма как уголовного преступления
1.1 История развития борьбы с терроризмом
1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий
1.3 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России
Глава 2. Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом
2.1 Специфика уголовной ответственности за терроризм
2.2 Способы предупреждения терроризма
2.3 Проблемы организации борьбы с терроризмом на современном этапе
Другой особенностью
законопроекта явилось безальтернативное
определение федерального органа исполнительной
власти в области обеспечения безопасности
как основного субъекта, осуществляющего
борьбу с терроризмом. Это значит, что
на нем лежит ответственность за проведение
разведывательных мероприятий, добывание
упреждающей информации, выработку проектов
решений по предотвращению и пресечению
террористической акции, правильную организацию
проведения контртеррористической операции,
координацию и взаимодействие с другими
субъектами борьбы с терроризмом, а также
за адекватность принимаемых мер, их соотнесение
с требованием минимизации последствий.
Предусматривается
принцип единоначалия и личной ответственности
руководителя антитеррористической комиссии
при принятии решения и проведении контртеррористической
операции.
Законопроект определяет
основания привлечения Вооруженных сил
к пресечению террористических акций
и противодействию терроризму и их полномочия,
устанавливает условия применения оружия,
боевой техники и специальных средств,
особенности участия личного состава
Вооруженных сил. Необходимость правового
регулирования привлечения Вооруженных
сил к противодействию терроризму особенно
остро ощущалась в последние годы.
Впервые законодательно
определена контртеррористическая операция
как особый правовой режим - это комплекс
специальных, войсковых и иных мероприятий,
направленных на пресечение террористической
акции, обезвреживание террористов, обеспечение
безопасности физических лиц, а также
на минимизацию ущерба, причиненного террористической
акцией.
Обозначение этих режимов
как особых правовых режимов подчеркивает
намерение законодателя установить законные
основания их введения и формы реализации,
базирующиеся на законе, а не на произвольном
понимании исполнителями.
Для общественного
восприятия указанные разделы - наиболее
сложная часть законопроекта, так как
сопряжена с временными частичными ограничениями
прав и свобод граждан. Как известно, ст.55
Конституции Российской Федерации допускает
возможность ограничения федеральным
законом отдельных прав и свобод в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства[57]
.
Перечень временных
ограничений, применяемых в условиях террористической
опасности и контртеррористической операции,
указан в законе исчерпывающе и не может
быть расширен по каким бы то ни было соображениям
целесообразности. При этом не значит,
что эти временные ограничения всегда
будут применяться в полном объеме. Если
какие-либо ограничения необязательны,
они не будут вводиться. Не стоит забывать,
что каждое ограничение предполагает
дополнительное расходование человеческих
и материальных ресурсов.
Содержание информации,
послужившей основанием для введения
соответствующего режима, объем временных
ограничений, границы зоны террористической
опасности и перечень объектов, на которые
распространяется его действие, определяются
лицом, принимающим решение о введении
соответствующего вида режима, объявляются
решением председателя антитеррористической
комиссии соответствующего уровня и доводятся
до сведения населения путем опубликования
в средствах массовой информации. Срок
действия режима не может превышать 60
суток.
Ранее мы уже упоминали
о том, что для решения проблем с организацией
борьбы с терроризмом был создан Национальный
антитеррористический комитет. Для организации
планирования применения сил и средств
федеральных органов исполнительной власти
и их территориальных органов по борьбе
с терроризмом, а также для управления
контртеррористическими операциями в
составе Комитета образован Федеральный
оперативный штаб. В субъектах Российской
Федерации созданы собственные оперативные
штабы (
их возглавляют руководители территориальных
органов безопасности),а в регионах - антитеррористические
комиссии (
руководство поручено главам региональных
органов исполнительной власти).Объединив
представителей 17 государственных структур,
министерств и ведомств - в их числе ФСБ,
ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс
России, Национальный антитеррористический
комитет стал действительно коллективным
инструментом противодействия терроризму[58]
.
К числу важнейших результатов
работы созданного Комитета следует отнести
реальное повышение эффективности действий
всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом.
Наряду с осуществлением
координации предупредительно-профилактических
и силовых действий соответствующих федеральных
структур важнейшим направлением в деятельности
Комитета было и остается совершенствование
правовой основы противодействия терроризму.
В целях реализации
положений Федерального закона "О противодействии
терроризму" приняты постановления
Правительства Российской Федерации от
11 ноября 2006 г. № 662 "Об источниках финансирования
выплат денежного вознаграждения за содействие
борьбе с терроризмом", от 12 января 2007
г. № 6 "Об утверждении Правил осуществления
социальной реабилитации лиц, пострадавших
в результате террористического акта,
а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом"
и от 6 июня 2007 г. № 352 "О мерах по реализации
Федерального закона "О противодействии
терроризму".
В соответствии с указанным
законом принято также Постановление
Правительства Российской Федерации от
6 июня 2007 г. № 352, которым утверждены значимые
положения, регламентирующие порядок
применения оружия и боевой техники Вооруженными
Силами Российской Федерации для устранения
угрозы террористического акта или его
пресечения в воздушной среде, во внутренних
водах, территориальном море, на континентальном
шельфе Российской Федерации и подводной
среде, а также при участии в проведении
контртеррористической операции.
Итак, мы установили,
что важным инструментом борьбы с терроризмом
является проведение специальных контртеррористических
операций. Однако, несмотря на высокую
эффективность специальной операции,
как инструмента противодействия террористической
деятельности, при ее организации и осуществлении,
безусловно, присутствуют определенные
недостатки. Неполная или недостоверная
информация, недооценка противника, низкий
уровень подготовки личного состава все
это существенно снижает результативность
специальной операции, зачастую приводит
к неоправданным потерям среди сотрудников
правоохранительных органов и местных
жителей.
Стоит также отметить
важность международного сотрудничества
различных государств в вопросах противодействия
террористическим угрозам.
Проблему противодействия
терроризму в России следует рассматривать
как важнейшую общегосударственную задачу.
Наступление терроризма в России требует
безотлагательного нормативного регулирования
и борьбы с этим явлением. Применительно
к правовому обеспечению необходимо внести
корректировки в действующий закон "О
противодействии терроризму", напрашивается
новая редакция закона о безопасности,
закона о чрезвычайном положении. Существенных
дополнений и коррекции требуют законы
об оружии, оперативно-розыскной деятельности,
об обеспечении безопасности ядерных,
химических, бактериологических и т.п.
объектов, об информационной безопасности,
о рекламе и деятельности СМИ, о местном
самоуправлении и др. В рассматриваемом
аспекте необходима конкретизация договоров
о размежевании и взаимном делегировании
полномочий РФ и ее субъектов. Необходимые
дополнения требуется внести в нормативные
акты о координации правоохранительной
деятельности, о государственных инспекциях,
пожарной безопасности и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В социально-политическом
процессе современной России задача борьбы
с терроризмом является особенно актуальной.
В конце ХХ века началась борьба с незаконными
вооруженными формированиями на территории
ряда северокавказских республик, которая
продолжается и в настоящее время. Сегодня
рецидивы этой борьбы проявляются в виде
террористических актов, как на территории
образованного Северокавказского Федерального
Округа, так и в различных регионах России.
Следует также отметить,
что в конце ХХ века, в период роста и активизации
террористической деятельности в современной
России, органами власти проводились иррациональные
преобразования в системе правоохранительных
органов и армии, что, возможно, было связано
с недооценкой степени общественной опасности
подобного рода явлений. В результате
этого терроризм в Российской Федерации
получил приоритет по сравнению с силами
поддержания правопорядка: в 90-х гг. существенно
сократилось число оперативных работников
органов МВД и ФСБ и их численность стала
вполне сопоставимой с численностью устойчивых
преступных формирований. Как следствие
в результате вышесказанного в настоящее
время ряд сотрудников правоохранительных
органов имеет небольшой оперативный
стаж и опыт работы.
Согласно общему мнению
правоведов, терроризм в любых своих формах
является наиболее общественно опасным
из всех преступлений, описываемых уголовным
законодательством (
в санкциях статей, предусматривающих
уголовную ответственность за преступление
террористического характера, должно
быть самое суровое наказание, из всех
видов наказаний предусмотренных уголовным
законом).
Наша страна идет по
пути становления правового государства,
в котором верховенство закона затрагивает
все сферы его существования, в том числе
и вопросы противодействия террористической
деятельности и борьбы с незаконными вооруженными
формированиями в целом.
Современное законодательство
России определяет террористическую деятельность
как деятельность, которая включает в
себя:
организацию, планирование,
подготовку, финансирование и реализацию
террористического акта;
подстрекательство
к террористическому акту;
организацию незаконного
вооруженного формирования, преступного
сообщества (преступной организации),
организованной группы для реализации
террористического акта, а равно участие
в такой структуре;
вербовку, вооружение,
обучение и использование террористов;
информационное или
иное пособничество в планировании, подготовке
или реализации террористического акта;
пропаганду идей терроризма,
распространение материалов или информации,
призывающих к осуществлению террористической
деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления
такой деятельности.
В ходе дипломной работы
мы рассмотрели систему противодействия
терроризму в Российской Федерации, которая
включает Федеральную службу безопасности,
Министерство внутренних дел, Службу внешней
разведки, и другие органы внешней разведки
Российской Федерации, Федеральную службу
охраны, Министерство обороны.
Как уже отмечалось
ранее, в российском законодательстве
существует ряд недостатков в отношении
регулировании вопроса о терроризме. Такие
проблемы не только позволяют террористам
и их пособникам избегать ответственности,
но и подрывают работу по борьбе с преступностью
в целом. В частности, определенных корректировок
требуют законы об оружии, оперативно-розыскной
деятельности, об обеспечении безопасности
ядерных, химических, бактериологических
и т.п. объектов, об информационной безопасности,
о рекламе и деятельности СМИ, о местном
самоуправлении и т.д. Помимо этого, необходимо
привести в соответствие национальное
законодательство и международное, а также
с учетом тенденций современного терроризма
модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный
Кодексы РФ, Федеральный закон "Об оружии",
что позволит расширить возможности правоохранительных
органов по выявлению, пресечению и раскрытию
преступлений террористического характера.
Анализ результатов
проведенных операций выявил целый ряд
характерных проблем:
· отсутствие системного
подхода к формированию единой государственной
стратегии антитеррористической деятельности
и долгосрочных программ ее реализации;
· слабое нормативно-правовое
регулирование основополагающих принципов
функционирования системы противодействия
терроризму;
· недостаточно четкое
распределение задач и функций в сфере
борьбы с терроризмом;
· отсутствие слаженности
в работе и единого управляющего центра;
· несовершенство системы
контроля и надзора за выполнением установленных
Конституцией Российской Федерации общеобязательных
требований в сфере противодействия терроризму;
· недостаточное ресурсное
и научно-техническое обеспечение органов,
осуществляющих борьбу с терроризмом.
В целях устранения
объективно существовавших недостатков
в сфере контртеррористической деятельности
и совершенствования государственного
управления в этой области, в соответствии
с Федеральным законом "О противодействии
терроризму" и Указом Президента Российской
Федерации "О мерах по противодействию
терроризму", 10 марта 2006 года был создан
Национальный антитеррористический комитет,
задачи которого были описаны выше, и который
по результатам своей работы продемонстрировал
определенные положительные сдвиги в
борьбе с терроризмом.
Огромную роль в противодействии
терроризму играет налаживание сотрудничества
с международными организациями и отдельными
государствами. В связи с этим необходима
дальнейшая разработка на международно-правовом
уровне базовых принципов борьбы с терроризмом
(неотвратимость ответственности за участие
в актах терроризма и содействие им; обязательность
национальных мер по ликвидации выявленных
террористических организаций; недопустимость
использования форм и методов терроризма
для решения любых социальных и политических
задач, включая реализацию права наций
на самоопределение; недопустимость политических
уступок террористам и двойных стандартов
в отношении к терроризму и др.) [59]
Было бы целесообразно разработать своеобразный
кодекс поведения государств в борьбе
с международным терроризмом, свод принципов
и базовых правил взаимопомощи в конкретных
ситуациях. Подобные документы были бы
хорошим дополнением существующих международных
договоров в этой сфере.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые
акты:
1. Кодекс Российской
Федерации об административных
правонарушениях. - М.: Эксмо, 2010. - 400 с.