Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 12:10, контрольная работа
Описание работы
На сегодняшний день терроризм по своим масштабам и колоссальной разрушающей силе превзошел всевозможные угрозы общественным отношениям, бросив вызов всему человечеству. Усиление процессов глобализации в мировом сообществе, развитие новых систем общественных отношений вместе с тем становятся потенциально опасными для всего человечества, поскольку связаны с такими опасными и явлениями как терроризм и экстремизм.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Особенности терроризма как уголовного преступления
1.1 История развития борьбы с терроризмом
1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий
1.3 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России
Глава 2. Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом
2.1 Специфика уголовной ответственности за терроризм
2.2 Способы предупреждения терроризма
2.3 Проблемы организации борьбы с терроризмом на современном этапе
организация участковыми
инспекторами милиции совместно с жилищными
органами в жилом секторе городов и населенных
пунктов, дежурств населения, народных
дружин, частных охранных предприятий
и служб безопасности, автовладельцев;
проведение разъяснительной
работы среди жильцов, организация дежурства
граждан и контроля за обстановкой возле
жилого сектора участковыми инспекторами
органов внутренних дел;
осуществление сотрудниками
лицензионно-разрешительной системы периодических
и внезапных проверок объектов разрешительной
системы (мест хранения оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ, предприятий, организаций,
изготовляющих и реализующих пиротехнические
средства), атомной и энергетической промышленности,
жизнеобеспечения и других объектов повышенной
опасности;
служебный досмотр
торговых точек, оптовых рынков и продукции,
получаемой партиями, а также хранящейся
в боксах, камерах хранения.
Специальные мероприятия
представляют собой комплексные меры
по предотвращению террористических актов.
Широкомасштабные комплексные операции
проводятся сегодня в крупных городах,
регионах Российской Федерации, в том
числе в Северо-Кавказском регионе. Особенность
таких операций заключается в том, что
они зачастую носят затяжной характер.
Кроме сил милиции общественной безопасности
в них участвуют сотрудники ОМОН, СОБР,
уголовного розыска и т.д.
К данным операциям
можно отнести[41]
:
комплексные мероприятия
профилактического характера под условными
наименованиями "Вихрь", "Динамит",
"Антитеррор" и др.;
крупномасштабные мероприятия,
например "Вихрь-Антитеррор";
оперативно-служебный
досмотр и обследование помещений и территорий
вокзалов, аэропортов, парков, стадионов,
концертных залов и других мест массового
скопления людей перед проведением общегосударственных
и спортивных мероприятий;
оперативно-служебный
досмотр и обследование местности - улиц,
дворов, а также квартир, домов, хранилищ
промышленной и сельскохозяйственной
продукции, предприятий, энергообъектов
и электрооборудования (уличных приборов,
щитов) и т.д.;
проверки по выявлению
фактов несоблюдения правил учета и регистрации
граждан и созданию системы "жесткой
регистрации" перемещения иногородних
граждан.
Надо отметить, что
в целом меры по предупреждению терроризма
можно классифицировать следующим образом:
законодательные;
административно-правовые;
уголовно-правовые;
социальные;
финансово-экономические;
политические;
военные;
пропагандистские;
профилактические и
др[42]
.
Вместе с тем, важнейшим
аспектом для формирования адекватной
терроризму ответной государственной
стратегии является рассмотрение последнего
не только в криминологическом аспекте
предупреждения, выявления и пресечения
преступлений, но и в целом - в рамках общей
системы обеспечения безопасности, представляющей
собой многофункциональный и многоуровневый
механизм.
Следует отметить, что
особую роль в реализации системы предупреждения
и борьбы с терроризмом отводится негосударственным
структурам безопасности, которые осуществляют:
[43]
своевременное информирование
правоохранительных органов о подозрительных
лицах, фирмах, конкретных фактах;
участие групп быстрого
реагирования негосударственных охранных
структур в силовой поддержке при проведении
правоохранительными органами крупномасштабных
оперативных мероприятий (задержания,
аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми
и т.д.);
публикации в прессе
и выступления по телевидению в качестве
экспертов бывших сотрудников правоохранительных
органов, хорошо знающих проблему борьбы
с терроризмом;
разработку рекомендаций
и консультирование по проблемам противодействия
терроризму;
организацию общественных
мероприятий (конференций, "круглых
столов", семинаров и др.) с привлечением
представителей государственных правоохранительных
органов и спецслужб;
привлечение в кризисных
ситуациях сотрудников частных охранных
предприятий для патрулирования жилых
кварталов крупных городов;
участие в международных
общественных комитетах и движениях по
борьбе с терроризмом;
разработку, производство
и поставку негосударственными предприятиями
для правоохранительных органов и спецслужб,
для других частных охранных предприятий
специальной техники, предназначенной
для выявления оружия, взрывных устройств
и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных
средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей).
Оборудование этой техникой контрольно-пропускных
пунктов в местах скопления людей.
Ряд отечественных
исследователей высказали мнение о необходимости
внести дополнения и изменения в соответствующие
статьи Уголовного кодекса в целях повышения
эффективности предупреждения и совершенствования
мер борьбы с терроризмом[44]
. Суть этих изменений и дополнений, в общем
виде, в следующем: уточнить понятие терроризма;
ввести понятие организованного террористического
сообщества (организованной террористической
группы); установить в УК России уголовную
ответственность за ряд новых преступлений,
например за распространение информации,
содержащей указания по совершению террористических
действий, а также за международный терроризм
и др.; предусмотреть в УК РФ специфические
формы соучастия и пособничества: передача
необходимой информации террористам,
представительство их интересов и др.;
ввести особое процессуальное производство
по таким делам, способное обеспечить
сохранение конфиденциальной информации
об участниках уголовного процесса, в
целях обеспечения их безопасности; скорректировать
содержание статей УК РФ, описывающих
составы, обладающие признаками террористических
действий.
Вместе с тем, стратегия
предупреждения терроризму должна включать
в себя грамотную информационную политику
средств массовой информации. В настоящее
время специалистами различных областей
знаний (юристами, философами, теологами,
психологами, медиками и др.) отмечается
тенденция оказания отрицательного влияния
определенных информационных продуктов
на психологические и, как следствие, поведенческие
установки населения (пропаганда в средствах
массовой информации жестокости, насилия,
морально-деформированных стереотипов
поведения и т.п.).
Задачи органов внутренних
дел при взаимодействии со средствами
массовой информации заключаются в следующем:
способствовать развенчанию
террористов как обычных преступников;
ограничить предоставленные
средствами массовой информации данных
о заложниках (не указывать их количество,
национальность, должность, состояние
здоровья и другую личностную информацию);
ограничить информацию
о тактике проведения специальной антитеррористической
операции, а также об успешных или неудачных
актах терроризма, чтобы другие террористы
не воспользовались этим опытом;
установить источники
дезинформации, задача которых - ввести
в заблуждение представителей средств
массовой информации.
Перечисленные задачи
решаются не в ущерб свободе прессы, а
для того, чтобы средства массовой информации
не стали вопреки их воле объектом манипуляций,
направленных на достижение целей терроризма.
Не менее важную роль
в предупреждении террористических актов
играет участие гражданского общества.
Так, в январе 2007 года на основе полученной
от зарубежных партнеров информации об
угрозе теракта в одном из российских
городов на наземном транспорте и в метрополитене
по решению Федерального оперативного
штаба были усилены административно-режимные,
оперативно-розыскные и иные меры, а также
было оповещено население. Через СМИ граждан
призвали повысить бдительность, тут же
сообщать в органы правопорядка обо всем,
что вызывает подозрение. В результате,
только в Москве на "телефоны доверия"
ФСБ и МВД поступило более 150 обращений
граждан, а специалисты-взрывотехники
свыше пятисот раз выезжали на обследование
подозрительных предметов[45]
.
Хорошей профилактикой
террористических проявлений на Северном
Кавказе является становление гражданской
российской нации, что предполагает ряд
социально-экономических условий: экономический
рост, восстановление социальных гарантий
населению, борьбу с тотальной коррупцией
властных структур, укрепление федеральной
вертикали власти и т.д.
Однако это достаточно
длительный процесс, актуально же главной
угрозой социально-политической стабильности
в регионе выступает исламский экстремизм,
стремящийся нелегитимными средствами
объединить народы Кавказа под знамением
"истинного ислама" и вывести их из
состава Российской Федерации. В этой
ситуации национализм малых народов может
быть использован как меньшее зло против
исламского радикализма, идеология которого
простирается за рамки отдельного этноса
и носит ярко выраженный мессианский характер.
Вопросам формирования
системы противодействия терроризму была
посвящена II Всероссийская научно-практическая
конференция "Роль федеральных и региональных
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, институтов
гражданского общества, бизнес-сообщества
и СМИ в формировании системы противодействия
идеологии терроризма, разработке и осуществлении
мероприятий по информационному противодействию
терроризму", прошедшая 13-14 октября
2010 года в МГУ имени М.В. Ломоносова.
Участники подготовили
большое количество докладов по проблемам
терроризма, таким как экстремизм в молодежной
среде, этноконфессиональный экстремизм,
формирование идеологии антитерроризма,
роль СМИ, органов самоуправления, государственной
власти, бизнес-сообщества в противодействии
терроризму.
Также в мае 2011 года
планируется проведение Всероссийской
научно-практическая конференции "Противодействие
распространению идеологии экстремизма
и терроризма в молодежной среде как стратегический
фактор развития современного общества",
которая рассмотрит вопросы формирования
антитеррористического сознания молодежи
и противодействия распространению идеологии
экстремизма и терроризма в молодежной
среде.
Большая работа проводится
в отношении совершенствования законодательства
по вопросам противодействия терроризму.
В частности, в октябре 2010 были приняты
парламентом поправки к Уголовному кодексу
РФ, направленные на то, чтобы повысить
механизмы уголовно-правовой защиты граждан
от актов терроризма, данные поправки
предусматривают усиление ответственности
за террористическую деятельность и за
пособничество в совершении теракта.
Законопроект устанавливает
уголовную ответственность за пособничество
в совершении теракта как самостоятельный
состав преступления. Ужесточается наказание
за террористический акт, и становятся
более суровыми критерии для условно-досрочного
освобождения тех, кто осужден за преступления
террористического характера. До сих пор
у них было право обратиться с просьбой
об условно-досрочном освобождении, отсидев
две трети назначенного им срока. Теперь
никакого разговора об условно-досрочном
освобождении и быть не может до тех пор,
пока террорист не отбыл в местах лишения
свободы три четверти своего срока наказания.
Итак, мы ознакомились
с мерами противодействия и профилактики
терроризма. Подытоживая вышесказанное,
следует отметить, что главным моментом
при решении вопросов профилактики терроризма
является ясное представление о принципах
противостояния террористической деятельности.
Это профилактика терактов, основанная
на обязательном следовании тактике антитеррора.
При этом работа в данном направлении
может оказаться успешной только в том
случае, если будут предприниматься комплексные
меры, основанные на непосредственной
работе правоохранительных и силовых
структур при поддержке негосударственных
структур безопасности, гражданского
общества с опорой на СМИ.
2.3 ПРОБЛЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Как мы уже установили
ранее, правовую основу борьбы с терроризмом
в Российской Федерации составляют Конституция
Российской Федерации, Уголовный кодекс
Российской Федерации, федеральные законы,
общепризнанные принципы и нормы международного
права, международные договоры Российской
Федерации, указы и распоряжения Президента
Российской Федерации, постановления
и распоряжения Правительства Российской
Федерации, а также принимаемые в соответствии
с ними иные нормативные правовые акты
федеральных органов государственной
власти.
Основным субъектом
руководства борьбой с терроризмом и обеспечения
ее необходимыми силами, средствами и
ресурсами является Правительство Российской
Федерации.
Федеральные органы
исполнительной власти участвуют в борьбе
с терроризмом в пределах своей компетенции,
установленной федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В соответствии со ст.2
Концепции противодействия терроризму
в Российской Федерации, борьба с терроризмом
должна быть ориентирована на предупреждение
и пресечение противоправных действий,
неотвратимость ответственности за любое
преступление и на защиту права каждого
человека на личную безопасность вне зависимости
от национальности, гражданства, вероисповедания,
взглядов и убеждений[46]
.
Следует отметить, что
условиями успешной антитеррористической
стратегии, являются:
· упреждающий характер
действий;
· активность;
· соответствие задач,
правомочий и ресурсного обеспечения;
· вариативность, наличие
различных моделей антитеррористической
деятельности в зависимости от решения
задач по предупреждению, пресечению,
реагированию и смягчению последствий;
· обеспечение единства
в действиях в международном, межгосударственном
и государственном масштабах, объединения
усилий ведомств всех уровней;