Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью.
Преступность - сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так, уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика - методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия - влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология - место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования свойств личности преступника............................................................................................................................8
1.1. Понятие и структура личности преступника....................................................8
1.2 Причины образования и условия проявления в преступлении криминогенных качеств личности…………………………….........................................13
1.3 Типы и классификация личностей преступника………….……………….…19
Глава 2. Криминологические характеристики свойств личности преступника по отдельным видам преступлений.................................................................................33
2.1. Криминологическая характеристика свойств личности несовершеннолетнего преступника..................................................................................33
2.2. Криминологическая характеристика свойств личности преступника – женщины……......................................................................................................................43
2.3 Криминологическая характеристика свойств личности преступника при совершении преступлений в сфере экономической деятельности….............................48
2.4 Социальный и психологический портрет преступников в связи с совершенными ими преступлениями на территории города Волжского Волгоградской области.................................................................................................................................56
Глава 3. Значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности……………………………………….…..64
Заключение.................................................................................................................69
Список использованной литературы......................................................................
Графические данные показатели выглядят следующим образом:
Рисунок 1 Возрастная структура
Рисунок 2 Образовательный уровень
Рисунок 3 Наличие судимости
Наличие у почти половины из них ранее приобретенной судимости говорит о высоком рецидиве этого вида преступности. Анализируя криминальное положение преступников, совершающих кражи, следует отметить, что ранее судимые лица:
как правило, предпочитают использовать одни и те же способы проникновения в квартиры и одни и те же орудия. Это позволяет устанавливать лицо, совершившее конкретную кражу, по “почерку” преступления;
зная, что их отпечатки пальцев рук находятся в дактотеке, предпринимают меры к тому, чтобы не оставлять следов на месте происшествия следов пальцев рук;
как правило, используют одни и те же каналы сбыта похищенного
в процессе всей деятельности по совершению кражи действуют более хладнокровно и рационально.
Рисунок 4 Мотив совершения кражи
Мотивы совершения краж преимущественно корыстного характера, что в целом отражает реалии сегодняшнего дня. Многие кражи совершены с единственной целью – добыть средства для приобретения наркотиков, спиртных напитков.
Рисунок 4 Способ кражи
Совершение краж без наличия специальных технических средств и навыков говорит, по крайней мере, об одной вещи. Условием кражи явились беспечность собственников, в отношении принадлежащего им имущества. Это ни в коей мере не оправдывает преступника, но характеризует то обстоятельство, когда люди порой неосмотрительно, а порой и безосновательно перекладывают заботу о своем имуществе на других лиц. Например, им кажется, что исключительно милиция должна заниматься охраной и защитой принадлежащего им имущества.
Глава 3. Значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности
Значение изучения личности преступника в процессе расследования преступлений:
а) Установление полных данных о личности обвиняемого - обязательное условие доброкачественного расследования преступлений. В противном случае не будет выполнено требование ст. 14 Основ уголовного судопроизводства о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.
б) Знание личности обвиняемого помогает при выдвижении и проверке версий по делу.
в) Личность виновного принимается во внимание и оказывает свое влияние при проведении конкретных следственных действий по делу, в особенности допроса обвиняемого и обыска. Успех в проведении допроса любого лица, а обвиняемого в особенности, во многом определяется знанием личных качеств допрашиваемого, в первую очередь его психологических свойств.
Тактика проведения обыска также во многом обуславливается личностью обыскиваемого.
При проведении других следственных действий, в результате которых принимаются решения по делу: предъявление обвинения, избрание меры пресечения, назначение некоторых видов экспертиз и т. д., личность обвиняемого играет немаловажную роль, являясь одним из оснований принятия того или иного решения.
г) Глубокое и тщательное изучение прошлого обвиняемого иногда приводит к раскрытию совершенных им ранее, но не раскрытых еще преступлений, обнаружению всех соучастников преступления. Установление круга родственников, друзей и знакомых и характера отношений с ними способствует обнаружению вещественных доказательств, розыску похищенного и возмещению материального ущерба.
д) Личность обвиняемого принимается во внимание при решении вопросов квалификации преступлений, в частности, является одним из оснований признания лица особо опасным рецидивистом.
е) Изучение личности преступника позволяет выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступления. Всестороннее изучение личности субъекта, совершившего преступление, предполагает изучение непосредственной среды, в которой формировалась данная личность. Это значит, что выявляются те коллективы, которые оказывают наибольшее влияние на формирование человека, и если устанавливается неблагополучное положение в каком-то из них, появляется возможность воздействовать на него. Знание личности обвиняемого дает следователю возможность оказывать на обвиняемого влияние с целью перевоспитания уже в процессе расследования.
ж) Отдельные данные о личности и общая характеристика его могут выступать косвенными доказательствами лишь в совокупности с другими доказательствами по делу.
Значение личности преступника для назначения надлежащей меры наказания.
Закон предоставляет широкие возможности суду для осуществления принципа индивидуализации наказания. Предписание закона учитывать личность виновного при назначении наказания следует понимать не как учитывание отдельных сторон личности, а как познание общественной сущности личности и рассмотрение ее в совокупности с совершенным деянием, т. е. при определении меры наказания учитываются все стороны личности, характеризующие ее как с отрицательной, так и с положительной стороны.
Вся деятельность исправительно-трудовых учреждений подчиняется основной их задаче - исправлению и перевоспитанию осужденных. Главным же в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных является индивидуальная воспитательная работа, проводимая на основании «глубокого изучения личности каждого заключенного».
Весь период пребывания заключенного в исправительно-трудовом учреждении можно условно разделить на три этапа: изучение заключенного, перевоспитание его и подготовка к жизни на свободе. На каждом этапе изменяются цели и задачи изучения личности и должны соответственно меняться формы и методы воспитательной работы. Перевоспитание осужденных будет более успешным, если осуществлять связь изучения личности преступника в процессе расследования с изучением во время последующего нахождения его в исправительно-трудовом учреждении. Непрерывность воспитательного процесса требует преемственности в изучении личности преступника всех органов, ведущих такое изучение.
Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие лишения многих благ, которыми повсеместно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысление осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те события и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотношения в семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего подхода к людям.
Отметим и психологические особенности у особо опасных рецидивистов. У них часто проявляется крайняя недисциплинированность. В основе ее лежит наличие отрицательной установки и целенаправленности деятельности, эмоциональный склад характера, расторможенность поведения и как следствие этого импульсивность, подчас переходящая в психопатичность.
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях используются обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.
Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда, питания, отдыха и т.д. В то же время это и система необходимых правил и мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности. Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством: 1. охраны и надзора за ними; 2. использования мер поощрения и взыскания; 3. применение в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек). Основной базой действия режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. Человек смиряется с действием режима и, осознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его без внутренних протестов и конфликтов.
Как правило, режим - это организация жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая организация и оказывает воздействие на человека, формируя у него те или иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не только посредством их охраны и надзора за ними, использования мер поощрения и взыскания, применения в строго определенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспитательных, основанных на глубоком учете особенностей психологии отдельных осужденных и их коллективов.80
Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному, воспринимается и переживается осужденными. Прежде всего различны глубина, сила и длительность переживаний осужденными кары. Мы далеки от мысли - писал М.Н. Гернет, что особенности того или иного режима в той или другой тюрьме проходят через каждого заключенного всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны: у одних они также глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы - лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая81. Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида режима, отношения осужденного к приговору, количества судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семейного и социального положения и т.д. Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осужденных и каждый осужденный воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения.
Режим обеспечивает постоянное восприятие условий жизни в МТУ как наказание за совершенное преступление, без него не может быть обеспечен активный процесс перевоспитания. При осуществлении воспитательного воздействия на осужденного часто приходится сталкиваться с первоначально отрицательным отношением его к этому воздействию. Всякая попытка изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает сопротивление и столь значительное, сколь устойчивы установки личности и инертен разум индивида82. Это и определяет необходимость, особенно в ИТУ, системы мер принуждения и наказания, регламентированных режимом.
Заключение
Учитывая материал всей дипломной работы, необходимо, на мой взгляд, сделать следующие выводы:
Итак, можно подчеркнуть, что криминологическая характеристика преступника имеет важное значение при решении правовых, розыскных и профилактических задач. Поэтому ее необходимо шире использовать на практике.
Законодательные и иные нормативные акты:
Материалы судебной практики:
Специальная литература