Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью.
Преступность - сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так, уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика - методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия - влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология - место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования свойств личности преступника............................................................................................................................8
1.1. Понятие и структура личности преступника....................................................8
1.2 Причины образования и условия проявления в преступлении криминогенных качеств личности…………………………….........................................13
1.3 Типы и классификация личностей преступника………….……………….…19
Глава 2. Криминологические характеристики свойств личности преступника по отдельным видам преступлений.................................................................................33
2.1. Криминологическая характеристика свойств личности несовершеннолетнего преступника..................................................................................33
2.2. Криминологическая характеристика свойств личности преступника – женщины……......................................................................................................................43
2.3 Криминологическая характеристика свойств личности преступника при совершении преступлений в сфере экономической деятельности….............................48
2.4 Социальный и психологический портрет преступников в связи с совершенными ими преступлениями на территории города Волжского Волгоградской области.................................................................................................................................56
Глава 3. Значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности……………………………………….…..64
Заключение.................................................................................................................69
Список использованной литературы......................................................................
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
свойств личности преступника...................
1.1. Понятие и структура личности преступника...................
1.2 Причины образования и условия проявления
в преступлении криминогенных качеств
личности……………………………...........
1.3 Типы и классификация личностей преступника………….……………….…19
Глава 2. Криминологические характеристики
свойств личности преступника по отдельным
видам преступлений..................
2.1. Криминологическая характеристика
свойств личности несовершеннолетнего
преступника...................
2.2. Криминологическая характеристика
свойств личности преступника – женщины…….....................
2.3 Криминологическая характеристика
свойств личности преступника при совершении
преступлений в сфере экономической деятельности….................
2.4 Социальный и психологический портрет
преступников в связи с совершенными ими
преступлениями на территории города
Волжского Волгоградской области.......................
Глава 3. Значение изучения свойств личности
преступника в общесоциальном и специальном
предупреждении преступности……………………………………….….
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью.
Преступность - сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так, уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика - методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия - влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология - место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.
Однако только криминология охватывает проблему преступности в целом.
Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.
Проблемами личности преступника занимались известные российские и зарубежные криминологи, антропологи, психиатры, психологи, медики, социологи, философы.
В России среди дореволюционных ученых, обращавшихся к исследованию личности преступника в основном в антропологическом направлении, можно назвать Д.А. Дриля, П.Н. Тарновскую, В.Ф. Чижа, М.М. Хомякова и другие.
После революции в 20-е - начале 30-х годов активно работали ряд кабинетов по изучению преступления и личности преступников. Известные ученые-медики, психиатры Е.К. Краснушкин, П.Б. Ганнушкин, A.M. Раппопорт, а также юристы - СВ. Познышев, М.Н. Гернет, В: Халфин и другие проводили исследования преступников, ища пути воздействия на них.
После длительного перерыва исследования личности преступника в нашей стране возобновились в начале 60-х годов. Одним из первых этим стал заниматься А.Б. Сахаров. Анализ личности преступника осуществила в своей монографической работе Н.С. Лейкина. Оба труда по сей день сохранили свою актуальность, хотя они были написаны в то время, когда криминология еще только возрождалась. Н.С. Лейкина и А.Б. Сахаров рассматривали личность преступника еще во многом на уровне субъекта преступления в рамках уголовного права, но им же уже был виден иной подход к этой проблеме. Среди более поздних работ можно назвать коллективные монографии «Личность преступника» под редакцией В.Н. Кудрявцева и «Личность преступника» под редакцией Б.С. Волкова. Изучением различных аспектов личности преступника занимались Ю.М. Антонян, К.Е. Игошев, А.И. Долгова, Н.А. Стручков, В.Д. Филимонов, А.Ф. Зелинский, В.Н. Бурлаков, Н.Ф. Кузнецова, Г.А. Аванесов, А.С. Тарарухин, А.П. Закалюк, И.С. Ной, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев и др.
Среди зарубежных исследователей следует, прежде всего, отметить труды Г. Тарда, И. Ланге, Б. Скиннера, Э. Дюркгейма, Ж. Пинателя, Э Фромма, Р. Мертона, Т. Селлина, Э. Сатерленда, Р. Бюргесса, Р. Акерса, которые занимались изучением личности преступника.
Исследование личности преступника - не самоцель. Для практики оно необходимо в целях разработки возможных путей, форм, способов, методов воздействия на этих людей с целью изменения их негативных социальных ориентаций, правосознания, ценностных устремлений, противоправных форм удовлетворения потребностей, интересов, устремлений. Возможность использования данных о личности преступника в индивидуальной профилактической работе с ним и представляется особенно важным для проведения подобного исследования.
Между тем, за последние годы было мало работ, посвященных общетеоретическим вопросам, касающимся личности преступника (не считая ряда интересных исследований личности отдельных видов преступников, особенно в новых учебниках криминологии). Еще меньше проводилось эмпирических исследований. Многие теоретические и практические вопросы до настоящего времени оставались неразработанными или нуждающимися в дальнейшей углубленной научной проработке. В связи с тем, что профилактической работе с потенциальными преступниками и лицами, отбывающими наказание, уделяется мало внимания, а по традиции репрессивное (уголовно-правовое) направление борьбы с преступностью продолжает оставаться основным по сравнению с собственно-криминологическими профилактическими мерами, потребности общества и государства в своевременном и эффективном индивидуальном предупреждении преступлений не удовлетворяются. Практика очень нуждается в разработке методов и процедур индивидуальной профилактики на основе научных достижений изучения личности преступника.
Следует отметить, что недостаточно современных обобщающих работ по взаимосвязи теории личности преступника с индивидуальной профилактикой.
С учетом изменений, происходящих в современных условиях во всех сферах жизни, развитием научного знания, запросов практики изучение личности преступника и разработка предложений по их профилактике представляется весьма актуальным.
Все изложенное предопределило выбор темы настоящего исследования, которая, на наш взгляд, имеет большое теоретическое и прикладное значение. Многие из указанных нами проблем имеют самостоятельное значение. Они могли бы быть предметом отдельного изучения, поскольку в криминологической науке их роль достаточно велика.
Цель и задачи исследования. Основная цель дипломного исследования состоит в том, чтобы на основе собственных изысканий, анализа и обобщения достижений отечественной и зарубежной криминологии и обобщения опыта деятельности правоохранительных органов разработать теоретические основы объяснения личности преступника, дать характеристику свойств личности по отдельным видам преступности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и систематизировать исследования личности преступника;
- проанализировать современные исследования личности преступника;
- определить структурные подходы к изучению личности преступника;
- на базе собственных эмпирических исследований выявить и оценить психологические, демографические и иные особенности личности преступника, определить их криминогенную значимость;
- исследовать личность преступника как объект криминологического исследования;
- разобрать типы и классификацию личностей преступников;
- охарактеризовать основные криминологические характеристики свойств личности преступника по отдельным видам преступности, а именно несовершеннолетних, женщин и в сфере экономической деятельности;
- сформировать значение изучения свойств личности преступника в общесоциальном и специальном предупреждении преступности.
Объектом исследования является личность преступника во всем ее многообразии.
Предметом исследования стал комплекс теоретических и практических проблем, раскрывающих сущность личности преступника.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют современные положения всеобщей теории познания.
В основу исследования положены: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический и статистический методы научного познания. Предметно-теоретической базой исследования послужили труды по уголовному праву и криминалистики.
Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, нормативные акты и другое.
Эмпирическая основа настоящего исследования включает в себя результаты проведенного исследования, а также статистические данные о структуре и динамике лиц, совершивших преступления в Российской Федерации, деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактики преступлений, уголовные дела, рассмотренные Волжским городским судом Волгоградской области - за 2007-2009 годы.
Обработка и анализ собранной информации проводились с использованием компьютерной техники, с привлечением методов математической статистики по специально разработанной программе, адаптированной к задачам настоящего исследования, с последующей логико-содержательной интерпретацией полученных результатов.
Результаты дипломного исследования могут быть широко использованы в научно-исследовательской работе, в учебном процессе юридических вузов при преподавании курса криминологии и связанных с ним спецкурсов, в системе служебной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Структура работы. Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений. В заключении делаются выводы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования личности преступника
Для правильного понимания, всестороннего анализа и основательной теоретической разработки такой сложной и многоплановой проблемы, как личность преступника, необходимо в первую очередь обратиться к основным научным положениям относительно человеческой личности в общетеоретическом плане.
Термин личность (англ. - personality) происходит от латинского «persona» . Как отмечают американские психологи Ларри Хьелл (Larry A. Hjelle) и Дэниел Зиглер (Daniel J. Ziegler), «первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актёры во время театрального представления в древнегреческой драме»1. Фактически это слово изначально указывало на трагический или комический образ в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включён внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определённые жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. «Впоследствии этот термин постепенно обрёл более ёмкое содержание, характеризующее уже не актёрскую, а «человеческую» роль, которую каждый индивид повседневно играет в «трагедии и комедии своей жизни»» .
Личность способна управлять своим поведением и развитием, что проявляется в определяющем и необходимом её свойстве - активности, которая позволяет утверждать себя в поступках и делах2. Одним из наиболее важных признаков личности является её деятельность.
Среди гуманитарных наук проблему человека и личности изучают философия, социология, социальная и общая психология, педагогика, политология и др.3
Учение о личности исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Человек - продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологическое находится в подчиненном и выступает в нем не непосредственно, а в преобразованном, «о человеческом»4 виде. Отсюда следует, что природа и сущность человека не тождественные понятия. Если первое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные социальные признаки.
В современной отечественной психологии под личностью понимают человека, как носителя совокупности психических качеств и свойств, формирующихся в социально значимых для него видах деятельности и поведения.