Предписания
статьи 3.1. КоАП РФ обращены как
к законодателю, так и к правоприменителю.
Устанавливая ответственность за конкретное
административное правонарушение, законодатель
обязан исходить из определенных КоАП
РФ целей административного наказания.
В свою очередь, судья, орган, должностное
лицо, полномочные рассматривать дела
об административных правонарушениях
и обращать к исполнению наложенные наказания,
при назначении и исполнении административных
наказаний должны руководствоваться установками
Кодекса о природе административного
наказания и его целях.
По своей
правовой природе административными
наказаниями являются лишь те
меры административного принуждения,
которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12
главы 3 раздела I КоАП РФ. Зафиксированные
в других разделах Кодекса
иные меры административного
принуждения, применяемые в связи
с административными правонарушениями,
административными наказаниями
не являются (например, административное
задержание (ст. 27.3), личный досмотр
и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие
вещей и документов (ст. 27.10), отстранение
от управления транспортным средством
(ст. 27.12), задержание и запрещение
эксплуатации транспортного средства
(ст. 27.13) и другие меры обеспечения
производства по делу об административном
правонарушении, предусмотренные главой
27 КоАП РФ).
Содержанием
целей административных наказаний
является соблюдение установленного
правопорядка и обеспечение правомерного
поведения граждан и юридических
лиц. С помощью административных
наказаний осуществляются цели
общего и специального предупреждения
правонарушений (общая и частная
превенция).
Общее
предупреждение заключается в
том, что наказание конкретному
правонарушителю назначается также
и для того, чтобы другие лица
не совершали правонарушений. Общепредупредительный
характер имеет само наличие закона, содержащего
меру административной ответственности
за возможное нарушение установленных
государством правил. Специальное предупреждение
характеризуется тем, что административное
наказание, воздействуя на конкретного
правонарушителя, побуждает его не совершать
новых правонарушений.
В ч.
2 статьи 3.1. КоАП РФ находит свое
проявление принцип гуманизма
законодательства об административных
правонарушениях. Административное
наказание к физическому лицу
должно применяться в пределах
цивилизованных стандартов, не должно
иметь целью унижение человеческого
достоинства и причинение человеку
физических страданий. Эти установки
соответствуют положениям Всеобщей
декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в
1948 г., и Конвенции ООН против
пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов
обращения и наказания, вступившей
в силу в 1987 г., а также Европейской
Конвенции о защите прав человека
и основных свобод.
Административное
наказание, применяемое в отношении
юридического лица, не должно
иметь целью нанесение вреда
его деловой репутации.
2.2. Виды административных
наказаний и их применение
Предупреждение
- один из видов административного
наказания. Применяется преимущественно
к лицам, виновным в совершении
незначительных административных
правонарушений. Оно может налагаться
лишь в случаях, когда это предусмотрено
в санкции соответствующей статьи
Особенной части Кодекса или
закона субъекта РФ об административных
правонарушениях. Чаще всего предупреждение
предусматривается в санкциях
альтернативно с административным
штрафом. Такая конструкция санкций
характерна для многих незначительных
административных правонарушений
в области дорожного движения
(см., например, ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, ст. 12.3 и
др.). Вместе с тем не допускается
его применение вместо других
административных наказаний, поскольку
Кодекс не предусматривает возможности
замены одного административного
наказания другим, если это не
установлено в санкции соответствующей
нормы. В случае малозначительности
совершенного административного правонарушения
судья, орган, должностное лицо, рассматривающие
дело об административном правонарушении,
могут освободить лицо, совершившее правонарушение,
за которое предусмотрено предупреждение,
от административной ответственности
и ограничиться устным замечанием.
Содержание
предупреждения как меры административного
наказания выражается в официальном
порицании поведения липа, совершившего
административное правонарушение.
Применение предупреждения, равно
как и другого административного
наказания, влечет для нарушителя
соответствующие правовые последствия.
Лицо, которому назначено это
административное наказание, считается
подвергнутым данному наказанию
в течение одного года со
дня окончания исполнения постановления
о назначении предупреждения. Если
в течение года такое лицо
совершит новое административное
правонарушение, то к нему может
быть применено более строгое
административное наказание.
Предупреждение
как мера административного наказания
может применяться как к физическим,
так и юридическим лицам.
Административный
штраф представляет собой административное
наказание имущественного характера.
Он является денежным наказанием
и выражается во взыскании
с нарушителя определенной суммы
денежных средств. В ином эквиваленте
административный штраф не применим.
Согласно ст. 75 Конституции Российской
Федерации денежной единицей
в Российской Федерации является
рубль. В письме Министерства
финансов РФ от 2 апреля 2003 г. № 15-05-29/333
разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого
за административное правонарушение,
должна исчисляться в рублях
по официальному курсу Банка
России. Административный штраф
предусмотрен в санкциях всех
статей Особенной части Кодекса,
а также в законах субъектов
Российской Федерации об административных
правонарушениях. В соответствии
со ст. 3.3 Кодекса административный
штраф может устанавливаться
и применяться только в качестве
основного административного наказания.
Чаще всего он предусматривается
альтернативно с предупреждением,
реже - с другими видами административного
наказания. В случаях, предусмотренных
Кодексом, административный штраф
может налагаться в сочетании
с дополнительным административным
наказанием (возмездное изъятие, конфискация
орудия совершения или предмета
административного правонарушения).
Основной
показатель правоограничений, составляющих
содержание рассматриваемого вида наказания,
- величина административного штрафа.
Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный
и максимальный размеры административного
штрафа, которые могут устанавливаться
за совершение административных правонарушений.
Размер административного штрафа не может
быть менее одной десятой минимального
размера оплаты труда.
В отличие
от штрафа как вида уголовного
наказания, размер которого определяется
в твердых денежных суммах, исчисление
размера административного штрафа
не основано на едином критерии.
КоАП РФ предусматривает размер
административного штрафа как
величину, кратную:
- минимальному размеру
оплаты труда (МРОТ), установленному
федеральным законом на момент
окончания или пресечения административного
правонарушения. Такой вариант исчисления
размера административного штрафа
является преобладающим в действующем
Кодексе. Размер административного
штрафа, исчисляемого в величине,
кратной минимальному размеру
оплаты труда, закон дифференцирует
в зависимости от субъектов
административного правонарушения.
Его размер не может превышать
двадцать пять минимальных размеров
оплаты труда для граждан, для
должностных лиц - пятьдесят минимальных
размеров оплаты труда, для юридических
лиц - одну тысячу минимальных
размеров оплаты труда. За отдельные
виды административных правонарушений,
представляющих значительную опасность
(нарушение законодательства о
внутренних морских водах, континентальном
шельфе, об охране окружающей
природной среды и др.), административный
штраф может устанавливаться
в повышенном размере, но не
может превышать для должностных
лиц двести минимальных размеров
оплаты труда, для юридических
лиц - пять тысяч минимальных размеров
оплаты труда. Следует иметь в
виду, что перечень административных
правонарушений, за которые может
быть установлен административный
штраф в таком размере, значительно
расширен. В него включены нарушения
законодательства Российской Федерации
о лотереях, о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма, а также нарушения
правил пребывания (проживания) в
Российской Федерации иностранных
граждан или лиц без гражданства,
правил привлечения и использования
в Российской Федерации иностранных
работников;
- стоимости предмета
административного правонарушения,
но его размер не может превышать
трехкратный размер стоимости
предмета административного правонарушения
на момент окончания или пресечения
административного правонарушения;
- сумме неуплаченных
и подлежащих уплате на момент
окончания или пресечения административного
правонарушения налогов, сборов
или таможенных пошлин, либо сумме
незаконной валютной операции, либо
сумме денежных средств или
стоимости внутренних и внешних
ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных
с невыполнением установленного
требования о резервировании, либо
сумме валютной выручки, не проданной
в установленном порядке, либо
сумме денежных средств, не зачисленных
в установленный срок на счета
в уполномоченных банках, либо
сумме денежных средств, не возвращенных
в установленный срок в Российскую
Федерацию, либо сумме неуплаченного
административного штрафа. Максимальный
размер административного штрафа при
этом не может превышать трехкратный размер
соответствующей суммы неуплаченных налогов,
сборов, таможенных пошлин, административных
штрафов или стоимости товаров, предметов.
Данный вариант исчисления размера административного
штрафа связан с определенными видами
административных правонарушений: нарушение
валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП
РФ), незаконное перемещение товаров и
(или) транспортных средств через таможенную
границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП
РФ) и др. Суммы административного штрафа
в таких случаях исчисляются исходя их
соответствующих налоговых обязанностей
субъектов, обязанностей по уплате сборов,
штрафов либо суммы незаконной операции.
При определении этих исходных для исчисления
административного штрафа сумм необходимо
обращаться к действующим ставкам налогов
применительно к конкретному налогоплательщику
(гражданину, предпринимателю, коммерческой
организации и др.), нормативам валютных
операций, размерам таможенных пошлин
и др.
Об административном
штрафе выносится постановление
судьей, органом, должностным лицом,
рассматривающими дело об административном
правонарушении. В случаях, предусмотренных
ст. 28.6 Кодекса, административный штраф
налагается и взимается на
месте совершения физическим
лицом административного правонарушения.
Особенностью
исполнения постановления о наложении
административного штрафа является
то, что в течение установленного
срока он может быть уплачен
самим лицом, привлеченным к ответственности.
Этот срок составляет 30 дней со
дня вступления постановления
в законную силу либо со
дня истечения срока отсрочки
или срока рассрочки. Если постановление
о наложении административного
штрафа вынесено в отношении
несовершеннолетнего, у которого
отсутствует самостоятельный заработок,
то выносится решение о взыскании
штрафа с его родителей или
иных законных представителей. Помимо
родителей законными представителями
физического лица являются усыновители,
опекуны или попечители. Требования
к лицам, которые могут быть
назначены опекунами или попечителями,
устанавливаются ст. 146 СК РФ.
Возмездное
изъятие орудия совершения или
предмета административного правонарушения
является мерой административной
ответственности имущественного
характера и может применяться
лишь в отношении собственника
предметов, использовавшихся в качестве
орудий совершения или явившихся
предметом административного правонарушения.
Изъятию не подлежат предметы
и орудия, не являющиеся собственностью
правонарушителя.
По содержанию
возмездное изъятие орудий совершения
или предмета административного
правонарушения состоит из трех
взаимосвязанных действий. Во-первых,
принудительное изъятие предмета
у нарушителя, во-вторых, реализация
орудий и предметов, в-третьих, передача
вырученной суммы бывшему собственнику
за вычетом расходов по реализации изъятых
орудий или предметов. Возмездный характер
является отличительной чертой рассматриваемого
вида административного наказания. По
этому признаку оно отличается от другого
административного наказания - конфискации
орудия совершения или предмета административного
правонарушения.
Возмездное
изъятие орудия совершения или
предмета административного правонарушения
может устанавливаться и применяться
в качестве как основного, так
и дополнительного вида административного
наказания.
Порядок
применения возмездного изъятия
и виды предметов, подлежащих
изъятию, устанавливаются КоАП РФ.
Такими предметами и орудиями
могут быть только дозволенные
орудия и предметы. Рассматриваемое
административное наказание отличается
от изъятия предметов как меры
административного пресечения, которое
применяется независимо от привлечения
лица к административной ответственности,
от принадлежности орудий и
предметов нарушителю, а также
в отношении указанных объектов,
изъятых из гражданского оборота.
Законодатель устанавливает ограничения
в применении возмездного изъятия
орудий или предметов административного
правонарушения. Оно касается охотничьего
оружия, боевых припасов и других
дозволенных орудий охоты и
рыболовства. Возмездное изъятие
указанных орудий и предметов
не может применяться к лицам,
для которых охота или рыболовство
является основным законным источником
средств к существованию.
Применение
возмездного изъятия указанных
орудий и предметов приведено
в соответствие с требованиями
ст. 35 Конституции РФ, согласно которой
никто не может быть лишен
своего имущества иначе как
по решению суда. Возмездное изъятие
может назначаться только судьей.