КоАП
РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный
срок давности привлечения к
административной ответственности
за административное правонарушение,
влекущее применение административного
наказания в виде дисквалификации,
со дня совершения или обнаружения
правонарушения, что обусловлено
повышенной вредностью таких
административных правонарушений
и трудностью их выявления.
Административное
приостановление деятельности преследует
цели обеспечения безопасности
жизни и здоровья людей, окружающей
среды, имея в виду экологическую
безопасность, а также борьбу
с распространением наркотиков,
с отмыванием доходов, полученных
преступным путем, с финансированием
терроризма.
Применение
административного приостановления
деятельности при рассмотрении
дел об административных правонарушениях
КоАП РФ возложил на федеральных
районных судей судов общей
юридисдикции, поскольку соответствующие
новеллы внесены в ст. 23.1 КоАП РФ.
В КоАП
РФ установлен максимальный срок
административного приостановления
деятельности индивидуального предпринимателя
или юридического лица, но не
указан минимальный срок. В связи
с этим отметим, что в главе
27 КоАП РФ в качестве меры
обеспечения по делу об административном
правонарушении предусмотрен временный
(до 5 суток) запрет деятельности
филиалов, представительств, структурных
подразделений юридического лица,
эксплуатации агрегатов, объектов,
зданий или сооружений, других
объектов, перечисленных в ст. 27.16,
до рассмотрения дела судьей.
Часть 3
ст. 3.12 и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают
возможность досрочного прекращения
судьей рассматриваемого наказания
по ходатайству лица, привлеченного
к административной ответственности,
и при наличии заключения должностного
лица, уполномоченного в соответствии
со ст. 28.3 на составление протокола
об административном правонарушении,
если будет установлено, что устранены
обстоятельства, послужившие основанием
для назначения данного наказания.
Заключение
Для
обеспечения законности при решении
вопросов, касающихся привлечения
правонарушителей к административной
ответственности, важное значение
имеет правильное определение
круга государственных органов
и должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях и налагать взыскания.
К числу таких органов (должностных
лиц) КоАП относит: административные
комиссии при местной администрации;
местную администрацию (в случае,
если не создана административная
комиссия); комиссии по делам несовершеннолетних
при местной администрации; районные
(городские) суды, судей общих и
военных судов, мировых судей; органы
внутренних дел; органы государственных
инспекций; другие органы (должностных
лиц), уполномоченных на то законодательством
РФ.
При
этом четко определен и круг
правонарушений, которые рассматривает
и за которые каждый орган (должностное
лицо) правомочен налагать административные
взыскания, а также который исполняет
их. Например, установлено, что исправительные
работы и административный арест
могут применяться только районным
(городским) судом (судьей).
Применение
мер административной ответственности
к юридическим лицам осуществляется
органами и должностными лицами,
указанными в соответствующих
федеральных законах. Это - органы
исполнительной власти по охране
окружающей среды, природных ресурсов,
органы санитарно-эпидемиологического
надзора, должностные лица государственной
противопожарной службы, налоговые
органы, таможенные и другие органы
(должностные лица).
Административным
правонарушением признается противоправное,
виновное действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое
Кодексом РФ об административных
правонарушениях или законами
субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Признаками
административных проступков выступают:
противоправность, виновность, общественная
опасность, наказуемость.
Под
составом административного правонарушения
понимается единство установленных
КоАП РФ объективных и субъективных
признаков, характеризующих конкретное
общественно опасное деяние как
административное правонарушение.
В структуру
состава административного правонарушения
входят следующие элементы:
- объект правонарушения
- общественные отношения, на которые
посягает;
- объективная сторона
правонарушения - конкретная разновидность
противоправного деяния (действия
или бездействия), наносящего вред
или ущерб правам граждан или
общегосударственным (публично-правовым)
интересам, охраняемым КоАП РФ (признаки
объективной стороны проступка
обычно указываются в диспозиции
правовой нормы);
- субъект правонарушения
- вменяемое физическое лицо, достигшее
к моменту правонарушения шестнадцатилетнего
возраста, а также юридическое
лицо. В соответствии с КоАП
РФ субъектами проступков могут
быть должностные лица либо
граждане, не наделенные правомочиями
должностного лица;
- субъективная сторона
административного правонарушения
характеризует психоэмоциональное
отношение лица к деянию и
предполагает выявление признаков
вины в форме умысла или
неосторожности. КоАП РФ исключает
объективное вменение - административную
ответственность за невиновное
причинение вреда.
Отличие
проступков кроется в объекте
нарушений. В результате гражданских
проступков (деликтов) причиняется
неправомерными действиями вред
личности или имуществу гражданина,
а также организации: происходит
неисполнение договорных обязательств,
нарушение прав собственника, заключение
противозаконной сделки и т. д.
Отличие
административного правонарушения
и гражданского правонарушения
от дисциплинарного проступка
в том, что они влекут за
собой такие специфические последствиям
как возможность привлечения
к ответственности не только
физическое лицо, но и юридическое.
Разграничение
между изучаемыми проступками
лежит также в привлечения
к административной, дисциплинарной
и гражданской ответственности.
Возможностью разрешать дела
об административных правонарушениях
предоставлена определенным административно-юрисдикционным
органам. Их полномочия перечислены в
соответствующих статьях КоАП РФ, что
не сделано для гражданских правонарушений
и дисциплинарных проступков.
Административная
ответственность – вид юридической
ответственности, которая выражается
в применении компетентными органами
административного наказания к
лицу, совершившему административное
правонарушение.
Понятие
административного наказания содержится
в ст. 3.1 КоАП РФ и предполагает
установленную государством меру
ответственности за совершение
административного правонарушения,
применяемую в целях предупреждения
совершения новых правонарушений
как самим правонарушителем, так
и другими лицами.
Административное
наказание не может иметь своей
целью унижение человеческого
достоинства физического лица, совершившего
административное правонарушение,
или причинение ему физических
страданий, а также нанесение
вреда деловой репутации юридического
лица.
В соответствии
со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение
административных правонарушений
могут устанавливаться и применяться
следующие административные наказания:
1) предупреждение; 2) административный
штраф; 3) возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения; 4) конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения; 5) лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу; 6) административный арест; 7) административное
выдворение за пределы Российской
Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства; 8) дисквалификация;
9) административное приостановление
деятельности.
Административные
наказания как элементы единой
системы характеризуются общностью
оснований их применения: юридического,
фактического, процессуального.
Список литературы
1. Агапов А. Б. Постатейный
комментарий к Кодексу РФ об
административных правонарушениях.
Расширенный, с использованием материалов
судебной практики. - М.: Статут, 2004.
2. Габричидзе Б. Н., Чернявский
А. Г. Административное право. - М.: ООО «ТК
Велби», 2005.
3. Имамов М. М. Виды наказаний
и принципы формирования их
системы: Автореферат диссер. к. ю.н.
Казань, 2004.
4. Комментарий к Кодексу
Российской Федерации об административных
правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова.
– М.: Юристъ, 2006.
5. Козлов Ю. М. Административное
право. Учебник. – М.: Юрист, 2005.
6. Кудрявцева И. А., Комментарий
к Кодексу Российской Федерации
об административных правонарушениях
// Консультант бухгалтера. - 2002. - № 5.
7. Макарейко Н. В. Административное
право. - М.: Юрайт, 2004.
8. Постатейный комментарий
к Кодексу Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Расширенный, с использованием материалов
судебной практики (в двух книгах)
/ Под ред. А. Б. Агапова. - М.: Статут, 2004.