Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:12, контрольная работа
Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..5
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………22
Возрастные психологические особенности…………………………...22
Гендерные различия несовершеннолетних…………………………...25
Индивидуально-психологические особенности……………………...27
3 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
Предмет допроса, т.е. круг выясняемых
обстоятельств, в общей форме
предопределен предметом
Кроме того, согласно ст. 421 УПК
РФ, обстоятельствами, подлежащими
установлению по делам несовершеннолетних,
являются: 1) возраст несовершеннолетнего;
2) условия жизни и воспитания,
уровень психического развития и
иные особенности его личности; 3)
влияние на несовершеннолетнего
старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 421 УПК
РФ). При наличии данных, свидетельствующих
об отставании в психическом развитии,
не связанном с психическим
Всесторонность и полнота
расследования дел о
Специфика предмета доказывания по делам несовершеннолетних включает в себя обстоятельства совершения правонарушения, выяснение причин и условий его совершения и социальную адаптацию несовершеннолетнего. С этой целью необходимо установить, почему у несовершеннолетнего возникли противоправные взгляды, привычки, что привело к формированию преступного умысла, что толкнуло на преступление. Это может быть отсутствие надзора и должного контроля за поведением дома и в общественных местах, по месту учебы или работы, упущения в воспитании со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, отвечающих за поведение несовершеннолетнего, отрицательное влияние друзей-подростков, выявление взрослых, склоняющих несовершеннолетнего к пьянству, употреблению наркотиков и к иной противоправной деятельности.
Как и все расследование,
допрос несовершеннолетнего
Все перечисленное вызывает необходимость индивидуального подхода к допрашиваемому, использованию тактических приемов допроса с учетом особенностей личности. Еще Г. Гросс отмечал, что «допрос несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом».13 Для этого лицо, проводящее допрос, должно обладать определенными личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие несовершеннолетнего допрашиваемого.
Таким образом, допрос несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК
РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191
УПК РФ) имеет специфику, обусловленную
их возрастом и социально-
Подготовка к допросу включает в себя: а) собирание исходных данных; б) тактическое обеспечение допроса; в) выбор момента и места и определение способа вызова на допрос; г) техническое обеспечение допроса.
Подготовка к допросу
заключается в определении
При подготовке к допросу несовершеннолетних необходимо прежде всего правильно определить, кто будет присутствовать (участвовать) при допросе (знакомый или незнакомый педагог, мать, отец или кто-то из близких родственников) и где целесообразно его провести (в школе, дома либо в кабинете следователя, дознавателя), создать благоприятную спокойную, привычную для несовершеннолетнего обстановку.
Если несовершеннолетний не знает русского языка, желает давать показания на родном ему языке, должно быть обеспечено участие в допросе переводчика (ст.ст. 18 УПК РФ).
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник. В качестве защитников допускаются адвокаты.14 По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ), который вправе задавать ему вопросы (ч. 2 ст. 425 УПК РФ). Следует отметить, что участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ); если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем. Законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК РФ). По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители в порядке, установленном ст.ст. 426 и 428 УПК РФ., а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). При этом отказ несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от защитника для дознавателя, следователя и суда не обязателен (ч. 2 ст. 52 УПК РФ).
Законные представители
несовершеннолетнего
Адвокат оказывает несовершеннолетнему
правовую помощь, а участие законных
представителей оказывает общую
психологическую и
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 3 ст. 425 УПК РФ). Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).
Следователь, дознаватель
обеспечивают участие педагога или
психолога в допросе
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов – с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога – знакомого или незнакомого допрашиваемому – следует пригласить.
По делам о половых
преступлениях рекомендуется
Следует отметить, что с
одной стороны, участие педагога
или психолога в допросе
Педагогу, законному представителю
и защитнику, которые участвуют
в допросе, следует разъяснить их
права (задавать вопросы с разрешения
следователя; знакомиться с протоколом
допроса и ходатайствовать о
внесении в него дополнений и поправок)
и обязанность подтвердить по
окончании допроса своей
Допрос несовершеннолетнего
должен быть произведен как можно
быстрее после события
Выбор места допроса. Допрос свидетелей и потерпевших, а также находящихся на свободе обвиняемых и подозреваемых производится в кабинете следователя (дознавателя). Если подозреваемый (обвиняемый) задержан (содержится под стражей), его допрашивают обычно в изоляторе временного содержания (следственном изоляторе). Обстановка кабинета, где производится допрос, должна вызывать у несовершеннолетнего сугубо деловые ассоциации и настроение. Ничто не должно отвлекать его внимание: в кабинете не должно быть посторонних лиц, на стенах не должно быть никаких карт, фотографий и иных предметов, не относящихся к делу. Однако следователь (дознаватель) вправе, если признает это необходимым, произвести допрос и в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст. 187 УПК РФ). Такая необходимость может возникнуть, когда допрос должен быть произведен сразу после окончания обыска или иного следственного действия; если допрашиваемый затрудняется в изложении деталей события, не находясь на месте, где оно произошло; если состояние здоровья допрашиваемого исключает возможность явки его в кабинет допрашивающего. В последнем случае допрос производится с разрешения лечащего врача и чаще всего в его присутствии.
Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания.
Весьма важное значение имеет подготовка средств магнитной и особенно видеомагнитофонной (а сейчас возможно и цифровой) записи. Применение аудио- и видеозаписи, во-первых, может послужить средством изобличения во лжи, побудить к даче правдивых показаний, преодолеть отказ от дачи показаний, что приобретает особое значение при сговоре членов преступного сообщества или колебаниях потерпевших и свидетелей; во-вторых, сдерживает допрашиваемых от изменения показаний или отказа от них и является доказательством ложности их заявлений о незаконных методах воздействия при допросе.
Исходные данные определяют
эффективность допроса. По своим
источникам и содержанию они неоднородны.
Во-первых, это данные, относящиеся
к обстоятельствам
Готовясь к допросу, следователь (дознаватель) должен составить для себя достаточно полное представление о личности несовершеннолетнего, уровне его познаний, состоянии здоровья, характере, темпераменте, степени заинтересованности в деле, об отношениях с обвиняемым и другими участниками процесса. При исследовании личности несовершеннолетнего помимо установления возраста подлежат выяснению: а) его физическое и психическое состояние; б) уровень интеллектуального, волевого и нравственного развития; особенности его характера; в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Важно выяснить уровень его общего развития, т.е. способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют поведение несовершеннолетнего в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения несовершеннолетнего соответственно в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых; его поведение до и после совершения преступления, данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, его наклонностей и др.
При проверке состояния психического
здоровья несовершеннолетнего следует
иметь в виду, что сами несовершеннолетние
зачастую скрывают свой психический
недуг, а их родственники, напротив,
нередко склонны преувеличивать
отклонения в поведении подростка.
Поэтому рекомендуется