Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:12, контрольная работа
Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..5
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………22
Возрастные психологические особенности…………………………...22
Гендерные различия несовершеннолетних…………………………...25
Индивидуально-психологические особенности……………………...27
3 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
В то же время, как отмечают отечественные психологи, «индивидуальные различия между людьми превышают половые, перекрывают их, как бы вырываются за их рамки». В связи с этим половые различия при допросе несовершеннолетних необходимо учитывать в совокупности всех отличительных особенностей лиц указанной возрастной категории.
2.3 Индивидуально-психологические особенности
Индивидуально-психологические
особенности личности человека включают
ее направленность, уровень самооценки,
доминирующие черты характера, особенности
темперамента, сформированные способы
преодоления трудных жизненных
ситуаций, преобладающие механизмы
психологической защиты и др. Специфика
индивидуально-психологических
Для выработки тактики производства допроса несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления целесообразно учитывать направленность личности лиц данной возрастной категории. Согласно типологии несовершеннолетних преступников, предложенной Г. М. Миньковским,21 преступление может быть: случайным, противоречащим направленности личности; реально возможным с учетом общей неустойчивости личной направленности; соответствовать антиобщественной направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации.
Учет данной классификации позволяет определить роль несовершеннолетнего в совершении преступления. В первой ситуации несовершеннолетний является жертвой, действовавшей под воздействием сложившихся обстоятельств. Во второй ситуации несовершеннолетний может совершить преступление, как под воздействием сложившейся ситуации, так и в не зависимости от обстоятельств, сознательно инициировав и реализовав преступный умысел. В третьей ситуации несовершеннолетний, имея антиобщественную направленность личности, сам провоцирует возникновение криминальных обстоятельств, в результате - совершает преступление при любых внешних условиях. Вышеуказанное необходимо учитывать при производстве его допроса и реализации в отношении него всех следственных действий.
Самооценка несовершеннолетних, как правило, неустойчива, что и отличает незрелость личности. Кроме того, если наблюдается резкое несоответствие самооценки несовершеннолетнего и оценки его ближайшим социальным окружением (внешней оценкой: родителей, педагогов, класса и т. д.), это может служить психодиагностическим признаком его предрасположенности к различным видам девиантного (в том числе и криминального) поведения. В то же время при допросе таких несовершеннолетних, учитывая лабильность их самооценки, важно способствовать ее повышению, обращая внимание на позитивные качества личности несовершеннолетнего, его заслуги и успехи. Такой подход будет способствовать формированию у несовершеннолетнего положительного отношения к следователю и правоохранительным органам в целом.
3 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Большое внимание в теории и практике уделяется этике проведения следственных действий, в том числе допроса. На основе анализа УПК РФ можно прийти к выводу о том, что некоторые нормы УПК РФ содержат в себе этические начала. Совокупность нравственных норм поведения следователя и образует следственную этику как учение о нравственных основах профессиональной деятельности. Л.Е. Ароцкер справедливо пишет, что одним из основных специфических требований судебной этики является объективность работников юстиции, умение принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению, стойкость по отношению к различным посторонним влияниям, соблюдение принципа равенства всех перед законом, толкование всякого сомнения в пользу подсудимого и обвиняемого.22
С точки зрения норм высоконравственного
поведения следователем в ходе допроса
несовершеннолетнего
Как нарушение профессиональной
этики следует расценивать
Этические основы регламентации
процессуального порядка
Таким образом, этические основы допроса несовершеннолетнего – это свод нравственных заповедей, обязательных для следователя, практическая реализация которых обеспечивает успешное проведение следственного действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, допрос несовершеннолетнего – это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов.
Сложный и многогранный характер допроса несовершеннолетних заключается в том, что он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.
Таким образом, только правильное
поведение и принятие следователем
правильных решений может привести
к положительным результатам
и получению необходимой
Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.
К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания. Я думаю, что необходимо ввести в подготовку следователей основы подростковой, юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.
Также сложности вызывает вопрос о привлечении педагога (психолога). По моему мнению, в законе должно быть указано, что в качестве педагога (психолога) должны приглашаться специалисты с дипломом педагога или психолога, как правило, знакомые с несовершеннолетним. Соблюдение последнего условия поможет достичь хорошего психологического контакта, обеспечить доброжелательную атмосферу при допросе. В исключительных случаях, когда невозможно выполнить это условие, может быть приглашен другой педагог (психолог).
Лишь по мере выполнения
всех необходимых следственных действий
следователь получает возможность
для полного и объективного исследования
полученных показаний в соотношении
с имеющимися по делу доказательствами,
что позволяет устранить
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 2006. – С.13.
2 Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 2005. – С.24.
3 Приняты 29.11.1985г. резолюцией ООН 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для российских судей. - М., 2009. - С. 66-71.
4 Международная защита прав и свобод человека. - Сборник документов. - М., 2000. - С. 32-53.
5 Международные акты о правах человека. - Сборник документов. - М., 2008. - С. 31-38.
6 Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.
7 Богуш Г.И. Преступность несовершеннолетних. Криминология: Учеб. пособие / Г.И. Богуш [и др.]; Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - М., 2007. - С. 99.
8 Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - №3. - С. 30.
9 Миньковский Г. М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология. Под ред. В.Г. Звирбуля и др. - М., 2009. - С. 12.
10 Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. - М., 2000. - С. 34-35.
11 Степанова А.А., Файрушина Р.Д. Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей // Правовое государство: Теория и практика. - 2011. - №24. - С. 66.
12 Офёркина О.А. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников преступных групп // Аспирант и соискатель. - 2011. - №3. - С. 84.
13 Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - №3. - С. 30.
14 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в последующ. ред.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.
15 Сычев А.А. О форме предварительного расследования преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. - 2009. - №5. - С. 9.
16 Баженов В.Б. Применение специализации в раскрытии и расследовании преступлений несовершеннолетних // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №5. - С. 104.
17 Пахомов С.Н. Психологические особенности допроса свидетелей // Юридическая психология. - 2007. - №3. - С. 23.
18 Репин А.В. К вопросу о понятии «тактического приема» допроса // Адвокатская практика. - 2007. - №5. - С. 38.
19 Уголовное дело, рассмотренное Советским районным судом г. Волгограда 15.04.2011 г.
20 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. - М.: Изд центр «Академия», 2002. – С.422.
21 Миньковский Г. М. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Ч. 1. М., 1970. – С.128.