Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:12, контрольная работа
Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..5
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………22
Возрастные психологические особенности…………………………...22
Гендерные различия несовершеннолетних…………………………...25
Индивидуально-психологические особенности……………………...27
3 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
Изучение личности несовершеннолетнего, обладание необходимой о нем информацией помогает определить особенности, которые имел процесс формирования его показаний, предположить, какова будет линия его поведения на допросе, насколько устойчив он в отношении возможного воздействия заинтересованных в исходе лиц и можно ли ожидать от него изменения показаний в результате такого воздействия. Личные качества несовершеннолетнего и предполагаемая осведомленность его об исследуемых фактах помогут определить возможное его поведение на допросе и тактические приемы получения полных и достоверных показаний.18
Итак, до вызова на допрос необходимо собрать подробные сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего (уровень развития, интересы, особенности характера, склонность к фантазированию, поведение в школе и дома, взаимоотношения с лицом, о котором он будет допрошен).
Вызов к следователю, дознавателю или в суд несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, не находящегося под стражей, производится через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении Специализированное учреждение для несовершеннолетних – специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетних и созданный в соответствии с федеральным законом (п. 44 ст. 5 УПК РФ). Для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ). В ч. 4 ст. 188 УПК РФ указано, что вызов на допрос несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет осуществляется через его законного представителя либо через администрацию его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос возможен, если только это вызвано обстоятельствами дела. При необходимости участия в допросе законного представителя или близкого родственника несовершеннолетнего в повестку включается предложение о его явке вместе с вызываемым.
Вызов на допрос осуществляется
повесткой, телеграммой, телефонограммой
с указанием, кто, в качестве кого
вызывается, куда, к кому и когда
(день и час) надлежит ему прибыть,
указываются последствия
Наконец, при подготовке к допросу составляется план допроса в соответствии с общим планом расследования по делу и с учетом собранных к моменту допроса судебных доказательств.
В подготовке к допросу первостепенное значение имеет планирование допроса, четкое представление о намечаемой цели его, об обстоятельствах, подлежащих выяснению, и тактических приемах, направленных на получение достоверной информации. Без ясной, заранее намеченной цели допрос не даст желаемого эффекта и в результате возникает необходимость в повторном допросе.
Важно определить очередность
допроса, если по одним и тем же
обстоятельствам предполагается допросить
нескольких несовершеннолетних. Первыми
рекомендуется допрашивать лиц,
от которых вероятнее всего можно
получить правдивые и наиболее полные
показания. При этом следователь (дознаватель)
исходит не только из осведомленности
допрашиваемого в материалах дела,
но и из его личностной характеристики,
процессуального положения и
взаимоотношений с другими
План допроса может быть устным или письменным (кратким, сжатым, предусматривающим лишь перечень вопросов, или развернутым). План допроса составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать перечень подлежащих установлению обстоятельств, имеющихся по ним доказательств и формулировки основных вопросов, а также тех, которые связаны с информацией, полученной из оперативных источников. В отношении последних в плане целесообразно предусмотреть момент, когда их лучше задать, что должно этому предшествовать и какие на случай непредвиденных осложнений должны быть приняты меры для сохранения в тайне источника информации.
Важно заранее смоделировать
ход предстоящего допроса, предусмотреть
возможное поведение
При планировании следует учитывать, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо запланировать перерывы по 5-10 мин. через каждые 20-40 мин. допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого. Нельзя затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо суждениями следователя.
Кроме того, при решении вопроса о времени допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователю нужно помнить, что производство допросов в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Перечень таких случаев в законе не приводится, тем не менее ясно, что ночной допрос возможен, когда речь идет, например, о немедленном задержании опасного преступника, в связи с чем необходимо выяснить его личность или приметы. Изучение материалов следственной практики выявило факт встречающихся нарушений указанного требования закона. Так, несовершеннолетних свидетелей Д. и С. допрашивали после полуночи (соответственно, с 1 ч. 00 мин. до 1 ч. 25 мин. и с 1 ч. 30 мин. до 1 ч. 50 мин.), хотя никакой необходимости в этом не было.19
Также не следует вызывать несовершеннолетних на допросы в утренние часы, когда они находятся на занятиях (если только допрашиваемый не учится во вторую смену – здесь следователю необходимо исходить из данных о его личности). В случаях, когда это не вызывается тактическими соображениями, подобный допрос нельзя признать оправданным.
Итак, подготовка к допросу
– одно из основных условий получения
от допрашиваемого несовершеннолетнего
достоверных и полных показаний. Суть
организационно-
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Возрастные психологические особенности
Несовершеннолетним
• Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье.
• Психологическая зависимость
от предметного мира, служащего регулятором
отношений внутри возрастных групп.
При этом вещи могут поставить
подростков в зависимость от дарителей,
побуждать к зависти и
• Подверженность особым подростковым стереотипам, которые имеют внешние проявления (например, употребление в речи «сленга», курение, стремление соответствовать взрослой моде и т. д.). Данные стереотипы могут выражаться как символы групповой принадлежности. Опасность совершения преступления возникает в ситуации принятия внешней атрибутики групп антисоциальной направленности («скинхедов», «лимоновцев» и т. д.) и интероризации вследствие этого мировоззрения, присущего данным политическим и террористическим группировкам или даже движениям.
• Негативизм, демонстрация
независимости могут побудить несовершеннолетних
из внешне вполне благополучных семей
к антисоциальному поведению (у
несовершеннолетних возникает желание
сделать «наперекор» родителям,
доказать свою «взрослость» и независимость
от них). Причем подростковый негативизм,
грубость, упрямство являются своеобразными
формами протеста против доминирования
или равнодушия взрослых, которые
не хотят считаться с возросшим
уровнем притязаний несовершеннолетних
(уважать достоинства личности, считаться
с мнением и т. д.). Это приводит
к тому, что подросток находит
комфортную для себя среду (в которой
принимают его стремление к «взрослости»),
и если эта среда антисоциальная,
то подросток приобретает
• Бравада, склонность к рискованным действиям, жажда приключений, любопытство, свойственные несовершеннолетним, могут спровоцировать совершение лицами данной возрастной категории преступления вследствие «заражения» преступной романтикой.
• Легкомысленное отношение к человеческим порокам и слабостям, а также стремление пройти «через все», свойственные подростковому возрасту, могут привести к возникновению различных видов девиантных аддикций (алкоголизму, наркомании и т. д.).
• Доверчивость, неумение приспосабливаться
к конкретным условиям жизни, растерянность
в конфликтных жизненных
В целом подростковому
и раннему юношескому возрасту человека
свойственны амбивалентные
2.2 Гендерные различия несовершеннолетних
Согласно результатам зарубежных и отечественных исследований, половые различия обусловлены строением мозга, гормональными и соматическими особенностями представителей различных полов, условиями их воспитания и влияния социальной среды.
Теоретический анализ результатов
выше названных исследований позволяет
дифференцированно (в зависимости
от гендерной принадлежности) разграничить
психологические особенности
Юноши обладают более высокой скоростью концентрации внимания, наблюдательностью, развитым невербальным (практическим) и общим интеллектом, легче ориентируются в пространстве. Однако в связи с тем, что они склонны одновременно делать только одно дело, предпочитают «разговор по существу», ценят точность терминологических определений, при допросе несовершеннолетних мужского пола следователю целесообразно более четко формулировать вопросы и структурировать свою речь. То есть использовать в речи свойственные мужчинам, короткие, прямые, раскрывающие суть дела предложения. При слушании ответов на вопросы и свободного рассказа допрашиваемого юноши целесообразно проявлять спокойное внимание (молча слушать). В связи с тем, что юноши более объективны, при оценке событий опираются на реальные факты, их показания могут быть более точными. В то же время необходимо учитывать, что юноши по своей природе агрессивнее девушек, причем их агрессия может носить асоциальный характер.
Девушки отличаются более развитыми языковыми способностями, беглостью речи. Однако в связи с тем, что им не всегда свойственна точность речевых формулировок, при передаче смысла высказывания они больше полагаются на интонацию, мимику и жестикуляцию, выражающие эмоции; склонны высказывать свои мысли в косвенной форме (намекают, что хотят сказать), часто используют преувеличения, для понимания смысла их высказываний необходимо иметь развитую интуицию, понимать невербальные и паравербальные реакции человека. Кроме того, следует отметить, что агрессия у девушек (женщин) проявляется чаще вербально, в виде несогласия, протеста против чего-либо. В связи с тем, что девушки испытывают потребность в поддержке и положительной оценке другими людьми, для активизации их ответов на допросе целесообразно использовать психотехники «активного слушания». При оценке показаний представительниц женского пола целесообразно учитывать, что им свойственна повышенная субъективность и впечатлительность.
Представительницы женского
пола обладают более широким периферическим
зрением, большей чувствительностью
к сенсорным раздражителям, имеют
превосходство в скорости восприятия,
счете, вербальной памяти; могут заниматься
несколькими делами одновременно (например,
одновременно и слушать, и говорить
и т. д.). Эти способности могут
стать определяющими при