Институт соединения и выделения уголовных дел и вопросы их совершенствования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:36, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы исследования. Вступив в Совет Европы, наша страна взяла на себя обязательство привести национальное законодательство в соответствие с нормами международного права и процессуальными нормативами, предусмотренными Европейской Конвенцией о защите прав и свобод человека. Двигаясь в этом направлении, в 2001 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Понятие общих условий предварительного расследования 1.2. Основные нормы института соединения и выделения уголовных дел ГЛАВА 2. Основания и процессуальный порядок соединения и выделения уголовных дел 2.1. Соединение уголовных дел как основание применения статьи 237 УПК РФ Заключение Список литературы
Он включает в себя
прокурорский надзор, а также ведомственный
контроль, в частности, контроль за предварительным
расследованием руководителей следственных
подразделений контроль со стороны начальника
органа дознания за действиями дознавателя
и др. Обеспечить законность на предварительном
расследовании обязаны также следователь
и лицо, производящее дознание, по отношению
ко всем лицам, вовлеченным в сферу расследования
(свидетелям, экспертам, другим лицам,
участвующим в следственных действиях).
В случае причинения
преступлением материального ущерба органы
дознания и предварительного следствия
обязаны принять, меры по обеспечению
его возмещения.
В числе таких мер могут
быть:
розыск и изъятие похищенного
имущества;
наложение ареста на
имущество и вклады;
проведение обыска,
в целях обнаружения и изъятия имущества,
денег и ценностей, нажитых преступным
путем, и т.д.
всей своей деятельностью
органы дознания и предварительного следствия
должны способствовать укреплению законности и
правопорядка.
Эта задача решается
путем:
строгого соблюденная законов в деятельности самих этих органов;
разъяснения и обеспечения
прав всех участвующих в деле лиц;
изобличения виновных
и защиты невиновных;
выявления причин и
условий, способствующих совершению преступлений,
внесения представлений в целях устранения
нарушений закона;
предания гласности
обстоятельств совершения преступления
(если это не противоречит интересам расследования)
в воспитательных целях и в целях формирования
соответствующего общественного мнения
в связи с совершением преступления;
привлечения общественности
к расследованию преступлений и т.п.
Следует отметить,
что уже само уголовное расследование
и привлечение к ответственности лиц,
совершивших преступление, проведенные
своевременно, на должном уровне и в строгом
соответствии с законом, способствуют
укреплению законности и правопорядка.
1.1 Понятие общих условий предварительного
расследования
Общие условия предварительного
расследования – это предусмотренные
уголовно-процессуальным законом (гл.
21 Уголовно-процессуального кодекса) правовые
требования, основанные на общих принципах
уголовного процесса, которые выражают
характерные черты деятельности по расследованию
преступлений и определяют общие требования,
предъявляемые к порядку производства
следственных действий и принятия решений.
Соблюдение общих условий
способствует полноте, всесторонности
и объективности предварительного расследования
и реализации прав и законных интересов
участников уголовного процесса.
В соответствии с гл.
21 Уголовно-процессуального кодекса можно
выделить следующие общие условия предварительного
расследования: правила о подследственности;
правила о соединении и выделении уголовных
дел; производство неотложных следственных
действий органом дознания по делам, по
которым обязательно предварительное
следствие; формы окончания предварительного
расследования; обязательность рассмотрения
ходатайств участников предварительного
расследования; меры попечения о детях,
об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого
и меры по обеспечению сохранности его
имущества; недопустимость разглашения
данных предварительного расследования;
сроки предварительного расследования;
расследование дела группой следователей.
Правила о подследственности
уголовного дела. Подследственность уголовного
дела – это совокупность закрепленных
в законе правил, в соответствии с которыми
определяется орган, правомочный и обязанный
расследовать данное дело. Выделяют следующие
виды подследственности:
предметную (родовую);
территориальную (местную);
персональную (личную);
альтернативную;
по связи дел.
Предметная (родовая)
подследственность определяется в зависимости
от характера и степени общественной опасности
совершенного преступления. Статья 151
Уголовно-процессуального кодекса определяет
перечень преступлений, расследование
которых относится к ведению того или
иного органа предварительного следствия
и дознания.
Территориальная (местная)
подследственность определяет компетенцию
конкретных органов предварительного
расследования в пределах обслуживаемой
ими территории. Согласно ст. 152 Уголовно-процессуального
кодекса предварительное расследование
производится по месту совершения преступления.
Если преступление было начато в одном
месте, а закончено в другом, то уголовное
дело расследуется по месту окончания
преступления. В целях обеспечения полноты
и объективности расследования и соблюдения
процессуальных сроков предварительное
расследование может проводиться по месту
нахождения обвиняемого или большинства
свидетелей.
Персональная (личная)
подследственность определяется в зависимости
от субъекта преступления. Так, уголовное
дело обо всех преступлениях, совершенных
судьями, прокурорами, следователями,
адвокатами и иными лицами, указанными
в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального
кодекса, расследуются следователями
Следственного комитета РФ.
Для ряда преступлений,
совершенных в сфере экономики, перечень
которых дан в ч. 5 ст. 151 Уголовно-процессуального
кодекса, установлена альтернативная
подследственность,т. е.
предварительное следствие по ним может
проводиться следователем того органа,
который выявил данное преступление.
Подследственность по
связи дел установлена ч. бет. 151 Уголовно-процессуального
кодекса. В соответствии с ней расследование
некоторых уголовных дел (например, некоторых
преступлений против правосудия) осуществляется
следователем того органа, к подследственности
которого относится преступление, в связи
с которым возбуждено соответствующее
уголовное дело.
Правила о соединении
и выделении уголовных дел. В одном производстве
могут быть соединены уголовные дела в
отношении:
нескольких лиц, совершивших
одно или несколько преступлений в соучастии;
одного лица, совершившего
несколько преступлений;
лица, обвиняемого
в заранее не обещанном укрывательстве
преступлений, расследуемых по этим уголовным
делам (ст. 153 Уголовно-процессуального
кодекса).
Соединение уголовных
дел допускается также в случаях, когда
лицо, подлежащее привлечению в качестве
обвиняемого, не установлено, но имеются
достаточные основания полагать, что несколько
преступлений совершены одним лицом или
группой лиц. Соединение уголовных дел
производится на основании постановления
руководителя следственного органа. При
соединении уголовных дел срок производства
по ним определяется по уголовному делу,
имеющему наиболее длительный срок предварительного
расследования. При этом срок производства
по остальным уголовным делам поглощается
наиболее длительным сроком и дополнительно
не учитывается.
Выделение уголовного
дела в отдельное производство допускается
в отношении:
отдельных обвиняемых
по уголовному делу о преступлениях, совершенных
в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;
несовершеннолетнего
обвиняемого, привлеченного к уголовной
ответственности вместе с совершеннолетними
обвиняемыми;
иных лиц, обвиняемых
в совершении преступления, не связанного
с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому
уголовному делу, когда об этом становится
известно в ходе предварительного расследования.
Выделение уголовного
дела в отдельное производство для завершения
предварительного расследования допускается,
если это не отразится на всесторонности
и объективности предварительного расследования
и разрешения уголовного дела, в случаях,
когда это вызвано большим объемом дела
или множественностью его эпизодов. Выделение
уголовного дела производится на основании
постановления следователя или дознавателя.
В уголовном деле, выделенном
в отдельное производство, должны содержаться
подлинники или заверенные следователем
или дознавателем копии процессуальных
документов, имеющих значение для данного
уголовного дела. Материалы дела, выделенного
в отдельное производство, допускаются
в качестве доказательств по данному уголовному
делу.
Срок предварительного
следствия по уголовному делу, выделенному
в отдельное производство, исчисляется
со дня вынесения соответствующего постановления,
когда выделяется уголовное дело по новому
преступлению или в отношении нового лица.
В остальных случаях срок исчисляется
с момента возбуждения того уголовного
дела, из которого оно выделено в отдельное
производство (ст. 154 Уголовно-процессуального
кодекса).
Производство неотложных
следственных действий (ст. 157 Уголовно-процессуального
кодекса). Если следователь
по каким-либо причинам не может лично
возбудить уголовное дело о преступлении,
по которому обязательно предварительное
следствие, и приступить к его расследованию,
то закон наделяет орган дознания правом
возбудить такое дело и провести по нему
в течение 10 дней неотложные следственные
действия.
УПК не дает перечня
неотложных следственных действий. К числу
таковых согласно п. 19 ст. 5 Уголовно-процессуального
кодекса могут относиться действия,
осуществляемые органом дознания после
возбуждения уголовного дела, по которому
производство предварительного следствия
обязательно, в целях обнаружения и фиксации
следов преступления, а также доказательств,
требующих незамедлительного закрепления,
изъятия и исследования.
Указанный 10-дневный
срок не подлежит продлению. После производства
неотложных следственных действий и не
позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного
дела орган дознания направляет уголовное
дело руководителю следственного органа.
После этого орган дознания может производить
по нему следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия только по поручению следователя.
В случае направления руководителю следственного
органа уголовного дела, по которому не
обнаружено лицо, совершившее преступление,
орган дознания обязан принимать розыскные
и оперативно-розыскные меры для установления
лица, совершившего преступление, уведомляя
следователя об их результатах.
Формы окончания предварительного
расследования (ст. 158 Уголовно-процессуального
кодекса). Производство предварительного
расследования может быть завершено в
следующих формах:
составлением обвинительного
заключения (обвинительного акта) и направлением
уголовного дела через прокурора в суд;
прекращением уголовного
дела;
составлением постановления
о направлении уголовного дела в суд для
применения к лицу принудительных мер
медицинского характера.
Следователь и дознаватель,
установив в ходе предварительного расследования
обстоятельства, способствовавшие совершению
преступления, вправе внести в соответствующую
организацию или соответствующему должностному
лицу представление о принятии мер по
устранению указанных обстоятельств и
других нарушений закона. Данное представление
подлежит обязательному рассмотрению
с уведомлением следователя о принятых
мерах не позднее одного месяца со дня
его вынесения.
Меры попечения о детях,
об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого
и меры по обеспечению сохранности его
имущества. В соответствии со ст. 160 Уголовно-процессуального
кодекса, если у заключенного
под стражу подозреваемого, обвиняемого
остались без присмотра и помощи несовершеннолетние
дети, другие иждивенцы, а также престарелые
родители, нуждающиеся в постороннем уходе,
следователь, дознаватель принимают меры
к передаче их на попечение родственников
или других лиц либо помещению в детские
или социальные учреждения.
Следователь, дознаватель
принимают меры к обеспечению сохранности
имущества и жилища задержанного или заключенного
под стражу подозреваемого, обвиняемого.
Недопустимость разглашения
данных предварительного расследования.
Данные предварительного расследования
не подлежат разглашению. Следователь
или дознаватель предупреждают участников
производства по уголовному делу о недопустимости
разглашения ставших им известными данных
предварительного расследования, о чем
у них берется подписка с предупреждением
об ответственности в соответствии со ст. 310 Уголовного кодекса.
Данные предварительного
расследования могут быть преданы гласности
лишь с разрешения следователя, дознавателя
и только в том объеме, в каком ими будет
признано это допустимым, если разглашение
не противоречит интересам предварительного
расследования и не связано с нарушением
прав и законных интересов участников
уголовного судопроизводства. В любом
случае, разглашение имеющихся данных
о частной жизни участников производства
по уголовному делу без их согласия не
допускается.