Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:45, дипломная работа
Описание работы
Деятельность правоохранительных органов в условиях массовых беспорядков сталкивается с целым комплексом проблем, к числу которых относятся: политико-правовые, уголовно-правовые, процессуальные, криминалистические, кадровые, технические, морально-психологические и другие. В данном случае объектом исследования выступает деятельность органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Предметом исследования являются: конституционные и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков. Целью дипломной работы является раскрытие сущности конституционных и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 5 1.1 Понятие массовых беспорядков 5 1.2 Характеристика состава массовых беспорядков 12 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ 19 2.1 Соблюдение органами внутренних дел международных стандартов юридического обеспечения прав и свобод человека 19 2.2 Задачи органов внутренних дел и особенности охраны во время мероприятий 25 2.3 Принципы управленческой деятельности органов внутренних дел 27 3 ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Права человека является
частью международного права, за
их соблюдением осуществляется
международный контроль. Использование
в разных странах средств международного
контроля зависит от состояния соблюдения
ими основных прав человека. К таким средствам
относятся:
международно-правовые акты,
содержащие правила деятельности, формулируют
права и обязанности соответствующих
субъектов (конвенции, пакты, соглашения,
договоры), а также международные документы,
которые, конечно, не мост тять норм, правил
поведения, непосредственно не формулируют
права и обязанности (декларации, заявления,
меморандумы)
международные органы по наблюдению,
контролю за соблюдением основных прав
человека (комиссии, комитеты) и защиты
этих прав (суды, трибуналы)
Обеспечение законности,
правопорядка, охрана прав, свобод
и законных интересов граждан
- это предмет заботы государства,
его органов, организаций, учреждений
и должностных лиц, чрезвычайно важное
значение эти вопросы приобретают для
органов внутренних дел.
Поддержание всемирного
мира и безопасности, единство
между странами находятся в
прямой зависимости от соблюдения
прав человека. Защита прав и свобод
человека по закону, значимость принципа
верховенства закона для защиты - эти факторы
указывают на важность профессионализма
в работе правоохранительных органов.
Эти функции являются общими
для большинства полицейских структур
в Европе и во всем мире Европейской конвенцией
о правах человека разработаны стандарты
выполнения функций полицейских структур,
в основу как ких положены принципы защиты
прав человека, демократии и законности,
поскольку в самом характере этих структур
есть элементы, которые противоречат правам
человека и законности, особенно это касается
подразделении в борьбе с повседневной
преступностью.
Полиция обычно является
иерархической и дисциплинарной
структурой, поэтому неудивительно, что
в разных странах мира в полицейских структурах
сложилась похожая атмосфера. Полицейские
структуры различных стран все чаще взаимодействуют
в борьбе с международной преступностью,
терроризмом. Полицейские работают в соответствии
с миротворческими миссиями ООН, двусторонние
соглашения между странами и многосторонние
договоры, международными организациями,
позволяют полицейским из разных стран
обмениваться информацией и накопленным
опытом.
Учитывая специфику деятельности
милиции 17 декабря 1979 г Генеральная Ассамблея
ООН приняла Кодекс поведения лиц по поддержанию
правопорядка Резолюция 34/169, включающий
в себя такое предписание: «Как и все другие
органы системы уголовного судопроизводства,
каждый орган охраны порядка должен представлять
общественность в целом нести перед ней
ответственность и быть ей подотчетным».
Эта резолюция утвердила правовой статус
полиции, а также ее взаимоотношения с
обществом и общественными организациями.
В указанной резолюции
устанавливаются основные требования
формирования полиции в демократическом
обществе. Важность этих требований обусловлена
тем, что полиция тесно связана с политикой,
более того, участвуя во многих процессах
политической жизни, она тесно связана
с политической организацией общества
[38, c. 161].
Взаимозависимость демократии
и прав человека очевидны, ведь
именно права человека составляют
фундамент демократии. Одним из условий
демократического общества является право
на демократическую власть Поэтому должностным
лицам необходимо осознать, что они призваны
прежде всего охранять права человека.
Граждане должны придерживаться норм
права не только потому, что полиция (милиция)
следит за исполнением закона, но и потому,
от этого зависит общественный порядок.
Нарушение законности подрывает правопорядок,
что может стать причиной социальных беспорядков.
Важным фактором при защите
и отстаиванию прав человека любого пола
является уважение и защита человеческого
достоинства.
Сотрудники органов
внутренних дел не являются
социальными работниками и социальные
права не входят в рамки
их компетенции и обязанностей,
но они постоянно общаются
с людьми разных слоев общества
и вносят свой вклад в поддержание безопасности
для всех граждан. Некоторые подразделения
милиции регулярно встречаются с местными
властями для обсуждения социальных проблем.
Меры по защите прав детей и предотвращения
насилия в семье тоже можно считать важной
частью обязанностей милиции.
Полномочиями милицию наделяет
закон, сотрудники имеют право применять
силу, носить оружие, арестовывать и задерживать
граждан, работы обыски и осмотры транспортных
средств, помещений. Некоторые права человека
ограничены для защиты других прав или
для того, чтобы помочь милиции поддерживать
общественный порядок или предотвращать
преступления. Защита прав человека является
функцией милиции, требование уважения
прав человека влияет на способы, которыми
милиция выполняет все свои функции.
Сотрудники органов внутренних
дел должны поддерживать порядок мирными
способами, но иногда приходится применять
силу или огнестрельное оружие, что, к
сожалению, может привести к гибели людей.
Поэтому планирование и контроль за операциями
должны быть такими, чтобы свести к минимуму
применение смертоносной силы.
Во время расследований, опрос
свидетелей, потерпевших и подозреваемых,
личных обысков каждый имеет право на:
личную безопасность, справедливый суд.
Каждый считается невиновным до момента
доказательства противного судом.
Никто не может быть
подвергнут выборочному вмешательству
в личную, семейную жизнь и
вторжение в жилище, а также
не может быть объектом противозаконных
нападений на свою честь и
репутацию
Ни давление, физический
или моральный, не может быть направлен
на подозреваемых, свидетелей или потерпевших
при попытке получения информации. Пытки
и другое негуманное обращение или унизительное
отношение абсолютно неприемлемы.
Расследование должно
вестись компетентно, тщательно, правильно
и беспристрастно, его целями
является определение пострадавших,
поиск доказательств; свидетелей; раскрытия
дела и характера, места и времени
преступления; выявления и задержания
правонарушителей.
Каждый имеет право
на личную свободу, безопасность
и свободу передвижения. Никто не
может быть произвольно арестованным,
задержанным или лишенным свободы, кроме
случаев, зафиксированных в законе
Каждый арестованный
должен быть проинформирован
во время ареста о причинах
своего ареста, о выдвигаемые против него,
должно надлежащим образом предстать
перед судебной инстанцией для просмотра
законности ареста или задержания незамедлительно
и должен быть освобожден, если задержание
будет признано противозаконным.
Каждый арестованный
имеет право на суд в разумный
промежуток времени или на
освобождение; задержания в ожидании
суда должно быть исключением,
а не правилом
Все арестованы и
задержаны лица должны иметь доступ к
адвокату или другого юридического представителя,
а также достаточно возможности для своей
защиты.
Подростков содержат отдельно
от взрослых, женщин отдельно от мужчин,
без суда отдельно от осужденных. Решение
о продолжительности и правомочности
задержания принимаются судебной или
иной соответствующей инстанцией.
Задержанные содержатся
в надлежащих помещениях, спроектированных
с соблюдением санитарных требований,
а также получают достаточное
количество пищи, воды, имеют крышу
над головой и одежду, пользуются
медицинскими услугами и имеют средства
личной гигиены. Религиозные верования
и моральные принципы задержанных, права
и особый статус задержанных женщин и
подростков уважаются.
Каждый имеет право на жизнь,
безопасность личности и неприменение
к себе пыток и другого жестокого, бесчеловечного
или унизительного обращения или наказания.
Применение силы сотрудниками органов
внутренних дел возможно лишь тогда, когда
это абсолютно необходимо, с целью охраны
правопорядка, ее применение должно быть
соразмерным правоохранительных целей,
убытки и повреждения должны быть минимальными.
Обоснованным подозрение
может считаться только тогда,
когда она основана на фактах
или информации, которая удовлетворила
бы объективного наблюдателя, что
данное лицо могло совершить
правонарушение. Подозреваемые в совершении
преступления и правонарушения имеют
право на презумпцию невиновности до того,
как их виновность будет доказана в судебном
порядке [24, c. 87].
Административные процедуры
должны обеспечить четкое запись
всех операций, чтобы можно было
провести расследование гибели
людей и выявить степень соблюдения
прав человека со стороны милиции.
Эти записи важные и для самих сотрудников
органов внутренних дел, поскольку с их
помощью можно защититься от необоснованных
обвинений.
Мероприятия с массовым участием
граждан является формой социального
общения между людьми и средством выработки
общих установок личности, коллектива
и общества в целом. Вместе с тем в центре
внимания государственных органов исполнительной
власти, правоохранительных органов, и
в частности органов внутренних дел, остаются
вопросы обеспечения правопорядка во
время проведения указанных выше мероприятий.
Массовые беспорядки
опасны правонарушениями, дестабилизирующих
обстановку в районах проживания
людей, подрывают устои общества
и государства, нарушают нормальную
жизнедеятельность граждан, учреждений,
организаций и транспорта и могут привести
к тяжелым последствиям
Чрезвычайное положение объявляется
только в соответствии с законом, когда
чрезвычайная ситуация в обществе угрожает
жизни народа и когда обычные средства
просто не соответствуют условиям ситуации.
Любые чрезвычайные меры могут
применяться только тогда, когда этого
требует чрезвычайный характер ситуации,
они должны соответствовать всем нормам
международного права и не должны влечь
за собой никаких ной из форм дискриминации
на основе расы, цвета кожи, пола, языка,
религии и социального происхождения
[37, c. 215].
В органах внутренних дел не
должно быть разницы между мужчинами и
женщинами по комплектации личного состава,
на тренировках, в назначениях, в служебном
продвижении, зарплаты и других административных
вопросах. На службу нужно принимать достаточное
количество женщин для того, чтобы обеспечивать
принцип равной репрезентации жителей
общества и защите прав женщин-подозреваемых,
арестованных и задержанных.
2.2 Задачи органов внутренних
дел и особенности охраны во время мероприятий
Задачи ОВД по обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности
при проведении массовых мероприятий
[19, c. 76]:
1. Создание условий для
нормального осуществления массового
мероприятия, обеспечения личной
безопасности граждан.
2. Оказание содействия
в организации массового мероприятия.
3. Предупреждение и пресечение
возможных преступлений и других
нарушений, обеспечение общественной
безопасности.
4. Обеспечение строгого
соблюдения участниками и зрителями..
установленных правил поведения.
5. Обеспечение безопасности
дорожного движения и пожарной
безопасности.
6. Недопущение ослабления
охраны общественного порядка
на территории, где мероприятие
не проводится.
Силы ОВД по обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности
при проведении массовых мероприятий:
- силы милиции общественной
безопасности: строевые части патрульно-постовой
службы милиции, в т.ч. ОМОН; личный
состав строевых подразделений
ДПС ГИБДД: строевых подразделений
милиции ведомственной охраны: строевых
подразделений медицинских вытрезвителей;
участковые уполномоченные милиции;
- специальные моторизованные
оперативные части внутренних
войск;
- силы криминальной милиции
и других служб: уголовный розыск,
ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические
подразделения, сотрудники штабов,
кадров и др.
Мероприятия, проводимые в подготовительный
период [4, c. 361]:
1. Создается оперативный
штаб. Определяется его состав
и обязанности членов.
2. Организуется пункт
управления: стационарный или передвижной.
3. Разрабатывается или
корректируется план обеспечения
общественного порядка и общественной
безопасности.
4. Производится расчет
необходимого количества сил
и средств.
5. Осуществляются дополнительные
меры по усилению борьбы с
преступностью и другими правонарушениями
(комплексные операции).
6. Проводятся совещания,
инструктажи, тренировки личного
состава.
7. Осуществляется проверка
транспорта, средств связи и других средств.
Виды нарядов: группа оцепления,
включая милицейские и войсковые цепочки;
пост наблюдения;группа сопровождения,
патруль; КПП; резерв.
Мероприятия, проводимые в исполнительный
период:
Проверка личного состава, его
внешний вид, знание ими общих и особых
обязанностей.
Непосредственное выполнение
нарядами своих служебных обязанностей.
Вводятся предусмотренные планом
ограничения в движении транспорта и пешеходов,
удаляются из зоны оцепления, лица, не
имеющие отношение к мероприятию.
Заключительный период:
1. Поддержание порядка
в местах рассредоточения участниковмероприятия,
обеспечение их безопасности (особенно
футбольных, хоккейных команд и музыкальных
ансамблей и др.).
2. Наряды обеспечивают
также выход зрителей и других
участников мероприятий к остановкам
общественного транспорта.
3. Разбор службы нарядов
руководителями участков и оценка
мости личного состава органов
внутренних дел и приданных
сил.