Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:45, дипломная работа

Описание работы

Деятельность правоохранительных органов в условиях массовых беспорядков сталкивается с целым комплексом проблем, к числу которых относятся: политико-правовые, уголовно-правовые, процессуальные, криминалистические, кадровые, технические, морально-психологические и другие. В данном случае объектом исследования выступает деятельность органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Предметом исследования являются: конституционные и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков. Целью дипломной работы является раскрытие сущности конституционных и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 5
1.1 Понятие массовых беспорядков 5
1.2 Характеристика состава массовых беспорядков 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1 Соблюдение органами внутренних дел международных стандартов юридического обеспечения прав и свобод человека 19
2.2 Задачи органов внутренних дел и особенности охраны во время мероприятий 25
2.3 Принципы управленческой деятельности органов внутренних дел 27
3 ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

665..docx

— 95.04 Кб (Скачать файл)

Принцип основного звена требует использования основных сил и средств органов внутренних дел на решающих участках, умение определить такие участки — задача руководителя.

Принцип гибкости управления предполагает умение руководителя органа внутренних дел оценить реальную ситуацию и определить, где он вправе следовать типовому плану, а где лишь только учитывать его, действуя в строгом соответствии с происходящими изменениями обстановки. Быстро­та и гибкость обеспечиваются надежностью, оперативностью системы связи и информации, точностью и глубиной анализа ситуации.

Система управления должна иметь как прямые, так и обратные связи между всеми элементами системы. Управляющие сигналы должны беспрепятственно и по максимально короткому пути достигать объекты управления, быть защищенными от внешних возмущающих факторов, иметь возможность быстро корректироваться.

В условиях массовых беспорядков эффективность управления, оперативное принятие грамотных и верных решений во многом зависят от обеспечения субъекта управления точной и полной информацией, которая должна в каждый конкретный момент времени объективно отражать реальную оперативную обстановку. Свободный поток и обмен информацией между всеми элементами управления достигаются наличием не только гибких организационных форм, но и надежных сетей коммуникаций.

Применение системы описанных принципов позволяет объединять решаемые органами внутренних дел задачи в единый механизм, оценивать готовность всей системы управления, направлять в каждый момент времени усилия всего личного состава на эффективное достижение поставленных целей, своевременно и рационально осуществлять управляющие воздействия.

Наиболее полно характеризует систему управления органами внутренних дел сам процесс управления ею, т.е. реальное ее функционирование. Он представляет собой совокупность непрерывных, взаимосвязанных, последовательных действий, регулирующих поведение объекта и направленных на решение практических задач.

При масштабных массовых беспорядках в населенном пункте, охватывающих большую территорию, а также при невозможности их устранения без чрезвычайных мер, вводится чрезвычайное положение. Органом управления особого района является комендатура, возглавляемая комендантом. Управление силами правопорядка комендант осуществляет через создаваемый штаб, в который включаются руководители органов внутренних дел и оперативных групп внутренних войск. Комендант организует работу штаба по изучению и прогнозированию оперативной обстановки, характера массовых беспорядков и их эскалации, реальных возможностей сил и средств для выполнения стоящих задач [31].

Процесс управления органами внутренних дел при массовых беспорядках можно представить как совокупность взаимосвязанных и последовательных действий, включая:

— субъектов процесса управления, сотрудников органов внутренних дел, сами органы внутренних дел и присущие им отношения в сфере правоохранительной деятельности;

— способность людей, личного состава действовать в определенных условиях.

— учет объективных условий процесса управления.

— подготовка к действию в условиях массовых беспорядков (процесс целеполагания);

— принятие управленческих решений и организация их исполнения (процесс целеосуществления).

Управленческий цикл, таким образом, представляет собой единую последовательность функций: предвидения, планирования, организации, регулирования, учета и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

 

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД Республики Беларусь.

При необходимости для более эффектного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой [40, c. 162].

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

- уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав  участников, а также наличие или  отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

- осуществление совместно  с организаторами и представителями  заинтересованных ведомств комиссионного  обследования места проведения  массового мероприятия, определяется  его пригодность к организации  надлежащей охраны общественного  порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

- проведение рекогносцировки  местности, в процессе которой  изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта  и пешеходов, определяются пункты  сбора, порядок следования и размещения  людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации  движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество  сил и средств, место размещения  оперативного штаба, резервов.

На основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается [9, c. 215]:

- содержание и программа  мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников  и зрителей;

- границы оцепляемой территории  зоны, сектора, участка;

- состав и количество  привлекаемых сил и средств, места  их размещения, виды и задачи  нарядов, ответственные за организацию  их службы в зонах, секторах  и на участках, схема управления  и связи;

- порядок взаимодействия  с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;

- организация обеспечения  общественного порядка в местах  формирования колонн, сбора зрителей  на подступах к месту проведения  мероприятия, а также на остановках  городского транспорта и контрольных  пунктах;

- маршруты следования  участников и зрителей, пути отвода  транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения  до начала и после окончания  мероприятия, места стоянки транспортных  средств;

- порядок организованного  выхода участников после окончания  мероприятия, а также порядок  их эвакуации в случае необходимости;

- меры по обеспечению  пожарной безопасности;

- организация медицинского  и материально-технического обеспечения.

План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.

В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

В период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий должны проводиться инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки [22, c. 203].

На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления. Тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

При проведении массовых мероприятий применяются цепочки (Ц), группы сопровождения (ГС), посты наблюдения (ПН), резерв (Р), заграждения (З), группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.

Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

Цепочка - выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить работники милиции, военнослужащие, представители общественности. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные - при интервале 1-2 м, усиленные - при интервале менее 1 м, многорядные - в два и более рядов. С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

Группа сопровождения - обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

Пост наблюдения - обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

Резерв - предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.

В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20% всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств. Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10-15% сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений [27, c. 94].

Группа патрулирования - формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.

Группа ограничения движения транспорта - формируется из работников дорожно-патрульной службы ГАИ и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

Группа разъяснения законов - формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД Республики Беларусь. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

Группа обеспечения связи - формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

Группа оцепления (блокирования) - формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения).

Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.

Группа фиксации правонарушений - формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

Информация о работе Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков