Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:45, дипломная работа
Описание работы
Деятельность правоохранительных органов в условиях массовых беспорядков сталкивается с целым комплексом проблем, к числу которых относятся: политико-правовые, уголовно-правовые, процессуальные, криминалистические, кадровые, технические, морально-психологические и другие. В данном случае объектом исследования выступает деятельность органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Предметом исследования являются: конституционные и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков. Целью дипломной работы является раскрытие сущности конституционных и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 5 1.1 Понятие массовых беспорядков 5 1.2 Характеристика состава массовых беспорядков 12 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ 19 2.1 Соблюдение органами внутренних дел международных стандартов юридического обеспечения прав и свобод человека 19 2.2 Задачи органов внутренних дел и особенности охраны во время мероприятий 25 2.3 Принципы управленческой деятельности органов внутренних дел 27 3 ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Для обеспечения общественного
порядка и безопасности во время проведения
массового мероприятия должно привлекаться
лишь реально необходимое количество
сил и средств. Наряды вводятся в действие
по мере развертывания проводимого мероприятия,
а по миновании надобности немедленно
снимаются и переводятся в резерв.
В день проведения массового
мероприятия руководителями служб и подразделений
проводится проверка личного состава
и его экипировки, рабочий инструктаж
старших самостоятельных групп, сообщается
о возможных изменениях во времени начала
и порядке проведения планируемого мероприятия
и других изменениях в оперативной обстановке,
обеспечивается расстановка имеющихся
сил и средств, устанавливается взаимодействие
с организаторами мероприятия.
Во время проведения массового
мероприятия наряды обязаны:
- знать и умело выполнять поставленную
задачу;
- проявлять особую осмотрительность
и выдержку при несении службы,
в любых условиях действовать
спокойно и уверенно, особенно
при пресечении нарушений общественного
порядка, предупреждая тем самым
возникновение паники и групповых
нарушений правопорядка;
- находиться в указанном
месте и без специального разрешения
не оставлять порученный участок
службы;
- удалять с места проведения
массового мероприятия лиц, находящихся
в состоянии опьянения, и других
нарушителей общественного порядка;
- в случае обнаружения
обстоятельств, осложняющих проведение
мероприятия, обеспечение общественного
порядка и безопасности зрителей
и участников, немедленно доложить
ответственному за охрану порядка на объекте.
Граждане, проживающие или работающие
в зоне оцепления, пропускаются к месту
жительства по предъявлении паспорта
или иного подтверждающего это документа,
а к месту работы по специальным пропускам.
По решению начальника оперативного штаба
может быть установлен иной порядок пропуска.
По миновании надобности, вводимые
на период проведения массового мероприятия
ограничения отменяются, по решению начальника
органа внутренних дел (руководителя штаба).
После окончания массового мероприятия
осуществляется отвод сил и средств, принимавших
участие в охране общественного порядка,
возобновления нормальной жизнедеятельности
предприятий, организаций, учреждений,
движения транспорта, а также проводится
проверка наличия личного состава, средств
индивидуальной защиты и других технических
средств, подводятся итоги несения службы,
дается оценка действий сотрудников основных
и приданных служб и подразделений.
При возникновении массовых
беспорядков и групповых нарушений общественного
порядка руководители и личный состав
органов и подразделений внутренних дел
и внутренних войск руководствуются действующим
законодательством Российской Федерации
и соответствующими нормативными актами
МВД Республики Беларусь [4, c. 592].
Особенности несения службы
при чрезвычайных ситуациях
При возникновении массовых
беспорядков и групповых нарушений общественного
порядка руководители и личный состав
органов и подразделений внутренних дел
и внутренних войск руководствуются действующим
законодательством Республики Беларусь
и соответствующими нормативными актами
МВД Республики Беларусь.
Чрезвычайные ситуации наступают
при возникновении массовых беспорядков,
стихийных бедствий, пожаров, крупных
производственных аварий, катастроф, эпидемий,
эпизоотий, ставящих под угрозу жизнь
и здоровье населения и требующих введения
аварийно-спасательных и восстановительных
работ.
В этих условиях органы внутренних
дел и внутренние войска МВД Республики
Беларусь во взаимодействии с органами
безопасности организуют и осуществляют
следующие специальные мероприятия:
- восстановление и поддержание
установленного общественного порядка
и безопасности дорожного движения,
предупреждение и своевременное
пресечение преступлений и иных
противоправных действий;
- защиту населения, учет
потерь, спасение людей и оказание
необходимой помощи пострадавшим;
- охрану собственности, оставшейся
без присмотра;
- оказание содействия
в проведении аварийно-спасательных
и восстановительных работ.
С целью обеспечения постоянной
готовности личного состава к действиям
при чрезвычайных ситуациях разрабатываются
оперативные планы, которые утверждаются
руководителем органа внутренних дел
и согласовываются с соответствующими
органами Государственного комитета Республики
Беларусьпо делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. В планах
предусматриваются:
- характеристика возможной
обстановки на обслуживаемой
территории в период возникновения
чрезвычайных ситуаций;
- порядок приведения сил
и средств органов внутренних
дел, в том числе и приданных,
в готовность к выполнению
поставленных оперативно-служебных
задач;
- перечень и последовательность
неотложных действий начальника
и дежурного органа внутренних
дел при чрезвычайных ситуациях;
- расчет сил и средств,
привлекаемых для осуществления
мероприятий при чрезвычайных
ситуациях, и их расстановку, виды
служебных нарядов, специальных
групп, их задачи и особые обязанности,
состав резерва и порядок его
использования;
- особые условия несения
службы на территории (участке), где
не обходимо сосредоточить усилия
по охране общественного порядка
и борьбе с преступностью, предупреждению
хищений собственности;
- охрана важных объектов,
перечень которых заранее согласовывается
с местными органами государственной
власти и управления;
- меры по обеспечению
безопасности личного состава, несущего
службу, эвакуации и спасения
граждан, имущества, а также учета
потерь населения;
- порядок оцепления опасных
зон, развертывания заградительных
постов и заслонов, контрольно-пропускных
пунктов и патрульных групп
для обеспечения установленного
пропускного режима, безопасности
дорожного движения;
- эвакуация из опасных
зон задержанных и осужденных,
оружия, боеприпасов, специальных средств,
ценного имущества и служебных
документов;
- взаимодействие с соседними
органами внутренних дел, ГКЧС, органами
федеральной безопасности, частями
и соединениями Вооруженных Сил;
- порядок организации
управления и связи;
- меры по пресечению
ложных слухов и паники среди
населения.
К плану прилагаются [12, c. 154]:
- карта, на которую наносятся:
границы обслуживаемой территории,
пункты дислокации органов внутренних
дел, исправительно-трудовых учреждений,
в том числе дислокация соединений
и воинских частей внутренних
войск и учебных заведений
МВД Республики Беларусь, пункты управления,
АЭС, важные объекты народного хозяйства,
районы возможных затоплений и аварий,
дислокация сборных эвакопунктов, основные
и запасные маршруты эвакуации;
- схема оповещения личного
состава, расчет сил и средств,
в том числе приданных, а также
варианты их расстановки в
раз личных ситуациях;
- схемы, планы, карты, графики,
картотеки неотложных действий,
образцы пропусков для транспорта
и граждан, привлекаемых для ведения
аварийно-спасательных и восстановительных
работ.
При необходимости решением
руководителя органа внутренних дел могут
разрабатываться и другие документы исходя
из местных условий и особенностей.
Начальник органа внутренних
дел, получив информацию о возникновении
или реальной угрозе возникновения чрезвычайных
ситуаций, обязан:
- провести оповещение
и сбор личного состава по
соответствующим планам и расчетам;
- оценить поступившие
сведения о времени, месте, характере
чрезвычайных ситуаций, масштабах
наступивших последствий, наличии
жертв и количестве пострадавших,
осложнении оперативной обстановки,
степени угрозы населению, органу
внутренних дел и на этой
основе принять соответствующее
решение о введении в действие
оперативного плана, отдать необходимые
распоряжения дежурному, руководителям
служб и подразделений, направить
на место чрезвычайных обстоятельств
оперативные группы;
- при необходимости выехать
лично для проведения рекогносцировки
и уточнения ситуации;
- проинформировать вышестоящий
орган внутренних дел, соответствующие
органы государственной власти
и управления, органы федеральной
безопасности, прокуратуры;
- организовать получение
постоянной информации от метеорологической,
гидрологической, сейсмической, медицинской,
санитарно-эпидемиологической и
других служб с целью прогнозирования
изменений в обстановке и своевременного
принятия решений по использованию
сил и средств защиты личного
состава и населения, при необходимости
проводить разведку в районе
чрезвычайного обстоятельства;
- установить время и
порядок следования сил и средств
в районы осложнения обстановки, осуществления
связи, обмена информацией;
- организовать работу
оперативного штаба, пунктов управления,
определить численность и состав
оперативного резерва;
- проверить готовность
личного состава, технических и
специальных средств к действиям
в условиях чрезвычайных обстоятельств,
организовать проведение инструктажей
личного состава но выполнению поставленных
задач;
- постоянно контролировать
работу оперативного штаба, заслушивать
руководителей служб и подразделений,
специальных групп, ставить задачи
на последующий период;
- осуществлять взаимодействие
с соседними горрайлинорганами,
органами государственной власти и управления,
органами федеральной безопасности, воинскими
частями внутренних войск и Вооруженных
Сил;
- принимать решения по
реагированию на изменение оперативной
обстановки.
Начальник органа внутренних
дел по мере нормализации обстановки должен:
- осуществить отвод сил
и средств в места их постоянной
дислокации, организовать постепенный
перевод личного состава на
повседневный режим несения службы;
- обеспечить правопорядок
и организовать оказание содействия
в возвращении эвакуированных
граждан на постоянное место жительства;
- подвести итоги действий
личного состава и приданных
сил в условиях чрезвычайных
обстоятельств, при необходимости
откорректировать оперативные планы
с учетом опыта и выявленных
недостатков;
- направить в вышестоящий
орган внутренних дел донесение
о завершении операции по ликвидации
последствий чрезвычайных обстоятельств.
В случае пресечения массовых
беспорядков и групповых нарушений общественного
порядка либо действий, направленных на
повреждение и (или) уничтожение имущества
сотрудник органов внутренних дел имеет
право применить наручники, резиновые
палки, средства связывания, специальные
химические вещества, светозвуковые устройства
отвлекающего воздействия, устройства
для вскрытия помещений, устройства для
принудительной остановки транспортных
средств и другие специальные средства,
в том числе служебных животных [2, c. 103].
Вид специального средства
и интенсивность его применения определяются
правилами применения специальных средств
с учетом складывающейся обстановки, характера
преступления, административного правонарушения
и личности правонарушителя.
Специальные средства запрещается
применять в отношении женщин с видимыми
признаками беременности, лиц с явными
признаками инвалидности, несовершеннолетних,
когда их возраст очевиден или известен,
за исключением случаев совершения указанными
лицами вооруженного либо группового
нападения или иных действий, угрожающих
жизни или здоровью граждан.
Организаторы массовых мероприятий,
сотрудники органов внутренних дел и представители
общественности, выполняющие обязанности
по охране общественного порядка, имеют
право [31]:
ограждать территории мест
проведения массовых мероприятий инженерными
и техническими средствами, производить
фотосъемку, аудио- и видеозапись участников
массовых мероприятий, осуществлять пропускной
режим;
требовать от граждан покинуть
место проведения массового мероприятия,
если они нарушают общественный порядок
и установленные настоящим Законом требования;
прекращать допуск граждан
в место проведения массового мероприятия
с учетом вместимости указанного места.
Сотрудники органов внутренних
дел, выполняющие обязанности по охране
общественного порядка, вправе проводить
личный досмотр граждан и досмотр находящихся
при них вещей, в том числе с помощью технических
и специальных средств. Личный досмотр
граждан производится лицом одного пола
с досматриваемым. В случае отказа гражданина
от личного досмотра либо от досмотра
находящихся при нем вещей он не допускается
в место проведения массового мероприятия.
Порядок организации взаимодействия
правоохранительных органов, организаторов
массовых мероприятий и представителей
общественности, выполняющих обязанности
по охране общественного порядка, по вопросам
охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности при проведении
массовых мероприятий определяется Советом
Министров Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы
можно сделать следующие выводы:
1. Исследование массовых
беспорядков показало, что они, являясь
опасным преступлением, подрывают
основы общества, дестабилизируют
обстановку, нарушают нормальную
жизнь граждан, работу предприятий,
учреждений и организаций. К сожалению,
в процессе их протекания наблюдается
известная инертность и негибкость
со стороны государственных органов,
недостаточная активность в борьбе
с ними. Как правило, отсутствует
достоверная информация о числе
участников, масштабе противоправных
действий, материальных последствиях,
что значительно затрудняет возможности
борьбы с этим видом преступлений.