Понятие, сущность и назначение уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Уголовный процесс - строго регламентированная законом деятельность специально уполномоченных государственных органов в целях выявление преступления, установления лица его совершившего, привлечения его к уголовной ответственности, а также деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел.
Сущность - организация и осуществление государственного противодействия преступности.

Файлы: 1 файл

Понятие, сущность и назначение уголовного процесса.doc

— 354.94 Кб (Скачать файл)

На определение  суда или постановление судьи  о возбуждении уголовного дела прокурор может принести частный протест  в кассационном порядке, а после  вступления его в законную силу - в порядке надзора 

Контроль  за законностью действий следователя  при рассмотрении заявлений и  сообщений о преступлениях осуществляет начальник следственного отдела, который в пределах своей компетенции  может поручить следователю произвести проверку, передать заявление (сообщение) от одного следователя к другому, давать указания по существу проверки, участвовать в проверочных действиях, лично рассматривать первичные  материалы и принимать по ним  решения. Однако начальник следственного  отдела не наделен правом отменить постановление, вынесенное следователем.

Судебный  контроль имеет несколько разновидностей в зависимости от того, кто инициирует проверку, какой судебный орган ее проводит, когда и в связи с  чем она осуществляется. Можно  выделить такие виды последующего судебного  контроля:

1) контроль, осуществляемый районным (городским)  судом по жалобам субъектов  процесса на досудебных стадиях  процесса (ч. 3 ст. 29 и ст. 125 УПК);

2) контроль, осуществляемый вышестоящим судом  в порядке апелляционного, кассационного,  надзорного производства и по  вновь открывшимся обстоятельствам;

3) контроль, осуществляемый судом в стадии  исполнения приговора в целях  уточнения или корректировки  приговора (ст. ст. 397, 398, 400 УПК).

Только суд, в том числе в ходе досудебного  производства, правомочен принимать  решения:

- об избрании  отдельных мер пресечения и  мер процессуального принуждения  (в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и др.);

- о проведении  следственных и иных действий, затрагивающих конституционные  права граждан (обыски и выемки  в жилище и др.).

Кроме этого, суд правомочен в ходе досудебного  производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения  прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и  порядке, которые предусмотрены  статьей 125 УПК РФ.

Суд вправе вынести частное определение  или постановление, в котором  обращает внимание соответствующих  организаций и должностных лиц  на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения  прав и свобод граждан, а также  другие нарушения закона, требующие  принятия необходимых мер.

 

 

 

60. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования.

 

Предварительное следствие и дознание образуют самостоятельную  стадию уголовного процесса - стадию предварительного расследования, которое следует  за возбуждением уголовного дела и  предшествует стадии назначения судебного  разбирательства.

Предварительное расследование - это регулируемая законом  деятельность следователей и органов  дознания по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению  их в качестве обвиняемых, установлению всех обстоятельств преступления, а  также по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В этой стадии процесса следователь, лицо, производящее дознание, обнаруживают, процессуально  закрепляют и тщательно исследует  все доказательства, необходимые  для правильного выяснения обстоятельств  дела и его разрешения, принимают  меры, исключающие уклонение виновных от предварительного следствия и  суда. Они должны достоверно установить наличие или отсутствие события  преступления, виновность обвиняемого, а также иные обстоятельства, предусмотренные  законом. Все решения, принимаемые  в стадии предварительного расследования, должны быть законными и обоснованными  и могут измениться или отменяться только в порядке, установленном  законом.

Деятельность  органов предварительного следствия  и дознания называется предварительным  расследованием, так как в дальнейшем обстоятельства дела будут исследованы  на судебном следствии суда, для  которого выводы органов расследования  не обязательны.

Предварительное расследование призвано установить наличие оснований для рассмотрения дела судом и осуществления правосудия. При отсутствии таких оснований  уголовное дело прекращается. Предварительное  расследование играет решающую роль в раскрытии преступлений. Но только суд, осуществляя правосудие в соответствии с законом, уполномочен от имени  государства признавать виновными  лиц, совершивших преступления, а  также определять им меры наказания.

Задачами  предварительного расследования являются:

 

1 Быстрое  и полное раскрытие преступления, то есть установление в короткий  промежуток времени всех обстоятельств  его совершения.

2. Изобличение  и своевременное привлечение  в качестве обвиняемого лица, совершившего преступление, а также  недопущение привлечения к уголовной  ответственности невиновного.

3. Установление  характера и размера ущерба, причиненного  преступлением, и принятие мер  для его возмещения. От выполнения  этой задачи зависит правильность  квалификации содеянного и обеспечение  защиты нарушенных прав граждан  и организаций.

4. Выявление  причин и условий, способствующих  совершению преступлений, и принятие  мер к их устранению. Предупреждение  преступлений - важнейшая задача  предварительного расследования.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида расследования  преступлений: предварительное следствие  и дознание.

Предварительное следствие производится следователями  прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов федеральной службы налоговой  полиции, действующих в пределах своей компетенции. Оно наиболее полно обеспечивает возможности  установления истины по уголовному делу и обязательно производится по наиболее сложным уголовным делам. Предварительное  следствие является основной формой расследования преступлений.

Дознание  производят специально уполномоченные должностные лица, наделенные правом возбуждать уголовные дела, и в  установленных законом пределах расследовать преступления.

 

 

61. Подследственность и ее виды

 

Подследственность в уголовном судопроизводстве РФ — это совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного следствия или дознания.

Подследственность — самостоятельный институт уголовно-процессуального права, нормами которого регулируются отношения, возникающие между соответствующими органами государства и должностными лицами по поводу предварительного расследования уголовного дела

Виды  подследственности:

  • предметная — определяется характером совершенного преступления
  • территориальная — определяется местом производства расследования (местом совершения, обнаружения преступления, либо местом нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей)
  • персональная — определяется субъектом совершенного преступления (несовершеннолетние, военнослужащие, работники правоохранительных или других государственных органов)
  • альтернативная — определенные виды преступлений могут расследоваться любыми органами предварительного следствия
  • вертикальная — связанная с подсудностью уголовных дел (дела, подсудные судам различных звеньев, расследуются органом предварительного следствия соответствующего уровня).

 

62 Дознание как форма предварительного расследования.

Дознание  возможно и наступает лишь после  официального признания наличия  объективной реальности преступления и отражения этого факта в  постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность - раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко  выраженные группы: начало дознания - раскрытие  преступления - окончание дознания. В целом они составляют систему  дознания.

Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств  преступления. Сюда входят:

· возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование;

· решение вопроса о принятии дела к своему производству;

· сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;

· направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.

 

63 Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ (англ. preliminary/pre-trial investigation) - в уголовном судопроизводстве РФ форма предварительного расследованияпреступлений, осуществляемого следователями прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности ифедеральных органов налоговой полиции по тем уголовным делам, по которым П.с. является обязательным. Обязательность П.с. и подследственностьуголовных дел определяется ст. 126 УПК*. При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам П.с, подследственность определяется прокурором. Однако если хотя бы одно из этих дел подследственно следователямвоенной прокуратуры, все дело расследуется ими. Основные правила производства П.с. установлены гл. 10-17 УПК. Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации** утверждено Указом Президента РФ от 23.11.1998 г. № 1422.

П.с. производится в том районе, где совершено преступление. В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей. В случаенеобходимости производства следственных или розыскных действий в др. районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этихдействий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток.

П.с. должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурорудела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Срок П.с. может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами до 3-х месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, ФПС РФ и приравненные к нимпрокуроры или их заместители могут продлить срок П.с. до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаяхГенеральным прокурором РФ или его заместителем.

Производство  П.с. заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела, либо постановления о прекращении дела с направлением материалов в суд для применения мер административного взыскания.

 

64. Требования, предъявляемые к соединению и выделению уголовных дел.

В соответствии со ст. 153 УПК в одном производстве могут быть соединены уголовные  дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько  преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего нескольких преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее  не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Соединение  уголовных дел следует считать  целесообразным, если в результате достигается возможность большего обеспечения полноты и объективности  исследования обстоятельств совершения расследуемых преступлений. Принятие решения о соединении уголовных  дел предполагает необходимость  тщательной оценки возможных последствий  данного действия, не всегда способного дать ожидаемый положительный эффект.

Если отказ  от соединения уголовных дел при  наличии законных оснований может  привести к неполноте и (или) необъективности  исследования обстоятельств совершения одного или нескольких преступлений, возможность соединения дел подлежит обязательной реализации.

Основания соединения уголовных дел не предполагают их расширительного толкования, в связи  с чем известные практике случаи соединения дел о различных преступлениях  по мотивам практической целесообразности с учетом обстоятельств, прямо не указанных в законе, следует считать  не соответствующими требованиям закона и не исключающими признания доказательств, полученных после соединения уголовных  дел, недопустимыми (ч. 3 ст. 7 УПК).

Информация о работе Понятие, сущность и назначение уголовного процесса