Понятие, сущность и назначение уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Уголовный процесс - строго регламентированная законом деятельность специально уполномоченных государственных органов в целях выявление преступления, установления лица его совершившего, привлечения его к уголовной ответственности, а также деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел.
Сущность - организация и осуществление государственного противодействия преступности.

Файлы: 1 файл

Понятие, сущность и назначение уголовного процесса.doc

— 354.94 Кб (Скачать файл)

 

71. Порядок рассмотрения и разрешения  ходатайств, заявляемых в ходе  предварительного расследования.

Должностные лица, ведущие судопроизводство, обязаны  своевременно разъяснить соответствующему участнику судопроизводства о наличии  у него права заявить ходатайство  и обеспечить необходимые условия  для его реализации. Факт разъяснения  либо отражается в соответствующем  постановлении, протоколе следственного  действия, либо об этом составляется отдельный  протокол.

Ходатайство заинтересованным лицом может быть заявлено на любом этапе производства по уголовному делу. Даже истечение  срока предварительного расследования  не может послужить основанием или  мотивом для отказа в принятии и разрешении ходатайства, если оно  имеет значение для дела. Вместе с тем в некоторых случаях  закон ограничивает сроком принесения ходатайства заявителем. Так, подсудимый вправе заявить ходатайство о  рассмотрении его дела коллегией  из трех судей только до начала судебного  следствия (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК); обвиняемый может заявить ходатайство о  назначении ему наказания без  судебного разбирательства в  момент ознакомления с материалами  дела (п. 1 ч. 2 ст. 315 УПК); потерпевший  вправе предъявить гражданский иск  после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования (ч. 2 ст. 44 УПК).

Ходатайства могут быть письменными и устными. Письменные приобщаются к делу, устные заносятся в протокол следственного  действия или судебного заседания. Заявитель вправе обосновать ходатайство  ссылками на закон и фактические  обстоятельства дела, представить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность заявленного ходатайства.

Как вытекает из положений закона, заявляемые участниками  процесса ходатайства должны быть обоснованными. Такое требование, в частности, установлено  к ходатайствам, заявляемым сторонами  в суде о вызове новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК (ч. 2 ст. 271 УПК). Поэтому в необходимых  случаях дознаватель, следователь, суд вправе получить от лица, заявившего ходатайство, объяснение по обоснованию  его просьбы.

Ходатайства дознавателя, следователя и прокурора  перед судом о проведении процессуальных действий, требующих судебного разрешения, оформляются постановлением. Дознаватель  и следователь ходатайства о  проведении процессуальных действий согласовывают  с надзирающим прокурором (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

Заявленное  ходатайство должно быть рассмотрено  и разрешено.

Рассмотрение  ходатайства включает в себя деятельность дознавателя, следователя, прокурора  или суда, которую они проводят сразу же после приема ходатайства. В ходе рассмотрения анализируются  содержащаяся в ходатайстве просьба  и ее обоснованность, выясняется, об установлении каких обстоятельств  ходатайствует заявитель и имеют  ли они значение для дела. При  необходимости проводится проверка, отбирается дополнительное объяснение от заявителя, истребуются дополнительные материалы.

Разрешение  ходатайства предполагает проведение уполномоченным на то должностным лицом  комплекса процессуальных действий, связанных с подготовкой и  принятием соответствующего решения.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления. Данный срок установлен для рассмотрения дознавателем, следователем, прокурором ходатайств, заявленных иными участниками процесса в ходе предварительного расследования. Продлению такой срок не подлежит.

Законодатель  устанавливает и более сокращенные  сроки рассмотрения ходатайств. Это  касается ходатайств дознавателя, следователя  и прокурора о проведении процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК).

Судья обязан рассмотреть:

-  в течение 8 часов - ходатайство об избрании подозреваемому, обвиняемому в качестве меры пресечения домашнего ареста или заключения под стражу (ч. 4 ст. 108 УПК);

-  в течение 48 часов - ходатайство о временном отстранении обвиняемого от должности (ч. 2 ст. 114 УПК);

-  в течение 24 часов - ходатайство о проведении следственных действий, которые в соответствии со ст. 29 УПК допускаются на основании судебного решения (ч. 2 ст. 165 УПК).

Дознаватель, следователь, прокурор и судья обязаны  рассмотреть и разрешить каждое заявленное по делу ходатайство. При  этом они не вправе отказать в допросе  свидетелей, производстве экспертизы, других следственных действий или принятии процессуальных решений, если они способствуют объективному и полному исследованию обстоятельств дела, обеспечению  прав и законных интересов участников процесса.

Ходатайства, адресованные дознавателю, следователю, прокурору, рассматриваются и разрешаются  ими единолично, без участия заинтересованных лиц.

Ходатайство должностного лица органа расследования  о производстве процессуального  действия рассматриваются единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту  производства предварительного следствия  или производства следственного  действия. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь  и дознаватель.

При рассмотрении судьей ходатайства об избрании в  качестве меры пресечения домашнего  ареста или заключения под стражу, а также о продлении срока  содержания под стражей наряду с  указанными лицами вправе присутствовать также подозреваемый или обвиняемый, защитник.

Об удовлетворении ходатайства, а также об отказе (полном или частичном) в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор, судья  выносят постановление, а суд - определение. Принятое решение должно быть обоснованным и мотивированным.

О результатах  рассмотрения ходатайства доводится  до сведения заяви-Теля. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства заявителю должно быть направлено письменное сообщение с  указанием мотивов отказа. При  удовлетворении ходатайства соответствующее  должностное лицо может ограничиться устным или письменным сообщением об этом заявителю без объявления мотивов.

Решение по ходатайству может быть обжаловано. Отклонение ходатайства не лишает заявителя  права вновь заявить его на последующих этапах судопроизводства.

 

 

72. Представление о принятии мер  по устранению обстоятельств,  способствовавших совершению преступления.

Основной  формой профилактической работы в этом направлении является внесение следователем представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению призваны создать  условия для предупреждения новых  преступлений, которые могут быть совершены другими лицами.

Представление являет собой процессуальный документ, содержащий выводы следователя об установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иным нарушениям закона, адресованный руководителю соответствующей  организации или соответствующему должностному лицу с предложением принять  меры по устранению этих обстоятельств. Внесение представления не является свидетельством окончания следователем расследования уголовного дела и  профилактической деятельности, так  как сам факт внесения представления  является юридическим основанием для  осуществления профилактической деятельности соответствующей организацией или  должностным лицом.

Законом предусмотрена  обязанность соответствующего должностного лица организации рассмотреть поступившее  от следователя представление и  в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Ответственность за умышленное невыполнение законных требований следователя установлена  статьей 17.7. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (КоАП РФ), предусматривающей наложение  административного штрафа на граждан  в размере от одной до одной  тысячи пятисот рублей, а на должностных  лиц - от двух до трех тысяч рублей. При  этом невыполнение требований следователя  по исполнению представления, вынесенного  в порядке части второй статьи 158 УПК РФ, выражается в непринятии должностным лицом мер по устранению обстоятельств, обусловивших совершение преступления, а также в непредставлении 

 

73. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Право на обжалование  действий, бездействия и решений  суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является продолжением и конкретизацией принципа охраны прав и свобод человека в  уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК). В нем реализованы нормы Конституции  РФ, устанавливающие право каждого  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), и право на судебную защиту (ч. 1,2 ст. 46). Обжалованию подлежат не только действия, но также бездействие  и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора. Это  делает возможной защиту прав даже в тех случаях, когда следователем, дознавателем, прокурором и судом  не выносится никакого процессуального  решения, которое могло бы быть предметом  обжалования, но именно это нарушает права заинтересованных лиц (например, уклонение от оформления сообщений  о совершенном преступлении либо от возбуждения уголовного дела без  вынесения постановления об отказе; перенесение судьей судебного заседания без вынесения решения о его отложении и т. д.).

Право обжалования  предоставлено не только сторонам и  иным участникам уголовного судопроизводства, но любым лицам, интересы которых  неправомерно страдают от процессуальных решений и действий.

Закон предусматривает  двоякую возможность обжалования  по выбору заявителя — прокурору  или в суд.

1. Обжалование  действий, бездействия и решений  дознавателя, органа дознания  и следователя прокурору.

Прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью органов  предварительного расследования, должен рассмотреть жалобу, поданную заинтересованным лицом, не позднее 3 суток со дня ее получения. Срок рассмотрения прокурором жалобы может быть продлен им самим  с 3 до 10 суток в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы  либо принять какие-либо иные меры, о чем уведомляется заявитель. Опродлении срока рассмотрения жалобы прокурор должен принять особое мотивированное решение, которое должно иметь форму постановления. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит мотивированное постановление — как о полном или частичном удовлетворении жалобы, так и об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

В случаях, предусмотренных  уголовно-процессуальным законом, дознаватель  и следователь также вправе обжаловать действия (бездействие) и решения  прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование следователем указаний прокурора вышестоящему прокурору  не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, особо оговоренных  в законе (см. об этом § 5 гл. 5). Жалобы следователя и дознавателя прокурору  должны иметь письменную форму. Следователь  и дознаватель вправе обжаловать не только указания надзирающего прокурора, но и начальника следственного отдела (ч. 4 ст. 39) и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41).

2. Обжалование  действий, бездействия и решений  дознавателя, органа дознания, следователя  и прокурора в суд.

Жалоба может  быть подана непосредственно в районный суд по месту производства предварительного расследования заявителем, его защитником, законным представителем или представителем. Она может быть подана этими лицами также через дознавателя, следователя  или прокурора. Жалобы обвиняемых или  подозреваемых, содержащихся под стражей, должны не позднее следующего за днем подачи жалобы рабочего дня направляться адресату.

В суд могут  быть обжалованы не все решения и  действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора, но только: а) об отказе в  возбуждении уголовного дела, б) о  прекращении уголовного дела, в) все  иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб  конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к  правосудию. Они могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 125). Решения об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела выделены в этом перечне особо, поскольку наиболее очевидным образом  препятствуют реализации конституционного права граждан на доступ к правосудию (ст. 52 Конституции РФ). Таким образом, законом установлен общий критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в суд, — это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию. Сам факт нарушения конституционных прав и свобод граждан, в силу особой важности последних, является достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства. Так, например, может быть обжаловано в суд нарушение конституционного права, сформулированного в виде запрета на использование судебных доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ). Практически это означает, что любое следственное или иное процессуальное действие по собиранию и проверке доказательств может быть обжаловано в суд по мотивам нарушения при его проведении требований закона.

Информация о работе Понятие, сущность и назначение уголовного процесса