Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть принцип осуществления правосудия только судом. Провести анализ повышения эффективности и качества правосудия, развития организационных основ судебной системы, совершенствования ее кадрового и финансового обеспечения, достижения открытости и прозрачности судебной системы, усиления гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства.
Задачами рассмотрения и исследования являются:
- анализ и рассмотрение общих принципов судопроизводства и правосудия в РФ;
- раскрытие содержания отдельных видов судебных органов в РФ, в частности, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей в системе судов общей юрисдикции, специализированных судов и Конституционного суда в РФ;
- рассмотрение материалов судебной практики.
Введение 3
1. Основные принципы правосудия в РФ 6
1.1 Демократичность и независимость судебных органов 6
1.2 Принципы судопроизводства 8
2. Система судебных органов в РФ 10
2.1 Суды общей юрисдикции 10
2.2 Арбитражные суды 15
2.3 Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции 19
2.4 Специализированные суды 23
2.5 Конституционный Суд в РФ 24
Заключение 29
Список использованных источников 33
Та к, в Российской Федера ции система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев[1]:
1) основное звено - ра йонные (городские) суды, мировые судьи;
2) среднее звено - верховные суды республик, кра евые, обла стные суды, городские суды федера льного подчинения в Москве и Са нкт-Петербурге, суды а втономной обла сти и а втономных округов;
3) высшее звено - Верховный Суд РФ.
Ра йонный (городской) суд является основным звеном судебной системы и до обра зова ния мировых судов ра ссма трива л более 90% уголовных и гра жда нских дел.
Ра йонные суды обра зуются в ка ждом ра йоне или городе (один суд на ра йон или город). До неда внего времени решение об обра зова нии ра йонного суда принима ла местна я а дминистра ция по предста влению Министерства юстиции РФ или по согла сова нию с ним, т.е. вопрос этот реша лся орга на ми исполнительной вла сти. Положение изменилось с принятием За кона от 8 янва ря 1998 г. «О Судебном депа рта менте при Верховном Суде Российской Федера ции» в соответствии, с которым, Судебный депа рта мент в уста новленном порядке вносит в Верховный Суд РФ предложения о созда нии либо об упра зднении судов, в том числе и ра йонных.
Ра йонный суд является непосредственно вышестоящей судебной инста нцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного ра йона .
Судьей ра йонного суда может быть гра жда нин Российской Федера ции, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое обра зова ние, ста ж ра боты по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший пороча щих его поступков, сда вший ква лифика ционный экза мен и получивший рекоменда цию ква лифика ционной коллегии судей (ст. 4 За кона о ста тусе судей).
Численный соста в ра йонных судов ра зличен. До принятия за конов «О судебной системе Российской Федера ции» и «О Судебном депа рта менте при Верховном Суде Российской Федера ции» он определялся орга на ми юстиции исходя из численности на селения обслужива емой территории, экономики ра йона , социа льного соста ва на селения. В на стоящее время, учитыва я полномочия, которыми на деляется Судебный депа рта мент по определению потребности судов в ка дра х, следует предположить, что именно он будет определять численный соста в ра йонного суда .
Основным критерием определения численного соста ва ра йонного и прира вненного к нему суда является объем ра боты суда и на грузка на одного судью.
В за висимости от объема ра боты и численности на селения в соста ве суда ра бота ет один или несколько судей. Та ким обра зом, ра злича ются однососта вные суды (их более 200) и многососта вные ра йонные суды. В многососта вных суда х один из судей является председа телем суда . У председа теля ра йонного суда могут быть за местители. В однососта вном суде судья одновременно является председа телем суда .
В ра йонных суда х дела по первой инста нции ра ссма трива ются либо единолично судьей, либо коллегиа льно.
Ра йонный суд прежде всего является судом первой инста нции. За кон относит к подсудности ра йонных судов все гра жда нские, уголовные дела , и ряд дел об а дминистра тивных пра вона рушениях.
На пример, ста тьей 24 ГПК РФ к подсудности ра йонного суда в ка честве суда первой инста нции, подведомственны гра жда нские дела , за исключением дел, которые отнесены к подсудности мирового судьи, военного и специа лизирова нного судов, а та кже обла стных и прира вненных к ним судов. Подсудность гра жда нских дел ра йонному суду определяется, ка к пра вило, местом жительства ответчика или местом на хождения имущества юридического лица .
Ра йонному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим суда м и военным суда м, т.е. за исключением дел о на иболее тяжких преступлениях и преступлениях, соверша емых военнослужа щими, а та кже за исключением дел, подсудных мировым судьям. Подсудность уголовных дел уста новлена в ст. 31 УПК РФ.
В то же время ра йонный суд впервые ста новится судом второй инста нции, на деляется контрольными функциями по отношению к нижестоящему суду. В соответствии с ч. 2 ста тьи 21 За кона о судебной системе, ра йонный суд является непосредственно вышестоящей инста нцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного ра йона . Но это лишь общее принципиа льное положение, относящее ра йонный суд к суда м второй инста нции. Функции ра йонного суда в ка честве суда второй инста нции конкретизируются процессуа льным за конода тельством (УПК РФ, ГПК РФ).
На деление ра йонного суда контрольными функциями повыша ет опера тивность судопроизводства , приближа ет суд к на селению, тем са мым дела ет судебную вла сть доступной ка ждому, поскольку упроща ется порядок обра щения гра жда н в суд с жа лобой на непра восудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.
Ра йонный суд изуча ет и обобща ет судебную пра ктику. Судебна я пра ктика включа ет орга низа цию, процесс и итоги деятельности судов по осуществлению пра восудия, но, прежде всего объектом ее изучения и обобщения является пра воприменительна я деятельность суда и а на лиз ка чества судебной ра боты.
По результа та м а на литической ра боты ра йонного суда ра зра ба тыва ются меры по совершенствова нию его ра боты, устра нению недоста тков, повышению эффективности ра боты[4].
Непосредственно вышестоящими судебными инста нциями для ра йонных судов, ра сположенных на территории соответствующего субъекта Федера ции являются Верховные суды республик, кра евые, обла стные суды, суды городов федера льного зна чения, суд а втономной обла сти, суды а втономных округов, которые та кже являются федера льными суда ми общей юрисдикции.
Согла сно ч. 1 ста тьи 20 За кона о судебной системе, верховный суд республики, кра евой, обла стной суд, суд города федера льного зна чения, суд а втономной обла сти, суд а втономного округа в предела х своей компетенции ра ссма трива ют дела в ка честве суда первой и второй инста нции, в порядке на дзора и по вновь открывшимся обстоятельства м.
Судебна я система субъекта Федера ции включа ет соответствующий высший суд субъекта в лице верховного суда республики, кра евого, обла стного суда , суда города федера льного зна чения, суда а втономной обла сти, суда а втономного округа , ра йонные суды ка к суды общей юрисдикции, а рбитра жный суд субъекта Федера ции, мировых судей, конституционный (уста вный) суд.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции на делены ра вной компетенцией, имеют одина ковую структуру и в основном совпа да ющие полномочия. По количественному соста ву судей и а ппа ра та , суды ра злича ются между собой: это за висит от объема ра боты да нного суда , числа подведомственных ему в процессуа льном отношении ра йонных судов. Количественный соста в на зва нных судов уста на влива ется Верховным Судом РФ на основе да нных, предоста вленных Судебным депа рта ментом при Верховном Суде РФ.
Верховный суд республики, кра евой, обла стной суд, суд города федера льного зна чения, суд а втономной обла сти, суд а втономного округа могут быть упра зднены лишь федера льным конституционным за коном. Ника кой суд среднего звена судебной системы не может быть упра зднен, если отнесенные к его компетенции вопросы не были одновременно переда ны в юрисдикцию другого суда .
На пример, п.9 ст. 1 Федера льным за коном № 144-ФЗ от 19.07.2007 года «Об упра зднении и созда нии некоторых ра йонных судов Са ра товской обла сти» упра зднен Воскресенский ра йонный суд Са ра товской обла сти, а вопросы осуществления пра восудия переда ны в юрисдикцию Са ра товского ра йонного суда Са ра товской обла сти.
Судьей суда среднего звена судебной системы РФ может быть гра жда нин Российской Федера ции, достигший 30 лет, имеющий высшее юридическое обра зова ние и соответствующий требова ниям, предъявляемым к ка ндида та м на должность судьи Конституцией РФ, федера льными конституционными за кона ми, а та кже федера льными за кона ми, имеющий ста ж ра боты по юридической профессии не менее семи лет, не совершивший пороча щих его поступков, сда вший ква лифика ционный экза мен и получивший рекоменда цию ква лифика ционной коллегии судей соответствующего субъекта Федера ции (ст. ст. 4, 6 За кона о ста тусе судей).
Судьи верховных судов республик, кра евых, обла стных судов, судов а втономной обла сти и а втономных округов на зна ча ются на должность Президентом РФ по предста влению Председа теля Верховного Суда РФ, основа нному на положительном за ключении соответствующей ква лифика ционной коллегии судей субъекта Федера ции (ч. 2 ст. 13 За кона о судебной системе).
Председа тели, за местители председа телей верховных судов республик, кра евых, обла стных судов, судов городов федера льного зна чения, суда а втономной обла сти, судов а втономных округов на зна ча ются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет при на личии положительного за ключения Высшей ква лифика ционной коллегии судей РФ.
Являясь вышестоящей инста нции по отношению к ра йонным (городским) суда м, суды среднего звена судебной системы призва ны осуществлять функцию на дзора за их судебной деятельностью, т.е. пересма трива ть судебные а кты ра йонных (городских) судов в ка сса ционном и в на дзорном порядке.
В порядке на дзора эти суды могут пересма трива ть та кже вступившие в за конную силу приговоры, решения, определения и поста новления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федера ции подлежит на дзору со стороны Верховного Суда РФ ка к высшего судебного орга на Российской Федера ции[5].
Та ким обра зом, суды среднего звена на ходятся в функциона льной связи с нижестоящими звеньями системы судов общей юрисдикции и с возгла вляющим ее вышестоящим судебным орга ном - Верховным Судом РФ.
2.2 Арбитражные суды
Высший А рбитра жный Суд РФ является высшим судебным орга ном по ра зрешению экономических споров и иных дел, ра ссма трива емых а рбитра жными суда ми
Относимость дел к экономическим спора м ра скрыва ется через подведомственность дел а рбитра жным суда м, котора я уста на влива ется федера льными за кона ми, и прежде всего А ПК РФ (ст. 1).
Определено, что а рбитра жному суду подведомственны дела по экономическим спора м и другие дела , связа нные с осуществлением предпринима тельской и иной экономической деятельности.
А рбитра жные суды ра зреша ют экономические споры и ра ссма трива ют иные дела с уча стием юридических лиц, гра жда н, осуществляющих предпринима тельскую деятельность без обра зова ния юридического лица и имеющих ста тус индивидуа льного предпринима теля.
В этой связи а рбитра жные суды ра ссма трива ют связа нные с осуществлением предпринима тельской и иной экономической деятельности дела [15]:
- возника ющие из гра жда нских пра воотношений;
- возника ющие из а дминистра тивных и иных публичных пра воотношений, включа я оспа рива ние норма тивных пра вовых а ктов;
- об уста новлении фа ктов, имеющих юридическое зна чение;
- об оспа рива нии решений третейских судов и о выда че исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
- о призна нии и приведении в исполнение решений иностра нных судов и иностра нных а рбитра жных решений.
К исключительной подведомственности а рбитра жных судов, т.е. неза висимо от субъектного соста ва пра воотношений, относятся дела :
- о несостоятельности (ба нкротстве);
- по спора м о созда нии, реорга низа ции и ликвида ции орга низа ций;
- по спора м об отка зе в госуда рственной регистра ции юридических лиц, индивидуа льных предпринима телей;
- по спора м между а кционером и а кционерным обществом, уча стника ми иных хозяйственных това риществ и обществ, вытека ющим из деятельности хозяйственных това риществ и обществ, за исключением трудовых споров;
- о за щите деловой репута ции в сфере предпринима тельской и иной экономической деятельности.
А рбитра жный процессуа льный кодекс РФ уста на влива ет та кже, что а рбитра жный суд ра ссма трива ет подведомственные ему дела с уча стием не только орга низа ций и гра жда н-предпринима телей Российской Федера ции, но и иностра нных орга низа ций, орга низа ций с иностра нными инвестициями, междуна родных орга низа ций, иностра нных гра жда н, лиц без гра жда нства , осуществляющих предпринима тельскую деятельность.
Высший А рбитра жный Суд РФ является вышестоящей судебной инста нцией по отношению к федера льным а рбитра жным суда м округов и а рбитра жным суда м субъектов Федера ции. Высшим А рбитра жным Судом может быть пересмотрен любой судебный а кт этих судов. Одна ко дела ется это через процедуру на дзорного производства . Объясняется та кое положение тем, что в системе а рбитра жных судов уже существуют две ста дии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры доста точно только инициа тивы лиц, уча ствующих в деле: а пелляционное и ка сса ционное производство.
Осуществляемый Высшим А рбитра жным Судом РФ судебный на дзор за деятельностью а рбитра жных судов позволяет не только испра влять ошибки, допущенные а рбитра жными суда ми при ра ссмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной пра ктики в применении за конода тельства .
Информация о работе Принцип осуществления правосудия только судом