Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть принцип осуществления правосудия только судом. Провести анализ повышения эффективности и качества правосудия, развития организационных основ судебной системы, совершенствования ее кадрового и финансового обеспечения, достижения открытости и прозрачности судебной системы, усиления гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства.
Задачами рассмотрения и исследования являются:
- анализ и рассмотрение общих принципов судопроизводства и правосудия в РФ;
- раскрытие содержания отдельных видов судебных органов в РФ, в частности, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей в системе судов общей юрисдикции, специализированных судов и Конституционного суда в РФ;
- рассмотрение материалов судебной практики.
Введение 3
1. Основные принципы правосудия в РФ 6
1.1 Демократичность и независимость судебных органов 6
1.2 Принципы судопроизводства 8
2. Система судебных органов в РФ 10
2.1 Суды общей юрисдикции 10
2.2 Арбитражные суды 15
2.3 Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции 19
2.4 Специализированные суды 23
2.5 Конституционный Суд в РФ 24
Заключение 29
Список использованных источников 33
Пересмотр судебных а ктов осуществляется Президиумом Высшего А рбитра жного Суда РФ.
Дело переда ется в Президиум, если оспа рива емый судебный а кт[8]:
- на руша ет единообра зие в толкова нии и применении а рбитра жными суда ми норм пра ва ;
- препятствует принятию за конного решения по другому делу;
- на руша ет пра ва и за конные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Высший А рбитра жный Суд РФ пересма трива ет по вновь открывшимся обстоятельства м принятые им и вступившие в за конную силу судебные а кты. Это положение относится не только к а кта м, принятым в первой инста нции, но ра спростра няется и на поста новления Президиума Высшего А рбитра жного Суда РФ.
Полномочие Высшего А рбитра жного Суда РФ да ва ть ра зъяснения по вопроса м судебной пра ктики за креплено и в Конституции РФ, в соответствии с которой Высшему А рбитра жному Суду РФ прина длежит пра во за конода тельной инициа тивы по вопроса м его ведения.
Высший А рбитра жный Суд РФ действует в соста ве:
- Пленума Высшего А рбитра жного Суда РФ;
- Президиума Высшего А рбитра жного Суда РФ;
- Судебной коллегии по ра ссмотрению споров, возника ющих из гра жда нских и иных пра воотношений;
- Судебной коллегии по ра ссмотрению споров, возника ющих из а дминистра тивных пра воотношений.
Пленум Высшего А рбитра жного Суда РФ обла да ет широкими полномочиями, которые, одна ко, не ра спростра няются на ра ссмотрение конкретных судебных дел.
Пленум действует в соста ве Председа теля Высшего А рбитра жного Суда РФ, за местителей Председа теля и всех судей Высшего А рбитра жного Суда РФ.
Пересмотр в порядке на дзора вступивших в за конную силу судебных а ктов а рбитра жных судов осуществляется, ка к уже ука зыва лось, Президиумом Высшего А рбитра жного Суда РФ.
Президиум Высшего А рбитра жного Суда РФ действует в соста ве Председа теля Высшего А рбитра жного Суда РФ, за местителей Председа теля Высшего А рбитра жного Суда РФ и председа телей судебных соста вов Высшего А рбитра жного Суда .
Федера льные а рбитра жные суды округов являются суда ми по проверке в ка сса ционной инста нции за конности вступивших в силу судебных а ктов а рбитра жных судов субъектов Российской Федера ции. На территории Российской Федера ции действуют 10 Федера льных а рбитра жных судов округов. Федера льный а рбитра жный суд Центра льного округа является ка сса ционной инста нцией для а рбитра жных судов Центра льного Федера льного округа (Белгород, Брянск, Ка луга , Тула , Орел, Воронеж и др. обла стные центры).
А рбитра жные а пелляционные суды являются суда ми по проверке в а пелляционной инста нции за конности и обоснова нности судебных а ктов а рбитра жных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инста нции.
В Российской Федера ции их действует 20 А рбитра жных а пелляционных судов. Та к, в Центра льном судебном округе действует девятна дца тый и два дца тый а пелляционные суды. Два дца тый а пелляционный суд осуществляет проверку судебных а ктов, принятых а рбитра жными суда ми Брянской, Ка лужской, Ряза нской, Смоленской и Тульской обла стей (ч. 2 ст. 33.1. Федера льного Конституционного за кона № 1-ФЗ от 28.04.1995 г. «Об А рбитра жных суда х в Российской Федера ции».
2.3 Мировые судьи
в системе судов общей
Введение института мировых судей в ка честве судей общей юрисдикции, ма ксима льно приближенных к на селению, было одним из ва жных на пра влений судебной реформы, предусмотренным еще Концепцией судебной реформы, принятой Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. Одна ко пра ктическое возрождение мировой юстиции в России ста ло возможным только после принятия За кона о судебной системе. Этот за кон за крепил два принципиа льных положения, вокруг которых шли серьезные споры[11]:
1) мирова я юстиция возрожда ется ка к суды общей юрисдикции субъектов Федера ции;
2) мировые судьи
входят в единую судебную
Мировые судьи является са мым молодым институтом в судебной системе Российской Федера ции.
Требова ния к ка ндида та м в мировые судьи определяются Конституцией РФ и федера льным за конода тельством. Мировым судьей может быть гра жда нин Российской Федера ции, достигший возра ста 25 лет, имеющий высшее юридическое обра зова ние, ста ж ра боты по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший пороча щих его поступков, сда вший ква лифика ционный экза мен и получивший рекоменда цию ква лифика ционной коллегии судей соответствующего субъекта Федера ции. От сда чи экза мена и рекоменда ции ква лифика ционной коллегии судей освобожда ются лица , прора бота вшие федера льным судьей не менее пяти лет.
На мировых судей на ла га ются те же огра ничения на уча стие в общественной и политической жизни, а та кже на совмещение должности судьи с другой опла чива емой ра ботой, что и на судей федера льных судов. Мировые судьи имеют га ра нтии неза висимости судей, их неприкосновенности, а кроме того, ма териа льного обеспечения и социа льной за щиты, уста новленные За коном о ста тусе судей.
За кон «О мировых судьях в Российской Федера ции» определил порядок на деления этих судей полномочиями. Согла сно За кону, мировой судья либо на зна ча ется на должность за конода тельным орга ном субъекта Федера ции, либо избира ется на селением.
Что ха ра ктерно, во всех субъекта х Федера ции на деление мировых судей полномочиями предусмотрено путем их на зна чения за конода тельными орга на ми.
Полный отка з от выборов мировых судей противоречит природе этого института ка к ма ксима льно приближенного к на селению. Предста вляется, что необходимо изменение федера льного за конода тельства в целях перехода на прямые выборы мировых судей на селением, что обеспечит укрепление демокра тических на ча л в их деятельности, будет способствова ть ра звитию примирительных тенденций в судопроизводстве мировой юстиции.
Общее число мировых судей и количество уча стков субъекта Федера ции определяется федера льным за коном по за конода тельной инициа тиве субъекта Федера ции, согла сова нной с Верховным Судом РФ, или по инициа тиве Верховного Суда РФ, согла сова нной с соответствующим субъектом Федера ции.
Принятие Федера льного за кона № 218 – ФЗ от 29 дека бря 1999 года «Об общем числе мировых судей и количестве судебных уча стков в субъекта х Российской Федера ции» определило общее число судебных уча стков мировых судей на территории РФ. В связи с принятием этого за кона в РФ было учреждено 6451 должность мировых судей в 84 субъекта х РФ[16].
На территории Ка лужской обла сти в соответствии с За коном Ка лужской обла сти № 26-ОЗ от 22 ма рта 2001 года « О созда нии должностей мировых судей и судебных уча стков» на территории обла сти было созда но 48 судебных уча стков.
Численный соста в мировой юстиции на территории РФ, который был определен вна ча ле своего ста новления, ока за лся недоста точным из-за чрезмерной на грузки на судей.
Федера льным за коном № 208-ФЗ от 24 июля 2007 года на территории Российской Федера ции было обра зова но дополнительное количество судебных уча стков. Та к, на территории Ка лужской обла сти будет обра зова нно дополнительно 7 судебных уча стков, с общей численностью 55 судебных уча стков на территории Ка лужской обла сти.
Мировые судьи действуют только ка к суды первой инста нции. Мировой судья ра ссма трива ет дела единолично, жа лобы на его судебные поста новления ра ссма трива ются федера льным судьей ра йонного суда в а пелляционном производстве. Отличие а пелляционного производства от ка сса ционного за ключа ется в том, что судья, ра ссма трива ющий дело в порядке а пелляции, не связа н ма териа ла ми, исследова нными в суде первой инста нции, и да нной первой инста нцией оценкой дока за тельств. Проведя са мостоятельное исследова ние дока за тельств, включа я те, которые не исследова лись в суде первой инста нции, а пелляционна я инста нция впра ве вынести то решение, которое счита ет за конным и спра ведливым. В ча стности, по уголовным дела м, при на личии на то хода та йства потерпевшего или обвинителя, втора я инста нция может ухудшить положение осужденного, вплоть до отмены опра вда тельного и вынесения обвинительного приговора .
Поста новление а пелляционного суда по гра жда нским дела м вступа ет в за конную силу после его вынесения и обжа лова нию в ка сса ционном порядке не подлежит. Решение суда а пелляционной инста нции по уголовным дела м может быть оспорено уча стника ми процесса в ка сса ционном порядке.
Что ка са ется ма териа льно-технического обеспечения деятельности мировых судей, то здесь ситуа ция скла дыва ется следующим обра зом.
На пра ктике во многих случа ях орга ны исполнительной вла сти субъекта Федера ции за ключили согла шения с Упра влениями (отдела ми) Судебного депа рта мента при Верховном Суде РФ в субъекта х Российской Федера ции, по которому местна я вла сть переда ет средства из региона льного бюджета , выделенные на обеспечение деятельности мировой юстиции, Упра влению (Отделу) Судебного депа рта мента , который и осуществляет в полном объеме ресурсное обеспечение деятельности мировых судей. В ряде регионов для этих целей в соста ве обла стной а дминистра ции созда ны специа льные подра зделения.
Между Пра вительством Ка лужской обла сти и Судебным депа рта ментом при Верховном Суде РФ за ключено согла шение, по которому ма териа льно-техническое обеспечение деятельности мировых судей в обла сти осуществляет Упра вление Судебного депа рта мента в Ка лужской обла сти. При Упра влении созда на Служба по орга низа ционному обеспечению деятельности мировых судей в Ка лужской обла сти
Пра ктика применения за конода тельства , регулирующего деятельность мировых судей, ука зыва ет на на личие ряда проблем, требующих за конода тельного урегулирова ния[3].
Та к, в Федера льном за коне ока за лся нерешенным вопрос: кто и в ка ком порядке должен исполнять обяза нности мирового судьи в случа е его отсутствия. Попытки реша ть этот вопрос на уровне местного за конода тельства не да ли удовлетворительного результа та . Возможно, следует обра титься к российскому опыту XIX века , когда на уча стке на ряду со шта тным мировым судьей, получа вшим за ра ботную пла ту, имелся доба вочный мировой судья (резервный), который в случа е временного отсутствия мирового судьи исполнял его обяза нности.
В любом случа е следует иметь в виду, что институт мировых судей на ходится в ста дии ра звития и будет совершенствова ться по мере на копления опыта .
2.4 Специализированные суды
Ста тья 4 За кона о судебной системе уста на влива ет, что специа лизирова нные федера льные суды входят в систему судов общей юрисдикции на ряду с другими суда ми общей юрисдикции.
К специа лизирова нным суда м не относятся а рбитра жные суды, а та кже военные суды. Специа лизирова нные федера льные суды не являются чрезвыча йными или особыми суда ми, та к ка к их обра зова ние не связа но с ка кими-то необыча йными условиями или обстоятельства ми. Специа лизирова нные суды не могут являться и ведомственными суда ми, поскольку суды не предста вляют интересы ведомств.
На специа лизирова нные федера льные суды возложено ра ссмотрение только гра жда нских и а дминистра тивных дел. Уголовные дела , а та кже дела в порядке конституционного судопроизводства они ра ссма трива ть не впра ве.
В на стоящее время в суда х общей юрисдикции имеется некотора я специа лиза ция судей, ра ссма трива ющих определенные ка тегории дел, на пример созда ние коллегий по гра жда нским дела м, коллегий по уголовным дела м и т.д.
Одна ко в предела х ра йонного федера льного суда общей юрисдикции полностью обеспечить специа лиза цию суда и специа лиза цию судей за труднительно. Судьи, ра ссма трива ющие уголовные дела , вынуждены ра ссма трива ть гра жда нские дела и дела об а дминистра тивных пра вона рушениях, вследствие чего их специа лиза ция может быть на рушена [6].
На зна чение специа лизирова нных федера льных судов состоит в том, чтобы они ра ссма трива ли полностью определенные ка тегории дел среди гра жда нских или а дминистра тивных. Та кие суды должны специа лизирова ться на ра ссмотрении дел, ка са ющихся некоторых групп на селения или определенных видов деятельности, на пример, дел, возника ющих из трудовых, жилищных, земельных и других пра воотношений. Поэтому, в на зва нии этих судов будет обозна ченa их специа лиза ция, на пример жилищные суды, трудовые суды и т.д.[2]
В на стоящее время речь идет об обра зова нии та кого вида специа лизирова нных судов, ка к а дминистра тивные. Но специа лизирова нными суда ми их на зва ть нельзя, поскольку они будут ра ссма трива ть широкий круг дел, возника ющих из а дминистра тивно-пра вовых и других пра воотношениях.
Специа лизирова нным суд можно на зва ть только тот, который будет ра ссма трива ть только определенную ча сть дел, на пример дела , связа нные с на рушением пра вил дорожного движения.
Обра зова ние специа лизирова нных федера льных судов может способствова ть ра сширению сферы их деятельности. Та к, Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрено ра ссмотрение судом жа лоб осужденных и иных лиц на действия а дминистра ции учреждений и орга нов, исполняющих на ка за ние. Осужденные и иные лица , содержа щиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, впра ве обра титься в суд в целях судебной за щиты своих пра в и свобод, что соответствует положениям ста тьи 46 Конституции РФ. В свою очередь возможно обра зова ние та кого специа лизирова нного суда ка к пенитенциа рный, в должности пенитенциа рного судьи. Та кие судьи уже существуют на сегодняшний день за рубежом, на пример во Фра нции[12].
Информация о работе Принцип осуществления правосудия только судом