Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:03, курсовая работа
Цель исследования - показать каким требованиям т.е. принципам , уголовно-процессуального закона должна соответствовать практическая деятельность всех вышеуказанных органов , и доказать насколько важно их соблюдение для обеспечения прав и законных интересов граждан.
Практически в каждом уголовном деле присутствуют жалобы на действия органов государства и должностных лиц , осуществлявших те или иные процессуальные действия. Актуальность данной темы очевидна.
1. Введение…………………………………………………………….. 4
Понятие принципов уголовного судопроизводства и их
социальная обусловленность……………………………………... 6
Понятие принципов уголовного процесс………………………… 6
Назначение уголовно-процессуальных принципов и их
социальная обусловленность……………………………………… 8
Система принципов уголовного процесса и их закрепление
в уголовно-процессуальном законодательстве…………………. 11
3.1 Характеристика принципов………………………………………. 14
3.1.1 Принцип законности…………………………………………….. 14
3.1.2 Принцип осуществления правосудия только судом………….. 17
3.1.3 Принцип публичности…………………………………………… 18
3.1.4 Принцип уважения чести и достоинства личности……………. 18
3.1.5 Принцип неприкосновенности личности………………………. 21
3.1.6 Принцип неприкосновенности жилища………………………… 21
3.1.7 Принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений………………….... 23
3.1.8 Принцип презумпции невиновности……………………………. 23
3.1.9 Принцип состязательности сторон при производстве по уголовным
делам………………………………………………………………. 24
3.1.10 Обеспечения подозреваемому и обвиняемому
права на защиту………………………………………………….. 26
3.1.11 Принцип национального языка в уголовном процессе………. 27
3.1.12 Принцип права на обжалование процессуальных действии и
решений……………………………………………………………. 29
3.1.13 Принцип свободной оценки доказательств…………………….. 30
Принцип всесторонности, полноты и объективности………….. 31
Международно-правовые договоры и документы в
области отправления правосудия и их роль в формирования
принципов уголовного процесса………………………………… 34
Список использованной литературы……………………………… 40
Суд , прокурор , следователь , орган дознания и дознаватель , в случае обнаружения ими факта незаконного задержания , содержания под стражей или незаконного помещения гражданина в медицинский либо психиатрический стационар обязаны незамедлительно принять исчерпывающие меры для его освобождения . Государственные органы , на которые возложена обязанность содержания лиц , в отношении которых избрана мера пресечения в виде ареста или задержанных , должны исключить любую возможность возникновения угрозы для жизни и здоровья арестованных и задержанных . Если мера пресечения в виде содержания под стражей была избрана в отношении подозреваемого и по истечении 10 суток обвинение ему предъявлено не было , администрация следственного изолятора обязана самостоятельно освободить данное лицо из-под стражи , уведомив об этом должностное лицо , избравшее меру пресечения.
Под жилищем УПК РФ понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями , жилое помещение независимо от формы собственности , входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания(9115) . Принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц . Всё , что происходит в жилище , не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц . Тайна всего происходящего в жилище гарантируется принципом его неприкосновенности . Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для проживания в этом помещении лиц . Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нём граждан .
Принцип неприкосновенности жилища должен соблюдаться и по месту постоянного жительства , и по месту временного пребывания человека .
Неприкосновенность жилища должна быть обеспечена не только в тех случаях , когда проживающий , является собственником или занимает жилище по договору найма (поднайма) , аренды или на других законных основаниях , но и когда на лицо лишь фактическое пользование жильём . Например , без судебного решения нельзя производить обыск в самовольно построенном доме . Другими словами , право на неприкосновенность жилища и право на жилище не тождественны . Первое - самостоятельно и не является производным второго.
Если принимать во внимание условия реальной действительности , то проникновение в жилище против воли проживающих в нём лиц возможно при стихийном бедствии , авариях водопровода , канализации и в других экстремальных ситуациях. Ограничение конституционного права на неприкосновенность жилища нередко необходимо в уголовном процессе , когда это сопряжено с производством некоторых следственных действий .
УПК РФ предусматривает судебное решение (ч. 2 ст. 29) как основание для производства обыска и (или) выемки в жилище ; осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нём лиц .
3.1.7 Принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
Он заключается в том , что производство процессуальных действий , ограничивающих соответствующее право , возможно только по судебному решению .
Согласно части второй статьи 23 Конституции РФ , каждый имеет право на тайну переписки , телефонных переговоров , телеграфных и иных сообщений Ограничение права гражданина на тайну переписки , телефонных и иных переговоров , почтовых , телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения .
Данное ограничение
Процессуальный порядок получения разрешения суда на проведение следственных действий регламентирован ст. 165 УПК РФ.
Презумпция - это предположение , признаваемое истинным , пока не доказано обратное . Презюмировать - значит добросовестно и убежденно считать определенное положение истинным , пока оно не опровергнуто . Отношения между людьми в цивилизованном обществе строятся на презумпции добропорядочности , которая означает , что, пока не доказано обратное , каждая личность предполагается отвечающей общечеловеческим эталонам морали высоконравственной персоной , словом , порядочным человеком . В области отношений , урегулированных нормами права (иначе говоря , в области правоотношений) , добропорядочность означает законопослушание , а в области отношений , которые охраняются уголовным законом , презумпция добропорядочности интерпретируется следующим образом : каждый , пока не доказано противное (обратное) , предполагается никогда не нарушавшим уголовно-правовых запретов вообще и не совершавшим данного преступления в частности , иначе говоря , невиновным . Это производное от презумпции добропорядочности положение получило название презумпции невиновности .
Презумпция невиновности является одним из демократических принципов уголовного процесса , на котором строится доказывание по уголовному делу , принятие судебных и следственных решений , словом , все производство по уголовному делу , и речь идет действительно о «чистопородном» принципе уголовного судопроизводства , хотя и он не является продуктом развития самого уголовного процесса , его внутренней закономерностью . Он возник как общественно-политическая идея незадолго до Великой французской революции XVIII в. и пришел в уголовный процесс из политики . (5)
3.1.9 Принцип состязательности сторон при производстве по уголовным делам
В основе данного принципа лежат положения , предусмотренные ч.3 ст. 123 Конституции РФ , о том , что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон .
Но если до настоящего времени принцип состязательности в уголовном судопроизводстве в полной мере действовал лишь при разбирательстве дела в суде , а на предварительном расследовании присутствовали лишь отдельные элементы состязательности , то новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ провозглашает принцип состязательности применительно ко всему уголовному судопроизводству .
Основу принципа состязательности в уголовном судопроизводстве составляет разделение функций защиты , обвинения и разрешения дела .
Законодатель исходит из того , что одни и те же участники уголовного судопроизводства не могут выполнять различные функции при производстве по уголовному дел у.
Под уголовно-процессуальными функциями понимают совокупность реализуемых участниками уголовного судопроизводства прав и обязанностей , обусловленных их назначением , целью участия в деле , ролью и определяющих направление деятельности этих субъектов уголовного процесса .
Состязательность сторон предполагает равноправие сторон защиты и обвинения перед судом .
Функцию разрешения дела по смыслу статьи 21 [9] осуществляет суд .
Функцию защиты осуществляют подозреваемый , обвиняемый , их защитники и законные представители .
Функцию обвинения в соответствии со ст. 21 [9],осуществляют дознаватель , следователь , прокурор и частный обвинитель . Однако , органы расследования наряду с функцией уголовного преследования осуществляют и функцию защиты , добывая оправдательные доказательства , и функцию разрешения уголовного дела , прекращая его по реабилитирующим основаниям , что равнозначно постановлению оправдательного приговора .
Равноправие предполагает предоставление сторонам в деле равных процессуальных прав и возможностей для отстаивания своих интересов , обоснования своих утверждений и требований .
Равноправие означает также , что ни одна из сторон не может иметь перед судом преимуществ в доказывании , заявлении и удовлетворении ходатайств , никакие доводы сторон не могут иметь заранее установленной силы и т. д.
Итак, содержание принципа состязательности в уголовном судопроизводстве составляют :
1. Полное разделение уголовно-процессуальных функций обвинения , защиты и разрешения уголовного дела между различными участниками уголовного судопроизводства ;
2. Повышение роли суда в уголовном процессе , освобождение его от обвинительного уклона , возвышение суда над сторонами защиты и обвинения ;
3. равенство сторон обвинения и защиты перед судом; распространение действия принципа состязательности на все стадии уголовного судопроизводства .
3.1.10. Обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ).
Этот принцип предусмотрен Конституцией РФ (ст. 48) - право каждого задержанного , заключенного под стражу , обвиняемого в совершении преступления , на защиту. Право на защиту это совокупность предоставленных подозреваемому и обвиняемому процессуальных прав , которые предоставляют им возможность опровергать обвинение или подозрение в совершении преступления , отстаивать свою непричастность , добиваться смягчения ответственности . Право на защиту складывается из:
Во-первых , наделения подозреваемого и обвиняемого процессуальными правами , которые разъясняются им судом , прокурором , следователем и дознавателем ((право знать , в чем лицо подозревается или обвиняется ,защищаться любыми способами , не противоречащими закону ; пользоваться услугами защитника с момента и в порядке , предусмотренными Уголовно -процессуальным кодексом РФ, и т.д.) ;
Во вторых , реальной возможности
пользоваться помощью защитника (в том
числе и бесплатно) , а в случаях , предусмотренных
законом , также законного представителя
, которые , в свою очередь , наделены процессуальными
правами и обязанностями , обеспечивающими
достижение целей их участия в уголовном
судопроизводстве . Участие защитника
и (или) законного представителя подозреваемого
и обвиняемого обеспечивается должностными
лицами , ответственными за производство
по делу ;
В-третьих , обязанности суда , прокурора , следователя и дознавателя обеспечивать подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться всеми не запрещенными уголовно-процессуальным законом способами и средствами .
Принцип национального языка уголовного судопроизводства выражает государственно - правовое признание равноправия всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию . Применительно к правосудию действующее уголовно-процессуальное законодательство использует категорию государственного языка Российской Федерации и государственного языка республик как субъектов Российской Федерации . Согласно Конституции РФ русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации , а республики , входящие в состав Российской Федерации , могут устанавливать свои государственные языки , которые употребляются в государственных учреждениях наряду с русским языком . Устанавливая государственный язык судопроизводства , Конституция РФ гарантирует каждому участнику уголовного судопроизводства право пользоваться в уголовном процессе родным языком или языком привычного общения . Уголовно-процессуальный закон распространяет это право на все стадии уголовного процесса и не знает каких-либо исключений . Допуская возможность альтернативы в использовании языка при производстве по уголовным делам в республиках Российской Федерации , уголовно-процессуальное законодательство исходит из того , что выбор языка судопроизводства при этом определяется законом и не должен зависеть от усмотрения дознавателя , следователя , прокурора .
Закон устанавливает, что в Верховном Суде РФ , в военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке (ч. 1 ст. 18 УПК РФ). Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации определяется Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 533 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Согласно ст. 3 названного Закона государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию: в конституционном , гражданском , уголовном , административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах , делопроизводстве в федеральных судах , судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах Российской Федерации . Судьи , присяжные заседатели обязаны знать язык , на котором ведется судопроизводство в регионе их деятельности . Присяжные заседатели , не владеющие языком , на котором ведется судопроизводство в данной местности , освобождаются от исполнения обязанностей судьи . Лицам , участвующим в деле и не владеющим языком , на котором ведется судопроизводство , предоставляется право давать показания на родном языке, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на любом свободно избранном языке общения. Все эти лица имеют право бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом (ч. 2 ст. 18 УПК РФ). При производстве по уголовному делу не допускается выполнение одним лицом функции следователя и переводчика, судьи и переводчика. Следственные и судебные документы, подлежащие обязательному вручению обвиняемому , а также иным участникам процесса , вручаются им в переводе на их родной язык или язык их общения(13) .
Составной частью содержания конституционного принципа права на судебную защиту , устанавливающего право каждого на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц в суд , является гарантия свободы обжалования действий государственных органов и решений должностных лиц , ведущих производство по уголовному делу. Уголовно - процессуальный закон устанавливает , что действия и решения органа дознания , дознавателя , следователя , прокурора и суда могут быть обжалованы в любой стадии уголовного процесса участниками уголовного судопроизводства , а также иными лицами в той части , в которой производимые процессуальные действия и принимаемые решения затрагивают их интересы(2) . Таким образом, перечень субъектов права обжалования в уголовном процессе не ограничивается участниками уголовного судопроизводства. Но особое внимание закон уделяет обеспечению права на жалобу именно тех лиц, права которых подвергаются ограничениям в ходе расследования и судебного разбирательства. Обязанностью должностных лиц правоохранительных органов является разъяснение права на жалобу участникам уголовного процесса и обеспечение возможности его реализации . Закон предусматривает две основные формы обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц , осуществляющих производство по уголовному делу : порядок рассмотрения жалобы прокурором и судебный порядок рассмотрения жалоб . Одним из основных направлений прокурорского надзора является деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В уголовном судопроизводстве рассмотрение жалоб прокурором регулируется ст. 124 УПК РФ. Уголовно-процессуальный закон устанавливает краткие сроки рассмотрения жалобы (трое суток со дня получения и 10 суток при необходимости ее проверки в исключительных обстоятельствах) . По результатам проверки прокурор принимает постановление о полном либо частичном удовлетворении жалобы , либо об отказе в ее удовлетворении и незамедлительно уведомляет заявителя о своем решении . Уголовно -процессуальный кодекс РФ , восприняв практику Конституционного Суда РФ , касающуюся содержания и порядка осуществления судебного контроля за деятельностью органов уголовного преследования, существенно расширил пределы обжалования в суд постановлений дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела , о прекращении уголовного дела , а равно их решений и действий, способных причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить их доступ к правосудию .