Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:12, курсовая работа
Задачами работы являются:
1.Раскрыть понятие, сущность и значение данной стадии.
2.Рассмотреть суды, рассматривающие надзорную жалобу или надзорное представление.
3.Представить порядок рассмотрения надзорных жалоб и представлений.
4.Рассмотреть порядок и сроки рассмотрения дела судов надзорной инстанции.
5.Охарактеризовать пределы прав суда надзорной инстанции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………….......…...3
Глава 1. Общая характеристика института надзорного производства в уголовном процессе……………………………………………..............._
1.1. Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора……………………………………………………….....7
1.2. Субъекты производства в порядке надзора………………......10
1.3. Основания к пересмотру судебных решений в порядке надзорного производства……………………………………....16
Глава 2. Пересмотр в порядке надзора судебного решения, вступившего в законную силу.......................................................................................….._
2.1. Процессуальный порядок принесения протеста и рассмотрения дел в надзорной инстанции……………………………………..20
2.2. Основания отмены или изменения судебного решения……....22
2.3. Пределы права надзорной инстанции……………………..........25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..............26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...............27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...……
Глава 2. Пересмотр в
порядке надзора судебного решения, вступившего
в законную силу...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….............
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день тема курсовой работы ''Производство в надзорной инстанции'' является актуальной. Актуальной можно подтвердить следующими аргументами. Во-первых, надзорное производство способно предупреждать исполнение неправосудных приговоров, определений и постановлений, во-вторых, исправлять судебные ошибки даже после вступления в законную силу приговора (определения, постановления), способно повышать качество работы нижестоящих судов, направлять судебную практику в строгом соответствии с требованиями закона. Хочется отметить, что в Уголовно-процессуальном кодексе существует надзорное производство по уголовным делам, поскольку эта стадия процесса является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего в силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора. Подобный порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции способствует более полной проверке законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу судебного решения. В случае отмены данного решения производство по данному уголовному делу осуществляется на общих основаниях. В связи с актуальностью курсовой работы поставим цель – рассмотреть производство в надзорной инстанции.
Задачами работы являются:
1.Раскрыть понятие, сущность и значение данной стадии.
2.Рассмотреть суды, рассматривающие
надзорную жалобу или
3.Представить порядок
4.Рассмотреть порядок и сроки
рассмотрения дела судов
5.Охарактеризовать пределы
При разработке курсового проекта были использованы УПК РК, учебные пособия по уголовному процессу.
Глава 1. Общая характеристика института надзорного производства в уголовном процессе
1.1.Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном или надзорном порядке.
Предметом надзорного производства является судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившая в законную силу. В порядке надзора могут быть пересмотрены:
Надзорное производство возможно как во время отбывания, так и после отбытия наказания осужденным. Пересмотр приговора в кассационном порядке происходит только до отбывания наказания.
Дело в порядке надзора может быть пересмотрено неоднократно.
Основанием для надзорного производства является только протест в порядке надзора уполномоченных на то должностных лиц.
Надзорное производство как стадия уголовного процесса включает в себя следующие этапы:
Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.
В порядке надзора могут быть
пересмотрены вступившие в законную
силу постановления судов о
Постановления коллегии Верховного суда Республики Казахстан, вынесенные по результатам рассмотрения дела в порядке надзора, могут быть пересмотрены в исключительных случаях по основаниям, указанным в части 3 статьи 458 УПК.
Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции возможно лишь при наличии протеста Генерального прокурора Республики Казахстан (далее по тексту – прокурора) или постановления судей о возбуждении надзорного производства по пересмотру обжалуемых судебных актов. Предварительное рассмотрение ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов осуществляется в составе трех судей.
Судам следует иметь в виду, что
в порядке надзора могут быть
пересмотрены постановления судов
первой, апелляционной, кассационной инстанций,
которыми принято итоговое решение,
вступившее в законную силу, находящееся
на исполнении или исполненное, окончательно
разрешающее дело по существу, исключающее
начало и продолжение производства
по делу. Частные постановления судов
первой, апелляционной, кассационной и
надзорной инстанций также
Вступившие в законную силу постановления
судов, вынесенные в связи с отказом от
обвинения государственного и частного
обвинителя, по вопросам санкционирования
меры пресечения в виде ареста и продления
его срока, по разрешению жалоб на действия
и решения лиц, осуществляющих дознание
и предварительное следствие, или на действия
и решения прокурора в стадии предварительного
расследования дела, пересмотру в порядке
надзора не подлежат.
В порядке надзора могут быть пересмотрены
вступившие в законную силу постановления
судов о направлении дела для дополнительного
расследования или на новое рассмотрение,
если они обжалованы в течение 15 суток
со дня их вступления в законную силу и
имеются основания, предусмотренные статьей 459 УПК. Если дело принято судом и по нему
начато новое судебное разбирательство
или проводится дополнительное расследование,
то дело не может быть истребовано для
проверки доводов ходатайства или протеста. [11]
Протест, вносимый на вступившее в законную силу судебное решение, именуется протестом в порядке надзора: рассмотрение дела по протесту в соответствующей надзорной инстанции называется рассмотрением дела в порядке надзора. Надзорная инстанция - это суд, рассматривающий в порядке надзора дело по протестам на приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу (ст. 34 УПК). Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.
Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, своими решениями направляют деятельность судов в сторону правильного и
единообразного применения законов при осуществлении правосудия: способствуют улучшению качества рассмотрения уголовных дел, обеспечивают права участников процесса по всех стадиях судопроизводства.
Осуществление правосудия при рассмотрении дел в порядке надзора
является одним из путей реализации Верховным судом РК судебного надзора за деятельностью суда. Надзорное производство входит в систему уголовного судопроизводства как одна из его стадий, основываясь на принципах, свойственных всему уголовному процессу. Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет "поворота к худшему" и др.).
Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможно лишь по основаниям, предусмотренным ст., 465 УПК. Существенные особенности надзорного производства состоят в следующем: 1. Судами надзорной инстанции проверяются приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу. Порядок вступления судебных решений в законную силу определен в ст. 356 УПК.[11]
Предметом проверки может быть как приговор, не обжалованный и не опротестованный в кассационном порядке, так и приговор, проверенный по жалобе (протесту) и оставленный без изменения кассационной инстанцией.
2. Пересмотр в порядке надзора судебных решений допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.
3. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационном порядке. Предметом пересмотра впорядке надзора может быть постановление судьи, определение распорядительного заседания суда, приговор, определение кассационной инстанции, определения ипостановления, внесенные в порядке надзора нижестоящей надзорноинстанции, определения судов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания и по другим вопросам, решаемым судом в стадии исполнения приговора.
Исключительность
надзорного производства
4.Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен.
Пересмотр в
порядке надзора обвинительного приговора,
определения и постановления суда в связи
с необходимостью применения закона о
более тяжком преступлении, за мягкостью
1.2.Субъекты производства в порядке надзора
Лица, имеющие право ходатайствовать о : пересмотре вступивших в законную силу, приговоров и постановлений судов, опротестовать вступившие в законную силу, приговоры и постановления судов
1. Обращения о пересмотре
2. Протест о пересмотре вступивших в законную
силу приговоров и постановлений вправе
приносить Генеральный Прокурор.
Уголовное дело может быть истребовано
из соответствующего суда для проверки
в порядке надзора Генеральным Прокурором
Республики Казахстан либо по его поручению
заместителями Генерального Прокурора
Республики Казахстан, прокурорами областей
и приравненными к ним прокурорами.
4. Ходатайство, протест до рассмотрения
дела в надзорной инстанции могут быть
отозваны подавшим их лицом.
5. Правила, предусмотренные статьями 463-465
настоящего Кодекса, на протесты прокурора
не распространяются и рассматриваются
надзорной инстанцией непосредственно.[13]
При этом надзорная коллегия решает вопрос
о наличии оснований к пересмотру дела
в порядке надзора, предусмотренных статьей
459 настоящего Кодекса, после чего рассматривает
протест прокурора по существу. При отсутствии
указанных оснований надзорная коллегия
выносит постановление об отказе в пересмотре
дела в порядке судебного надзора.