Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:50, курсовая работа
Актуальность данной работы связанна с тем, что многие люди при выборе профессии ориентируются не на свои способности и уровень интеллекта, а на престижность профессии, учебного заведения и высокую заработную плату. В итоге это приводит к тому, что люди, совершенно не приспособленные по своим интеллектуальным и личностным качествам, занимают в университетах места людей, которые действительно подходят к выполнению данной деятельности.
Введение …………………………………………………………………………..2
1 Обзор литературы………………………………………………………………3
1.1 Психологическая характеристика труда юриста…………………………...2
1.2 Основы психологии личности юри-ста……………………………………....8
2 Практическая часть............................................................................................18
2.1 Психодиагностика профессиональной направленно-сти……………….….19
2.2 Психодиагностика стиля мышления, делового общения и
Поведения юриста…………………………………………………………….…22
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованных источников
В уголовном судопроизводстве поиск истины — процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т. д.[6]
Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.[2]
Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.
Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются*.
Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.
_____________________________
См.: Васильев, В. Л. Юридическая психология, М.: 1991, с. 137
В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать _____________________________
*См.: Дулов А.В. Судебная
на базе развития личностных качеств.
Поисковая сторона деятельности юриста имеет особое значение, она дает ему возможность с достоверностью представить событие с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личностных факторов юриста, его профессиональный и жизненный опыт.[6]
Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона деятельности — главные инструменты в юридической работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий юриста с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую информацию от людей путем общения с ними.[3]
Формула «чтобы уметь — надо знать» точно передает соотношение знаний и умений юриста. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством человека - умелостью.[1]
Юристу постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому он должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость — стержневое качество воли — выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.[4]
Полученная следователем в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.
Работа юриста требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными. [7]
Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков юриста, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями значимой информации.
Для юриста должно быть характерно умение организовать поступление нужной информации, правильно систематизировать и анализировать нее, отбрасывая ненужное.[6]
Наблюдательность необходима при выполнении любой деятельности. С помощью нее отыскивается дополнительная информация. Как отмечает К.К. Платонов, наблюдательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне*. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимодействии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особенности проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать опытом психические свойства личности , угадывать психологические мотивы дей-
____________________________
*См.: Платонов К.К. Краткий словарь
системы психологических
ствий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическими знаниями является тем ключом, который открывает «душу» человека.[1]
Психологическая наблюдательность — необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях.
Коммуникативный аспект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.[6]
Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой информации в новую, преимущественно письменную форму. Юрист получает исходную информацию в виде конкретных образов , устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию юрист после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановлениях, протоколах и т. п. [2]
Остановимся и на реконструктивной деятельности юриста, рассматривая ее связи с другими сторонами.
В реконструктивной деятельности
реализуются такие
Дискурсивное мышление само по себе, без включения других компонентов. является вполне достаточным средством исследования и доказывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и предпосылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого и 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограничена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда действительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.[1]
Всякое мышление включает в себя два необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалистику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает конкретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.
Участие образных компонентов в мышлении следователя укрупняет информационные элементы, которыми оперирует он в процессе мышления, способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления образных компонентов в процессе мышления.[7]
________________________
* См.: Лукин Г.Л., Платонов К.К. Психология. М., 1964, с. 142
Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы, побуждающие к юридической деятельности, и эмоциональное к ней отношение. Речь идет о юристах, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому делу.[4]
Личность юриста отличается сложностью и многогранностью. Большое значение в формировании личности юриста имеют учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов статуса личности юриста — овладение им своей социальной ролью во всем ее разнообразии и динамике.[2]
Юрист в своей работе постоянно испытывает эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество отрицательных эмоций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в силу выполнения своего служебного долга подавлять, а в иных случаях скрывать. Для снятия нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций, необходима положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения результатами своего труда.[7]
2 Практическая часть
Цель профессиональной диагностики состоит в том, чтобы при помощи определенных психодиагностических средств и методов произвести объективную оценку способностей и деловых качеств человека и разработать практические рекомендации по совершенствованию его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Другими словами, цель профессиональной диагностики - показать молодому специалисту или профессионалу с определенным опытом практической работы возможности повышения собственной компетентности и квалификации за счет обучения, развития и саморазвития профессионально значимых качеств.[1]
Основные принципы профессиональной
диагностики заключаются в
2.1 Психодиагностика профессиональной направленности
В различных профессиональных сферах успех и высокую эффективность имеют люди с разными индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому в самом начале психодиагностического обследования необходимо определить профессиональную направленность человека: к какой профессиональной деятельности он проявляет интересы?[1]
В своей работе мы ставим перед собой цель - узнать какое количество отобранных респондентов соответствует выбранной профессии. На основе изученного материала мы пришли к выводу, что представители юридических профессий должны соответствовать ряду необходимых требований, чтобы качественно выполнять свою работу.
Мы знаем, что существует пять основных сфер профессиональной деятельности людей, это: «Человек - природа», «Человек - техника», «Человек - человек», «Человек - знак» и «Человек – художественный образ».
При обработке литературы, касающейся психологических особенностей работы юристов, было выяснено, что люди этой профессии должны иметь профессиональную направленность в двух сферах: «Человек - человек» и «Человек - знак». Мы считаем, что это связано с тем, что юрист это человек, который работает с людьми и при этом обрабатывает большое количество информации. Люди направленности «Человек - человек» открыты для общения, они легко находят общий язык практически с любым человеком. Их волнуют проблемы связанные с людьми.