Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа
Суд присяжных является элементом судебной системы многих стран. Обычно его введение происходило на фоне демократических буржуазных преобразований XVIII - XIX вв. и представляло не простое усовершенствование порядка отправления правосудия, а отображало общую тенденцию роста уровня защиты прав и свобод людей и ограничения произвола власти. Представляется важным проследить, какую роль сыграл суд присяжных в развитии нашей страны.
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая основа деятельности суда с участием присяжных заседателей 5
1.1. Правовое регулирование суда присяжных заседателей 5
1.2. Подсудность и формирование коллегии присяжных заседателей 7
Глава 2. Содержание и особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей 12
2.1. Подготовительная часть судебного разбирательства 12
2.2. Судебное следствие 18
2.3. Вынесение вердикта и постановление приговора 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Содержание:
Актуальность темы. Суд присяжных является элементом судебной системы многих стран. Обычно его введение происходило на фоне демократических буржуазных преобразований XVIII - XIX вв. и представляло не простое усовершенствоание порядка отправления правосудия, а отображало общую тенденцию роста уровня защиты прав и свобод людей и ограничения произвола власти. Представляется важным проследить, какую роль сыграл суд присяжных в развитии нашей страны.
Участие присяжных заседателей
в суде есть один из элементов правосудия,
свидетельствующий о его
Введение суда с участием присяжных заседателей по-прежнему будоражит общество: как и ранее, продолжается острая полемика, не утихают споры в многочисленных специальных изданиях, в средствах массовой информации между сторонниками и противниками такого суда. Разброс мнений значителен - от полного непризнания до абсолютной уверенности в его прогрессивности. Сторонники суда присяжных значимость и прогрессивность этой формы судопроизводства видят в том, что она оказывает большое влияние на укрепление независимости суда, на повышение доверия к нему, на развитие состязательных начал в правосудии, на усиление требовательности к доказыванию вины подсудимого. Оппоненты суда присяжных ставят под сомнение состоятельность этой формы судопроизводства. По их мнению, суд присяжных не может квалифицированно и объективно принимать решения по уголовному делу, обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевших, а также неотвратимость наказания.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и функционированием суда присяжных заседателей в России.
Предмет работы – действующее российское законодательство, закрепляющее правовые основы деятельности суда присяжных заседателей, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Часть 4 ст. 123 Конституции РФ1 устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В части 2 ст. 47 Конституции РФ говорится то же самое, но с позиции права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Часть 2 ст. 20 Конституции РФ рассматривает право на суд присяжных как гарантию для лиц, которым грозит смертная казнь: "Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей". Таким образом, Конституция РФ, по сути, определила лишь самые общие контуры осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей. Это, во-первых, рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях, за которые возможно наказание в виде смертной казни, а во-вторых, все случаи, предусмотренные в федеральном законодательстве. Учитывая, что международные обязательства России, а также конституционная формулировка "впредь до ее отмены", вероятно, в ближайшем будущем приведут к исключению смертной казни из Уголовного кодекса РФ, конституционная регламентация круга дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей, сводится лишь к констатации наличия института суда присяжных в российском судопроизводстве. Конституция РФ не определяет круг дел, рассматриваемых судом с участием присяжных (в том числе четко не определена отраслевая принадлежность этих дел), круг судов, в которых могут рассматриваться дела с участием присяжных заседателей, форму коллегиальности (число присяжных заседателей, число профессиональных судей)2.
Статья 1 Федерального закона "О
присяжных заседателях
Российское законодательство не предусматривает возможности рассмотрения дел с участием присяжных на уровне районного суда и мирового судьи. Вместе с тем при разработке проекта УПК РФ предлагалось допустить разбирательство дел с участием присяжных заседателей и на уровне районных судов. Отсутствие должного финансирования и противодействие противников суда присяжных заставили законодателя отказаться от этой идеи.
Статьи 1 и 2 Закона фактически ограничивают
возможность осуществления
Поэтапное (неодновременное) введение судопроизводства с участием присяжных заседателей на территории Российской Федерации породило ряд правовых коллизий, которые стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Сложилась ситуация, при которой смертная казнь могла назначаться лишь в тех субъектах Российской Федерации, где действовали суды присяжных. Подсудимые, дела которых рассматривались в тех субъектах, где суд присяжных не действовал, были гарантированы от применения в отношении них высшей меры наказания. Таким образом, во-первых, это положение создавало неравенство прав граждан, судимых в разных регионах, а во-вторых, превращало право на суд присяжных из процессуальной гарантии защиты прав подсудимого в гарантию возможности назначения смертной казни.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 "Состав суда" УПК РФ5 суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 "Подсудность уголовных дел" данного Кодекса. В норме, к которой сделана отсылка, определена подсудность уголовных дел верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
Так, в ч. 3 ст. 31 УПК РФ предусмотрено, что указанным судам подсудны:
1) уголовные дела о
2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со ст. 34 "Передача уголовного дела по подсудности" и 35 "Изменение территориальной подсудности уголовного дела" УПК РФ;
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму"6 в п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми из числа уголовных дел, которые по ходатайству обвиняемого могут рассматриваться судом в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей, исключены дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 "Террористический акт", ч. ч. 2 - 4 ст. 206 "Захват заложника", ч. 1 ст. 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", ч. 1 ст. 212 "Массовые беспорядки", ст. 275 "Государственная измена", ст. 276 "Шпионаж", ст. 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", ст. 279 "Вооруженный мятеж" и ст. 281 "Диверсия" УК РФ7, и рассмотрение таких дел осуществляется судом в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
Постановлением КС России от 19 апреля 2010 г. N 8-П8 положения п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ в части, исключающей из подсудности суда с участием присяжных заседателей уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 "Террористический акт", ст. 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти" и ст. 279 "Вооруженный мятеж" УК РФ, и, соответственно, передающей такие дела на рассмотрение суда в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку предусмотренный данными положениями переход от рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей к иной судебной процедуре осуществлен с учетом запрета назначения исключительной меры наказания в виде смертной казни.
Согласно пункту 1 ч. 5 ст. 217 "Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела" УПК РФ в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 данного Кодекса, следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; при этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения; если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство; при невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
Соответственно, в ч. 2 ст. 325 "Особенности проведения предварительного слушания" УПК РФ установлено, что уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Указанным выше Постановлением КС России от 19 апреля 2010 г. N 8-П указанное положение признано не противоречащим Конституции РФ постольку, поскольку данное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает, что суд при проведении предварительного слушания - с учетом обстоятельств, лежащих в основе ходатайства отдельных обвиняемых против рассмотрения их дела с участием присяжных заседателей, - правомочен разрешить вопрос о выделении дела для обеспечения его рассмотрения в отношении этих лиц судом в составе профессиональных судей, если это не препятствует всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, рассматриваемого в составе суда с участием присяжных заседателей.
В части 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном ст. 30 данного Кодекса.
Формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании с участием явившихся кандидатов и состоит из нескольких этапов.
1. Доведение председательствующим до сведения кандидатов в присяжные заседатели в кратком вступительном слове сведений: о составе суда и сторон; сущности уголовного дела; предполагаемой длительности судебного разбирательства; задач, стоящих перед присяжными заседателями, и условий их участия в рассмотрении данного уголовного дела.
2. Опрос председательствующим
3. Разрешение самоотводов
4. Разрешение мотивированных
5. Пополнение списка кандидатов в присяжные заседатели. Этот этап является факультативным и имеет место лишь в том случае, если в результате освобождения кандидатов председательствующим, рассмотрения вопросов о самоотводах и мотивированных отводах осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели.
6. Разрешение немотивированных отводов, заявленных сторонами кандидатам в присяжные заседатели.
7. Применение "правила 14", согласно
которому в случае, если количество
неотведенных кандидатов в
Подготовительная часть
Подготовительная часть
Особенности подготовительной части в суде с участием присяжных заседателей заключаются в следующем:
1) после доклада о явке сторон и других участников уголовного процесса секретарь судебного заседания или помощник судьи сообщают о явке кандидатов в присяжные заседатели;
2) при явке в судебное заседание
менее 20 кандидатов в присяжные
заседатели судья дает
3) списки кандидатов в присяжные
заседатели, явившихся в судебное
заседание (судебное
4) при разъяснении участвующим
в деле сторонам их прав
председательствующий помимо
а) право на заявление мотивированного отвода кандидату в присяжные заседатели по уголовному делу;
б) право подсудимого или его защитника, государственного обвинителя заявить немотивированный отвод присяжному заседателю, который может быть заявлен каждым из участников дважды;
в) иные права, предусмотренные гл. 42 УПК, а также юридические последствия неиспользования сторонами разъясненных им судьей процессуальных прав. Среди иных прав находятся права на постановку вопросов кандидатам в присяжные заседатели, заявление об отводе всему составу коллегии присяжных, высказывание замечаний по поводу вопросов, сформулированных для коллегии присяжных заседателей, заявление возражений по поводу содержания напутственного слова председательствующего и т.д.