Уголовное право и уголовный процесс в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является уяснение понятий, рассматриваемых в данной работе, изучение содержания уголовного права и процесса в Древнем Риме, отдельных видов уголовных преступлений и системы наказаний за них, а также начал уголовного процесса на различных этапах развития государства, путем выполнения следующих поставленных задач: отразить систему и развитие уголовного права, рассмотреть систему римских судов, дать характеристику процессуальным формам Римского права, описать основные стадии производства в уголовном процессе.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Уголовное право в Древнем Риме
1.1 Становление и развитие уголовного права в Древнем Риме…..…....5
1.2 Отдельные виды преступлений ……………………………………..15
1.3 Система наказаний……………………………………………………17
Глава 2. Уголовный процесс в Древнем Риме
2.1 Судопроизводство……………………………………………………19
2.2 Формирование специальных уголовных судов…………………….23
2.3 Процесс в суде присяжных………………………………………..…25
Заключение……………………………………………….............…….....28
Список литературы…………………….………………..………………..29

Файлы: 1 файл

Уголовное право и уголовный процесс в Древнем Риме.docx

— 92.62 Кб (Скачать файл)

Закон Суллы 83 года об убийствах и отравителях подвергал преследованию изготовление и продажу яда, поджог, ношение оружия с целью убийства или воровства, ложные показания по делу, которое наказывалось смертной казнью. За эти преступления предусматривалась  ссылка на остров и конфискация имущества. Похищение свободных людей или лишение их свободы также каралось государством. В этот же период издан закон о подлогах (lex cornelia de palsis), которым устанавливалась ответственность за деяния, совершаемые в корыстных целях: соглашения о ложных показаниях свидетелей, подкуп судьи, подлог в счетах и документах, похищение завещания и уничтожение его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Система наказаний

 

В Древнем Риме система наказаний характеризовалась неопределенностью, так как конкретный вид и размер наказания отдавался на усмотрению судей. Смертная казнь предусматривалась за многие преступления. Основной целью наказания было устрашение, поэтому в первую очередь назначались наказания, рассчитанные на причинение максимальных физических страданий виновному.

Наказания делились на две категории: тяжелые (capitalia), т.е. смертная казнь, изгнание, ссылка в рудники, и прочие - денежные штрафы и воздействия на тело. К способам смертной казни относились отсечение головы мечом, закалывание мечом, повешение, утопление. За убийство кровных родственников секли розгами, вместе с собакой, петухом и змеёй зашивали в мешок, после чего топили в море. Нарушивших обет девственности весталок, закапывали живьем в землю.

При казни рабов помимо других способов применяли  сбрасывание с Тарпейской скалы. При абсолютизме появляются более изощренные формы казни - это сжигание заживо, распятие на кресте, отдача диким зверям на растерзание. Смертная казнь влекла  конфискацию имущества. В период империи телесные наказания, как то битьё розгами, палками, бичевание, применялись только к рабам и лицам низших сословий. В период республики существовало наказание «удаление в изгнание» (aquae et ignis interdictio), которое позднее было заменено ссылкой (deportatio), и высылкой (relegatio). Имущество сосланного конфисковалось. Одновременно он лишался права римского гражданина, становясь уголовным рабом. Тяжелыми наказаниями считались ссылка на рудники, связанная с каторжными работами, присуждение к отдаче в гладиаторы, отдача для ловли диких зверей и битвы сними в цирках. 

Более сложной и жестокой система наказаний стала в период императоров.  Увеличилось количество случаев смертной казни. Преступников из высокого сословия, как правило, казнили способом отсечением головы или вонзанием меча в сердце, а также приговаривали к самоубийству. Представителей низших слоев общества приговаривали к растерзанию дикими зверями, каторжным работам и телесным наказаниям, бродяг приговаривали, как правило, к бессрочному заключению в тюрьму. 
Во времена императора Константина, который стремился к сильной единой церкви, когда актуальна была с ересями, раздиравшими христианство, в качестве составной части казни были введены обязательные публичные пытки.9

Нужно отметить, что за преступления против церкви начали применять особые формы смертной казни для некоторых категорий подданных. Женщин живыми закапывали в землю, с распространителей ересей из числа духовенства сдирали кожу заживо. Смертной казнью наказывались самоубийство, инцест, родственные браки, запрещенные церковью.

Менее строгим было наказание за преступления против нравственности и "святости брака", обычным наказанием за их совершение было изгнание из Рима, лишение политических и гражданских прав, осуждение чести. Отметим, что нормы уголовного процесса применялись только по отношению к свободным гражданам, рабы лишь привлекались в качестве свидетеля или обвиняемого только в теории при исключительных обстоятельствах. По правилам раб в суде служил лишь доказательством  как "говорящая вещь".10  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уголовный процесс в Древнем Риме

 

2.1 Судопроизводство

 

С древнейших времен судебная власть принадлежала царю и народному собранию, потом она перешла к консулам, а после них полномочия судебной власти  были переданы преторам - высшим судебным чинам, которые назначались сенатом, начиная с 367 г. до н.э.

В Царский период римское  государство все еще сохраняло все органы управления родового строя, т.е. Народное собрание (куриатная комиция), совет старейшин (Сенат) и царскую власть (Rex). Еще не произошло четкого разделения управленческих функций между органами государственной власти, поэтому сферы регулируемых ими вопросов часто пересекались.

Общинная форма государственности практически изживает себя уже к VI в. до н.э., на смену ей приходит Римская рабовладельческая республика с достаточно сложным аппаратом управления и четким разграничением функций всех органов и должностных лиц. Именно с этим периодом связано появление магистратур, которые сыграли огромную роль в становлении всей системы римского права.

Многие судебные разбирательства в период республики совершались в народном собрании, там рассматривались дела, возбужденные высшими должностными лицами, т.е.  преторами, народными трибунами или квесторами. Этот процесс носил обвинительный характер. Выносился приговор устно большинством голосов. Некоторые чиновники в судебных делах имели либо один, либо два вида властных полномочий, т.е. юрисдикцию и империум. Правом лично отправлять правосудие обладали курульные эдилы, которые могли рассматривать сравнительно небольшой круг следственных дел, которые были связаны с нарушениями порядка в народных собраниях, во время торгов на базарных площадях, с качеством предлагаемых товаров и др.

 Различались две стадии  судебного процесса: стадию решения о праве и стадию судебного разбирательства.

Первую из них находился  под контролем специального судебного магистрата, т.е. претора, который рассматривал исковые требования вместе с документами, представляемыми по его требованию. В случае достаточности собранных документов, претор передавал дело на решение судебной комиссии, которая состояла из нескольких судей. В качестве судей выступали частные лица, обязанные нести эту повинность. Список судей составлялся на один год городским претором.

В соответствии с еще древними постулатами каждой стороне дозволялось иметь только одного адвоката, позднее разрешено было иметь и большее количество защитников. Если не было у обвиняемого адвоката, то защитника ему назначали сами судьи. С учетом того, что со временем законоведение становилось все более и более сложным для усвоения и пользования, вознаграждения судебного защитника в виде подарков или денег соответственно увеличивалось. Со специальным законом трибуна Цинция от 204 г., по которому вообще было запрещено брать вознаграждение за ходатайства по делам, практически не считались, в силу того, что его нарушение наказание не было определено. Только тогда, когда деятельность адвоката стала профессией, и адвокаты объединились в специальную корпорацию,  денежное вознаграждение за защиту было легализовано.

Знатоки права были в большом  авторитете у власти, и их консультации и редакции формулярных актов  имели такую же силу, как и императорские  толкования. 

Со временем менялась продолжительность словесных прений в суде. Еще Помпеем было установлено, что обвинитель в уголовном деле не должен говорить более двух часов, а обвиняемый - более трех часов.

Судебная коллегия по делам о вымогательствах и взятках – постоянная комиссия – возникла со II в. до н.э., членами ее были сенаторы. Каждый гражданин после получения разрешения от претора мог стать обвинителем по указанным делам.  Начиналось разбирательство в суде с составления списка присяжных, который путем применения права отвода уточнялся сторонами. Суд открывался речью обвинителя, потом следовала речь обвиняемого и его защитника. Строгие требования предъявлялись к публичности и устности судоговорения. В прения сторон представлялись доказательства, свидетельские показания  и похвальные отзывы от влиятельных лиц, как устные, так и письменные.

Судьи свое мнение фиксировали на табличке, записывая одно из двух решений: "освобождаю" или "осуждаю". Подсчитывал голоса и объявлял результат голосования претор. Приговор по уголовному делу немедленно исполнялся, для чего осужденный к смертной казни передавался в руки ликтору (исполнителю приговора).

Суд имел состязательный характер. Весы в руках богини правосудия, как и в руках весодержателя при совершении обряда манципации представляет символ равновозмездности и взаимности в исполнении возникающих по результатам данной процедуры обязательств.

Во времена перехода к авторитаризму судебный процесс стал опорой диктаторской власти, в связи с чем был установлен высокий имущественный ценз для судей, что фактически лишило и средний и малоимущий класс возможности занимать эти должности.

 В период империи в делах правосудия большую роль играли Совет при принцепсе и начальник императорской гвардии. В состав суда стал входить и начальник полиции.

Кроме того, появляются постоянные уголовные комиссии по делам о взятках и вымогательствах, появляются экстраординарные суды по делам против устоев государственной жизни.

Вся эта уголовно-репрессионная система была подчинена императору, и такие авторитарно-монархические тенденции практически  уничтожили провозглашенные еще в IV в. императором Константином принципы равенства граждан перед законом и правосудием.


Характер обвинения в имперский период также претерпел изменения. Если в республиканский период оно было частноправовым, то далее постепенно перешло в руки государства. В процессах, не связанных с политическими преступлениями, права частных обвинителей были ограничены по форме и содержанию обвинения, по впоследствии был значительно сужен и круг лиц, которые имели право выступать с обвинениями. А в политических процессах, и  особенно по делам об оскорблении величия, снимались все ограничения. В этих процессах в качестве заявителей могли выступать женщины, вольноотпущенники, лица, лишенные гражданских прав, включая рабов.11

Практика привлечения должностных лиц для проведения следствия и выдвижения обвинения обусловила  изменения в судопроизводстве, когда постепенно уголовные дела стали возбуждаться без участия обвинителя из числа граждан. Инквизиционная форма суда фактически вытеснила старый республиканский принцип частноправового характера обвинения. До конца империи  официально он  так и не был отменен.

Римскими юристами была выработана схема, в соответствии с которой  осуществлялись розыск и суд. Розыск проводился с целью установления кем совершено преступление, где, в какое время, с какой целью, каким способом и с чьей помощью оно было совершено. Судья, анализируя степень общественной опасности преступления, и определяя размер наказания, должен был руководствоваться такими определениями, как causa (причина совершения преступления), persona (личность преступника и потерпевшего), locus (священное место или нет), tempus (время суток), qualitas (открытое преступление или тайное), quantitas (размер ущерба), eventus (оконченное преступление или покушение).

Постепенно при допросах пытки стали применяться не только к рабам, но и к свободным гражданам, что вскоре получило законодательное закрепление. В 212 г. в ходе террора своих политических противников, среди них оказался знаменитый римский юрист Папиниан, который был казнен, в результате чего император Каракалла издал закон, который давал судье право применять пытку к любому лицу.12

Применять или нет пытки, решал исключительно суд.  
На практике пытки применялись не только к обвиняемым, но и к свидетелям, показания которых вызывали подозрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование  специальных уголовных судов

 

Затрагивая тему судебных органов Древнего Рима, можно сказать, что их системы как таковой  не было.  В разные временные отрезки  их количество, структура и компетенция  существенно изменялись. Отдельных  исключительно судебных органов  в Риме не существовало, так как  все эти органы кроме судебной занимались еще политической, финансовой деятельностью, административным управлением  и т.п.

 Кроме общей в эпохе  империи  начинает формироваться  и специальная юрисдикция, возникают  сословные суды. Особой юрисдикцией  обладали военные суды, суды для  сенаторов и лиц, которые находились  на придворной службе. Когда возникло  христианство, появились и особые  суды для духовенства.

Превращение римского права в целостную систему неразрывно связано с новой организацией уголовной юстиции. Основой этой организации являлись специальные суды, так называемые постоянные комиссии (quaestio perpetuae). Каждая из них осуществляла суд по своей категории дел. В 149 году до н. э. была организована первая постоянная комиссия, специальным законом, которым наказуемым было признано должностное вымогательство со стороны находившихся при должности магистратов.

По законам Суллы образовано восемь постоянных комиссий, в которых подлежали рассмотрению следующие обвинения:

В преступлениях против величия  римского народа, либо против республики.

В вымогательстве и взяточничестве со стороны магистратов, а также других должностных лиц.

В злоупотреблениях, связанных с государственной казной.

В нарушениях предвыборных правил, а также в подкупе.

В убийстве и приравненных к нему деяниях, где главное место занимало убийство родственников.

В отравлении, которое считалось одним из самых опасных преступлений.

В публичном насилии, включавшем в себя действия, помешавшие магистрату исполнять свои обязанности, а также все, что нарушило общественное спокойствие.

В обмане, куда входили самые  разные преступления: от фальшивомонетчества до злоупотребления доверием при частных сделках.

 Нужно отметить, что законодательство Суллы внесло и существенные изменения в старые понятия частных деликтов. Многие из них, которые раньше образовывали чисто гражданскую ответственность, образовали объект уголовно-правового применения: избиение, нанесение телесных повреждений, вторжение в чужой дом для совершения указанных действий. 

В комиссиях председательствовали преторы, число которых было увеличено до восьми. Комиссии назывались постоянными, однако, состав их не постоянным, в состав их назначались от 350 до 450 судей, которые были внесены в особые судейские списки. Для каждого процесса из общего списка судей, избиралось необходимое количество.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Процесс в  суде присяжных

 

Рассмотрение дел по существу обвинения коллегией граждан, которое  по существу было судом присяжных, явилось  важнейшим принципом развитой уголовной  юстиции в Риме.

Свойством римского уголовного процесса было то, что обвинение было частным, т.е. оно по любому делу должно было исходить только от римского гражданина, а не от должностного лица. Для начала судопроизводства необходимо было, чтобы римский гражданин как частное лицо и в частном порядке перед судом предъявил обвинение другому римскому гражданину.

Выдвижение обвинения  открывало  судебный процесс. После чего следовали вопросы обвиняемому. Как признание обвинения расценивалось молчание обвиняемого.  Обвинение должно было быть сформулировано в письменном виде и подано за подписью гражданина. Обвинение заносилось в судебный протокол, назначалась дата судоговорения перед присяжными, которая определялась на 10-й, 50-й или 100-й день после подачи обвинения.

По общему правилу  обвиняемый ждал дня суда, оставаясь на свободе. В тюрьму сажали только отцеубийц и отравителей. Когда обвиняемый скрывался, не дожидаясь суда,  или просто не являлся в процесс, это считалось равнозначным признанию обвинения, что влекло осуждение к «запрещению огня и воды» и конфискации имущества.  К тем же последствиям вела и просто неявка на процесс.

Если суд не признавал уважительными причины не явки обвиняемого в суд, то выносил заочный приговор. К обвинению предъявлялись требования конкретности и единичности, объединять обвинения не допускалось.

Если однажды обвинение  было отвергнутое или снято, оно никогда не могло быть повторено. В суде обвиняемый должен был носить траурную одежду. И обвиняемому и его обвинителю в процессе оказывали помощь защитники из граждан.  Определяли судей жребием, и стороны все их кандидатуры согласовывали. В соответствии с законом могли быть отведены и все судьи. Судьи каждый раз заново по каждому делу произносили клятву в верности правосудию.

После заслушивания обвинения стороны обменивались речами, потом, при необходимости, испытывали доказательства, представляли документы, слушали свидетелей и т. д. К числу основных доказательств относили показания свидетелей. Причем было принято, что  «показания одного - не свидетельство»,13однако точных указаний на необходимое количество свидетелей, не было.

В судебном заседании по рассмотрению дел о государственных преступлениях разрешалось давать показания и женщинам, и рабам. Нужно отметить, что рабы давали показания только под пыткой в обеспечение интересов римского гражданина. Если они показывали против своего господина, то по окончании процесса они считались свободными. Документы в подлинниках представлялись в суд не позднее трех дней до начала судоговорения.

Информация о работе Уголовное право и уголовный процесс в Древнем Риме