Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций
Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.
3) руководящее положение суда в процессе и предоставление только суду права принимать по делу решение.
Одним из направлений судебно-правовой реформы в Украине является дальнейшее развитие состязательного начала в уголовном судопроизводстве, устранение обвинительного уклона в деятельности суда.
Пленум Верховного Суда Украины
в постановлении N9 "О применении
Конституции Украины при
Нарушение принципа состязательности является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора (см. п.9 ч. 2 ст. 370 УПК).
23. Субъекты уголовно-
Субъекты уголовного процесса — это государственные органы, должностные лица, юридические лица и граждане, которые в ходе осуществления деятельности по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел вступают между собой в процессуальные правоотношения.
Процессуальное положение, выполняемые функции субъектов уголовного судопроизводства различны. Так, одни субъекты ведут уголовный процесс, другие — отстаивают в деле свои интересы, третьи — вовлекаются в уголовное судопроизводство для выполнения вспомогательных функций.
Указанные различия могут служить основанием для классификации субъектов уголовно-процессуальной деятельности на несколько групп:
1. Государственные органы и
2. Участники процесса: потерпевший,
гражданский истец,
3. Представители общественных
4. Иные субъекты, деятельность которых
носит вспомогательный и
24. Суд, судья, народные
Суд — единственный уполномоченный государством орган, на который возложена функция правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 127 Конституции Украины правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.
На должность
Первое назначение на должность
профессионального судьи сроком
на 5 лет осуществляется Президентом
Украины. Все другие судьи избираются
Верховной Радой Украины
Лица, которые в соответствии с законом назначены или избраны на должность профессионального судьи, для осуществления правосудия по уголовным делам наделяются полномочиями, предусмотренными в УПК.
В уголовном процессе суды рассматривают дела по первой, кассационной и надзорной инстанциям. Судопроизводство осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных (ч.2 ст. 129 Конституции Украины).
Подавляющее большинство уголовных дел рассматривается по существу единолично судьей, действующим от имени суда (ч.1 ст. 17 УПК). Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет, рассматриваются по первой инстанции коллегиально судом в составе трех профессиональных судей, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении (ч.2 ст. 17 УПК). Если санкция статьи, которая вменяется обвиняемому, предусматривает исключительную меру наказания — смертную казнь, уголовное дело о таком преступлении рассматривается судом в составе двух судей и трех народных заседателей (ч.3 ст. 17 УПК).
В ходе слушания уголовного дела по существу
судья единолично или коллегия судей
могут принять решение о
Судья единолично или суд решают вопросы, связанные с обращением приговора к исполнению (ст. 404 УПК), другие вопросы, связанные с исполнением приговора (ст. 409 УПК), а также о применении принудительных мер медицинского и воспитательного характера (главы 34, 36 УПК).
Судья единолично, кроме вышеперечисленных полномочий, вправе возбуждать уголовные дела частного обвинения (ч.1 ст. 27 УПК) и по материалам протокольной формы (ст. 430 УПК); осуществлять судебный контроль за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела, санкционирования ареста, прекращения уголовного дела (ст.ст.2361—2366УПК).
В кассационной и надзорной инстанциях уголовные дела рассматриваются в составе не менее трех профессиональных судей.
Народные заседатели могут участвовать
в распорядительных заседаниях и
рассмотрении по существу уголовных
дел о преступлениях, за которые
законом предусмотрена
Конституция Украины предусматривает осуществление правосудия судом присяжных. В настоящее время это положение является декларативным, поскольку не разработано законодательство, регулирующее порядок формирования суда присяжных и процедуру осуществления им правосудия.
25. Процессуальное положение
Ст. 121 Конституции Украины определяет основные направления деятельности, прокуратуры. Ими являются:
1) поддержание государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
3) надзор за соблюдением законов
органами, осуществляющими оперативно-
4) надзор за соблюдением законов
при исполнении судебных
Указанные функции осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры. Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины и освобождается от должности Президентом Украины. Срок полномочий Генерального прокурора — 5 лет (ст. 122 Конституции). Генеральный прокурор назначает подчиненных ему прокуроров (ст. 15 Закона Украины "О прокуратуре").
На должности прокуроров назначаются граждане Украины, имеющие высшее юридическое образование, в возрасте не моложе 25 лет, со стажем работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее трех лет (ст. 46 Закона Украины "О прокуратуре").
В соответствии с ч. 2 ст. 25 УПК прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.
Свои полномочия в уголовном процессе прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Украины (ч. 3 ст. 25 УПК).
Прокурор в уголовном
1) возбуждает уголовные дела о любых преступлениях;
2) осуществляет надзор за
3) осуществляет надзор за
4) участвует в распорядительном
заседании суда при разрешении
вопроса о предании
5) является участником судебного
разбирательства при
6) вносит кассационные представления на приговор, не вступивший в законную силу, участвует в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, поддерживает доводы кассационного представления и дает свое заключение по делу (ст.ст. 347, 360 УПК);
7) участвует в разрешении вопросо
8) приносит протест в порядке
надзора на приговор, вступивший
в законную силу, участвует в
рассмотрении дела в порядке
судебного надзора,
9) приносит протест о
Деятельность прокурора в
а) осуществление надзора за соблюдением законов при производстве по уголовному делу;
б) поддержание государственного обвинения. Постановления прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст. 25 УПК).
26. Органы досудебного следствия.
Процессуальное положение
В соответствии со ст. 102 УПК органами досудебного следствия являются:
а) следователи прокуратуры,
б) следователи органов внутренних дел,
в) следователи налоговой милиции,
г) следователи органов
На должности следователей назначаются граждане Украины, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку и проявившие при этом профессиональную пригодность к следственной работе.
Объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности.
Содержание и направление деяте
С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса, назначать экспертизы, производить осмотры, обыски и другие предусмотренные законом следственные действия; требовать от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, требовать производства ревизий; на основаниях и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом, задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, привлекать в качестве обвиняемых и применять к ним меры пресечения, приостанавливать и прекращать уголовные дела, а также направлять их через прокуратуру в суд.
Как субъект уголовного процесса следователь обладает процессуальной самостоятельностью. В соответствии с ч. 1 ст. 114 УПК при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
В процессе производства по делу следователь может получать различные письменные указания прокурора или начальника следственного отдела, которые даже в случае несогласия обязан выполнить. Однако, если такие указания касаются существа дела (о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), следователь может не согласиться с ними и, не выполняя указаний, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч.2 ст. 114 УПК). Данная норма гарантирует независимость следователя при разрешении уголовных дел.