Уголовный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

694.doc

— 999.00 Кб (Скачать файл)

3) руководящее положение суда  в процессе и предоставление  только суду права принимать  по делу решение.

Одним из направлений судебно-правовой реформы в Украине является дальнейшее развитие состязательного начала в  уголовном судопроизводстве, устранение обвинительного уклона в деятельности суда.

Пленум Верховного Суда Украины  в постановлении N9 "О применении Конституции Украины при осуществлении  правосудия" от 1 ноября 1996 года указал: "Статьей 129 Конституции Украины к основным началам судопроизводства отнесены состязательность сторон, обеспечение доказанности вины, поддержание государственного обвинения, которое в соответствии со ст. 121 Конституции возлагается на прокуратуру Исходя из этого, при предании лица суду необходимо по всем Делам, поступившим в суд с обвинительным заключением, признавать обязательным на основании п.1 ст. 253 УПК участие в судебном заседании прокурора" (п. 18).

Нарушение принципа состязательности является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора (см. п.9 ч. 2 ст. 370 УПК).

23. Субъекты уголовно-процессуальной  деятельности и их классификация

Субъекты уголовного процесса —  это государственные органы, должностные  лица, юридические лица и граждане, которые в ходе осуществления деятельности по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел вступают между собой в процессуальные правоотношения.

Процессуальное положение, выполняемые  функции субъектов уголовного судопроизводства различны. Так, одни субъекты ведут уголовный процесс, другие — отстаивают в деле свои интересы, третьи — вовлекаются в уголовное судопроизводство для выполнения вспомогательных функций.

Указанные различия могут служить  основанием для классификации субъектов  уголовно-процессуальной деятельности на несколько групп:

1. Государственные органы и должностные  лица, ведущие процесс: суд, судья,  прокурор, следователь, начальник  следственного отдела, орган дознания, лицо, производящее дознание. Это  — основные субъекты, без которых невозможна уголовно-процессуальная деятельность.

2. Участники процесса: потерпевший,  гражданский истец, гражданский  ответчик, подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего  потерпевшего и обвиняемого, представители  потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, защитник. Указанные лица защищают в уголовном деле свой или представляемый интерес.

3. Представители общественных организаций  и трудовых коллективов, участвующие  в судебном разбирательстве: общественный  обвинитель, общественный защитник, представители предприятий, учреждений и организаций, где учился или работал несовершеннолетний обвинитель, и других организаций.

4. Иные субъекты, деятельность которых  носит вспомогательный и эпизодический  характер в уголовном процессе: свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, секретарь судебного заседания, педагог и другие. Они не имеют в деле самостоятельного интереса и после выполнения своих функций выбывают из процесса.

24. Суд, судья, народные заседатели  и присяжные в уголовном процессе

Суд — единственный уполномоченный государством орган, на который возложена  функция правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 127 Конституции Украины  правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом  случаях, народные заседатели и присяжные.

На должность профессионального  судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины  не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы в области  права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком (ч.З ст. 127 Конституции).

Первое назначение на должность  профессионального судьи сроком на 5 лет осуществляется Президентом  Украины. Все другие судьи избираются Верховной Радой Украины бессрочно, в порядке, установленном законом (ч.1 ст. 128 Конституции Украины).

Лица, которые в соответствии с  законом назначены или избраны  на должность профессионального  судьи, для осуществления правосудия по уголовным делам наделяются полномочиями, предусмотренными в УПК.

В уголовном процессе суды рассматривают  дела по первой, кассационной и надзорной  инстанциям. Судопроизводство осуществляется судьей единолично, коллегией судей  или судом присяжных (ч.2 ст. 129 Конституции  Украины).

Подавляющее большинство уголовных дел рассматривается по существу единолично судьей, действующим от имени суда (ч.1 ст. 17 УПК). Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет, рассматриваются по первой инстанции коллегиально судом в составе трех профессиональных судей, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении (ч.2 ст. 17 УПК). Если санкция статьи, которая вменяется обвиняемому, предусматривает исключительную меру наказания — смертную казнь, уголовное дело о таком преступлении рассматривается судом в составе двух судей и трех народных заседателей (ч.3 ст. 17 УПК).

В ходе слушания уголовного дела по существу судья единолично или коллегия судей  могут принять решение о возбуждении  уголовного дела по новому обвинению (ст. 276 УПК), в отношении нового лица (ст. 278 УПК), за заведомо ложные показания, неправильный перевод и ложное заключение эксперта (ст. 279 УПК). По окончании слушания по делу судья или коллегия судей рассматривает замечания на протокол судебного заседания, если они представлены участниками процесса (ст. 88 УПК).

Судья единолично или суд решают вопросы, связанные с обращением приговора к исполнению (ст. 404 УПК), другие вопросы, связанные с исполнением  приговора (ст. 409 УПК), а также о  применении принудительных мер медицинского и воспитательного характера (главы 34, 36 УПК).

Судья единолично, кроме вышеперечисленных  полномочий, вправе возбуждать уголовные  дела частного обвинения (ч.1 ст. 27 УПК) и по материалам протокольной формы (ст. 430 УПК); осуществлять судебный контроль за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела, санкционирования ареста, прекращения уголовного дела (ст.ст.2361—2366УПК).

В кассационной и надзорной инстанциях уголовные дела рассматриваются  в составе не менее трех профессиональных судей.

Народные заседатели могут участвовать  в распорядительных заседаниях и  рассмотрении по существу уголовных  дел о преступлениях, за которые  законом предусмотрена исключительная мера наказания — смертная казнь. Поскольку такие дела подсудны областным и приравненным к ним, а также Верховному Суду Украины, народные заседатели фигурируют только в этих звеньях судебной системы. При осуществлении правосудия народные заседатели приравниваются к судьям и обладают правом решающего голоса. Они избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.

Конституция Украины предусматривает  осуществление правосудия судом  присяжных. В настоящее время  это положение является декларативным, поскольку не разработано законодательство, регулирующее порядок формирования суда присяжных и процедуру осуществления им правосудия.

25. Процессуальное положение прокурора  на различных стадиях уголовного  процесса

Ст. 121 Конституции Украины определяет основные направления деятельности, прокуратуры. Ими являются:

1) поддержание государственного  обвинения в суде;

2) представительство интересов  гражданина или государства в  суде в случаях, определенных  законом;

3) надзор за соблюдением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов  при исполнении судебных решений  по уголовным делам, а также  при применении иных мер принудительного  характера, связанных с ограничением  личной свободы граждан.

Указанные функции осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры. Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины и освобождается от должности Президентом Украины. Срок полномочий Генерального прокурора — 5 лет (ст. 122 Конституции). Генеральный прокурор назначает подчиненных ему прокуроров (ст. 15 Закона Украины "О прокуратуре").

На должности прокуроров назначаются  граждане Украины, имеющие высшее юридическое  образование, в возрасте не моложе 25 лет, со стажем работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее трех лет (ст. 46 Закона Украины "О прокуратуре").

В соответствии с ч. 2 ст. 25 УПК прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать  предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Свои полномочия в уголовном  процессе прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и  должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Украины (ч. 3 ст. 25 УПК).

Прокурор в уголовном судопроизводстве:

1) возбуждает уголовные дела  о любых преступлениях;

2) осуществляет надзор за законностью  и обоснованностью возбуждения  уголовного дела и отказа в  возбуждении уголовного дела (ст. 100 УПК);

3) осуществляет надзор за соблюдением  законов органами дознания и  досудебного следствия (ст. 227 УПК);

4) участвует в распорядительном  заседании суда при разрешении  вопроса о предании обвиняемого  суду (ст. 239 УПК), высказывает свое мнение по ходатайствам участников процесса (ст. 240 УПК);

5) является участником судебного  разбирательства при рассмотрении  уголовного дела по существу, поддерживает перед судом государственное  обвинение, представляет свои  соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого, предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав граждан (ст. 264 УПК);

6) вносит кассационные представления на приговор, не вступивший в законную силу, участвует в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, поддерживает доводы кассационного представления и дает свое заключение по делу (ст.ст. 347, 360 УПК);

7) участвует в разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, и высказывает суду свое мнение (ст. 411 УПК);

8) приносит протест в порядке  надзора на приговор, вступивший  в законную силу, участвует в  рассмотрении дела в порядке  судебного надзора, поддерживает  принесенный им протест и высказывает свое мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя соответствующего суда (ст. 390 УПК);

9) приносит протест о возобновлении  уголовных дел по вновь открывшимся  обстоятельствам (ст. 399 УПК).

Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве сводится к выполнению двух функций:

а) осуществление надзора за соблюдением  законов при производстве по уголовному делу;

б) поддержание государственного обвинения. Постановления прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст. 25 УПК).

26. Органы досудебного следствия.  Процессуальное положение следователя  и начальника следственного отдела

В соответствии со ст. 102 УПК органами досудебного следствия являются:

а) следователи прокуратуры,

б) следователи органов внутренних дел,

в) следователи налоговой милиции,

г) следователи органов безопасности

На должности следователей назначаются  граждане Украины, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку и проявившие при этом профессиональную пригодность к следственной работе.

Объем процессуальных полномочий и  процессуальное положение следователя  не зависят от его ведомственной  принадлежности.

Содержание и направление деятельности следователя определяются задачами уголовного судопроизводства. На него возложена обязанность полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства совершенного преступления, выявить всех лиц, причастных к его совершению, доказать их виновность, установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для  допроса, назначать экспертизы, производить  осмотры, обыски и другие предусмотренные законом следственные действия; требовать от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, требовать производства ревизий; на основаниях и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом, задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, привлекать в качестве обвиняемых и применять к ним меры пресечения, приостанавливать и прекращать уголовные дела, а также направлять их через прокуратуру в суд.

Как субъект уголовного процесса следователь обладает процессуальной самостоятельностью. В соответствии с ч. 1 ст. 114 УПК при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В процессе производства по делу следователь  может получать различные письменные указания прокурора или начальника следственного отдела, которые даже в случае несогласия обязан выполнить. Однако, если такие указания касаются существа дела (о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), следователь может не согласиться с ними и, не выполняя указаний, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч.2 ст. 114 УПК). Данная норма гарантирует независимость следователя при разрешении уголовных дел.

Информация о работе Уголовный процесс в Украине