Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций
Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.
2. Быстрое и полное раскрытие преступлений. Преступление считается раскрытым, если установлены событие преступления и лица, его совершившие. Задача быстрого раскрытия преступлений состоит в обязанности органов государства в сроки, предусмотренные законом, установить все обстоятельства события преступления и выявить всех лиц, его совершивших, с тем, чтобы максимально приблизить назначение виновному наказания к моменту совершения преступления Быстрота производства по делу обеспечивает неотвратимость ответственности виновных за совершенное преступление, оказывает воспитательное воздействие как на участвующих в деле лиц, так и на других граждан. Пленум Верховного Суда Украины в постановлении №3 "О сроках рассмотрения судами Украины уголовных и гражданских дел" от 1 апреля 1994 года обратил внимание судей на необходимость повышения персональной ответственности за своевременное и качественное рассмотрение судебных дел "Умышленное нарушение процессуального закона или недобросовестность, повлекшие волокиту при рассмотрении уголовных дел и существенно ограничившее права и законные интересы граждан, следует рассматривать, с учетом конкретных обстоятельств, в качестве ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей судьи"(п. 1). Это в полной мере относится и к органам дознания, досудебного следствия, прокуратуры, которые за вышеуказанные действия должны также нести ответственность.
Полное раскрытие преступлений означает, что по каждому уголовному делу должны быть установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст.ст. 23, 64, 433 УПК). Преступление может считаться полностью раскрытым только после вступления обвинительного приговора в законную силу, а в случаях отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения по нереабилитирующим основаниям после вступления в силу соответствующего постановления органа дознания, следователя, прокурора, судьи или определения суда.
3. Изобличение виновных.
Это требование возлагает на государственные органы, ведущие процесс, обязанность выявить всех лиц, совершивших преступление, и установить виновность каждого из них. Установление виновности является обязательным условием решения вопроса об уголовной ответственности и наказании конкретного лица.
4. Обеспечение правильного
Правильное применение закона означает строгое соблюдение норм уголовно-процессуального, уголовного и иного законодательства при производстве по уголовному делу. Лишь при этом условии открывается возможность подвергнуть виновного справедливому, соответствующему тяжести содеянного наказанию, и оградить невиновного от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения. Неправильное применение закона является основанием для отмены принятых по делу решений и возвращения уголовного дела на ту стадию, где было допущено нарушение (п.2 ч. 1 ст. 246, ст.ст. 281, 370, 371 УПК).
2. Понятие стадии уголовного процесса. Система уголовного процесса Украины
Производство по уголовному делу осуществляется в определенной последовательности, проходит ряд этапов, которые именуются стадиями уголовного процесса.
Стадия уголовного процесса - это относительно обособленная его часть, характеризующаяся конкретными задачами, особым кругом участников, спецификой уголовно-процессуальных действий и правоотношений, а также кругом процессуальных решений.
Каждая предыдущая стадия отделяется от последующей итоговым процессуальным решением, завершающим цикл процессуальных действий и отношений и влекущим переход дела на новую ступень.
В настоящее время в уголовном процессе Украины насчитывается восемь стадий.
1) возбуждение уголовного дела;
2) предварительное расследование;
3) предание обвиняемого суду;
4) судебное разбирательство;
5) кассационное производство;
6) исполнение приговора;
7) производство в порядке
8) возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
В проекте нового УПК Украины предусмотрено введение апелляционного производства.
В стадии возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор, судья проверяют зарегистрированную информацию о совершенном или готовящемся преступлении и решают вопрос о том, имеются ли предусмотренные в законе основания для начала производства по уголовному делу. При положительном решении этого вопроса указанные должностные лица принимают решение о возбуждении уголовного дела и начинается предварительное расследование.
Во время предварительного расследования
орган дознания, следователь собирают,
проверяют и оценивают
В стадии предания суду судья единолично или суд в распорядительном заседании изучают материалы досудебного следствия и определяют, имеются ли достаточные основания для рассмотрения уголовного дела в судебном разбирательстве по существу. При положительном решении этого вопроса обвиняемый предается суду и становится подсудимым.
Судебное разбирательство
При наличии кассационных жалоб
участников процесса или кассационного
представления прокурора
Если в течение срока, установленного законом, участники процесса не обжалуют приговор, а прокурор не внесет кассационное представление, приговор вступает в законную силу и приводится в исполнение.
В тех случаях, когда приговор, вступивший в законную силу, окажется незаконным и необоснованным, указанные в УПК должностные лица областных прокуратур и Генеральной прокуратуры, а также областных судов и Верховного Суда Украины вправе его опротестовать. Такой протест рассматривается судами надзорной инстанции на основании тех доказательств, которые получены в суде первой инстанции.
По протестам соответствующих прокуроров возобновляются также дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Уголовный процесс построен таким образом, что каждая последующая стадия является контролирующей по отношению к предыдущей. Совокупность стадий, связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства, образует систему уголовного процесса Украины.
Уголовное дело в своем движении необязательно проходит все стадии. Большое количество уголовных дел, не доходя до суда, прекращаются в стадии предварительного расследования, а также в стадиях предания суду и судебного разбирательства. По делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, предварительное расследование вообще не производится.
3. Понятие и виды уголовно-
Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда неоднородна по своему содержанию и осуществляется по нескольким направлениям. Основные направления деятельности субъектов уголовного судопроизводства, обусловленные их ролью и назначением в процессе, называются уголовно—процессуальными функциями.
В уголовном процессе Украины выделяют три основные функции.
1. Функция обвинения — это
деятельность субъектов
2. Функция защиты — это деятельность субъектов уголовного процесса, направленная на опровержение обвинения, установление невиновности лица и смягчение его ответственности. Эта функция осуществляется подозреваемым и обвиняемым, их законными представителями, защитником, общественным защитником.
3. Функция правосудия — это
деятельность суда по
Помимо указанных, в уголовном процессе существуют также функции расследования, поддержания гражданского иска и защиты от 'него, прокурорского надзора за точным и единообразным соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия.
4. Понятие, система и источники уголовно-процессуального права
Уголовно-процессуальное право является самостоятельной отраслью в системе права Украины, отличающейся от других отраслей права присущим только ему предметом и методом правового регулирования.
Уголовно-процессуальное право представляет
собой систему нормативных предписаний,
регулирующих общественные отношения,
которые складываются в процессе возбуждения,
расследования, рассмотрения и разрешения
уголовных дел. Доминирующим в сфере уголовно-процессуального
регулирования является метод власти
— подчинения (например, в правоотношении
"следователь"-"подозреваемый")
Что касается соотношения понятий "уголовный процесс" и "уголовно-процессуальное право", то они неравнозначны. Уголовный процесс представляет собой деятельность органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда, которая регулируется нормами уголовно-процессуального права. Иначе говоря, уголовно-процессуальное право регламентирует уголовный процесс. Термин "уголовный процесс" лишь изредка употребляется для условного обозначения соответствующей отрасли права.
Система уголовно-процессуального права — это его внутреннее строение, которое можно выразить схемой:
норма — институт — отрасль.
Уголовно-процессуальная норма — это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов уголовно-процессуальной деятельности, обеспеченное на случай нарушения силой государственного принуждения.
Как и любая норма права, уголовно-процессуальная норма имеет трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). Уголовно-процессуальные нормы подразделяются на обязывающие (императивные) (например, ч. 2 ст. 21, ст. 22, ст. 53 УПК), уполномачивающие (диспозитивные) (например, ст.ст. 7, 43, ч. 3 ст. 49 УПК), запрещающие (например, ч. 3 ст. 22 УПК). Уголовно-процессуальные нормы объединяются в процессуальные институты.
Уголовно-процессуальный институт — это совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в пределах отрасли права (институт мер пресечения ст.ст. 148-165 УПК; институт защиты ст.ст. 44-48 УПК; институт следственных действий ст.ст. 166-205 УПК).
Уголовно-процессуальные институты в целом и составляют отрасль уголовно-процессуального права.
Единственным источником уголовно-процессуального права является закон, то есть принятый высшим законодательным органом государства нормативный акт. Решения Верховного Суда Украины по конкретным уголовным делам, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины, ведомственные нормативные акты МВД и Генеральной прокуратуры Украины не являются источниками уголовно-процессуального права, поскольку они содержат не новые нормы права, а лишь разъяснения действующих правовых норм, содержащихся в законах.
5. Уголовно-процессуальная форма и ее значение
Уголовно-процессуальное право устанавливает строгий порядок производства по уголовным делам: последовательность движения уголовного дела от одной стадии к другой, круг участников процесса на различных стадиях и их процессуальный статус, основания, условия и порядок производства следственных действий по собиранию доказательств, перечень источников доказательств, основания и процессуальный порядок применения различного рода мер уголовно-процессуального принуждения, порядок процессуального оформления совершенных действий и принятых решений. Такой порядок производства по делам в целом и отдельных процессуальных действий в уголовном судопроизводстве принято называть процессуальной формой.
Уголовно-процессуальная форма — это закрепленная уголовно—процессуальным правом структура всего уголовного процесса в целом и отдельных его стадий, условия, последовательность, порядок совершения процессуальных действий и оформления их в правовых актах.
Процессуальная форма создает детально урегулированный, устойчивый, юридически определенный, строго обязательный, стабильный правовой режим производства по уголовному делу, отвечающий задачам судопроизводства и его принципам. Поэтому отклонения от процессуальной формы недопустимы. Строгое соблюдение предусмотренной законом процессуальной формы является необходимым условием всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, установления истины и принятия по нему законного, обоснованного и справедливого решения.
Установленный в законе порядок производства един для всех уголовных дел, независимо от характера и тяжести преступления, что является гарантией защиты от произвола должностных лиц, ведущих процесс. Вместе с тем в уголовно— процессуальном законодательстве предусмотрены и особые производства: по делам частного обвинения, о применении принудительных мер медицинского характера, протокольной формы досудебной подготовки материалов, о преступлениях несовершеннолетних.