Государственное регулирование в области использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из выше сказанного является необходимым и целесообразным изучение темы «государственное регулирование в области использования и охраны земель».
Целью данной работы является комплексное изучение правовых норм отечественного законодательства касающихся государственного регулирования использования и охраны земель, а также научных изысканий отечественных ученых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Функции государства в области использования и охраны земель..4
Органы государственного управления земельными ресурсами…………………………………………………………….11
Экономический механизм использования и охраны земель……..19
Земли особо охраняемых территорий……………………………...21
Ответственность за нарушение земельного законодательства…..24
Заключение……………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая земельное право.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Статья 248 УК РФ устанавливает: нарушение правил безопасности при  обращении с микробиологическими  либо другими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда  здоровью человека или по неосторожности его смерть, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, наказывается как уголовное преступление.

Нарушения правил безопасности в названных случаях могут  быть в виде активных действий или  бездействия. Они определены в ряде правовых актов, прежде всего в Федеральном законе от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"

Статьей 250 УК РФ ответственность  установлена за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Более опасными признаются те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или по неосторожности его смерть или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ст. 250 УК РФ).

Статья 253 УК РФ предусматривает  ответственность за нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и  об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно этой статье незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства признаются уголовно наказуемыми деяниями.

Порча земли и причинение вреда другим природным объектам. Статья 254 УК РФ устанавливает ответственность  за порчу земли: отравление, загрязнение  или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Те же деяния, совершенные  в зоне экологического бедствия или  в зоне чрезвычайной экологической  ситуации или повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются более  строгими мерами, связанными с лишением свободы.

Статья 255 УК РФ признает преступлениями нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в  эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих  предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

В статье 262 УК РФ предусматривается  ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Согласно этой статье признается преступлением нарушение режима заповедников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо  охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особо природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории являются объектами общенационального достояния.

 

Значительный ущерб, по ст. 262 УК РФ, может выражаться в уничтожении  отдельных памятников природы, отдельных  комплексов и т.п. Размеры ущерба и его значительность устанавливаются в каждом отдельном случае с учетом обстоятельств дела.

При применении статей УК РФ часто возникает непростой  вопрос о разграничении условий  применения уголовной либо административной ответственности.

В случае возникновения  трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного  проступка особое внимание следует  уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав правонарушения, последствия противоправного деяния, размеры нанесенного вреда и причиненного ущерба. В основном разграничение уголовно наказуемых действий и административного проступка необходимо проводить по признакам наличия или отсутствия крупного (значительного) ущерба, вреда здоровью людей и т.д.

Административная ответственность за земельные правонарушения налагается за совершенные административные проступки, указанные в законе, т.е. в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и законах субъектов РФ. В отличие от дисциплинарного административный проступок является деянием, как связанным с выполнением должностных функций или трудовых обязанностей, так и не связанным с ними. Еще одна особенность: за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами, т.е., например, органами контроля и надзора за исполнением законодательства в области рационального использования и охраны земель. И наконец, существенной особенностью административной ответственности является то, что она может выражаться, как правило, в виде штрафа, размер которого зависит от характера правонарушения. За дисциплинарные же проступки штраф налагать запрещается. Административный штраф (в дальнейшем - штраф) - весьма существенная и часто применяемая на практике мера воздействия на нарушителей земельного и экологического законодательства. Он налагается на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Нарушение общих правил и требований. Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает штраф, налагаемый на названных лиц, за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов.

По статье 8.2 штраф  налагается на тех же лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении  и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статья 8.3 предусматривает  штраф за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения  с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.

По статье 8.4 налагается штраф на граждан, должностных лиц  или юридических лиц за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической  экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, наказывается также штрафом.

Статья 8.5 устанавливает  штраф за сокрытие, умышленное искажение  или несвоевременное сообщение  полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Вред и другие нарушения  законодательства. Статья 8.6 КоАП РФ устанавливает  ответственность за порчу земель. Согласно этой статье самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на виновных граждан или должностных лиц, а также юридических лиц. Штраф налагается также за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Объектами названных  правонарушений являются сельскохозяйственные и иные земли, т.е. любые виды земельных  участков (угодий), освоенные, осваиваемые, неосваиваемые, независимо от форм собственности или характера владения, в том числе земли: сельскохозяйственного назначения, т.е. предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей); предоставленные гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; предоставленные кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства; предоставленные сельскохозяйственным государственным кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства; предоставленные научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; предоставленные несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства; земли населенных пунктов; земли, занятые под нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др.; природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фондов, а также земли запаса.

Статья 8.7 устанавливает ответственность в виде штрафа за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.

Статья 8.8 устанавливает  штраф за использование земель не по целевому назначению, а также за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Статья 8.9 признает административным проступком и наказывает штрафом  за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение  недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Статья 8.10 предусматривает  ответственность (штраф) за нерациональное использование недр, т.е. за выборочную (внепроектную) отработку месторождений  полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

Статья 8.12 предусматривает штраф за нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

Статья 8.13 устанавливает  штраф за нарушение водоохранного  режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение  указанных объектов или другие вредные  явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.

По статье 8.17 наказуемы  штрафом: самовольная прокладка  или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; самовольное либо с нарушением правил захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Статья 8.26 предусматривает  штраф за нарушение правил осуществления  побочного лесопользования: сенокошение, выпас скота без лесного билета или на участках, где это запрещено, а равно выпас скота на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо нарушение сроков или норм выпаса скота; самовольный сбор, порчу либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот; размещение ульев и пасек, заготовку древесных соков, сбор или промысловую заготовку дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленных объемов или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовку или продажу растений, в отношении которых это запрещено.

Информация о работе Государственное регулирование в области использования и охраны земель