– подготовить проект планировки
застроенной территории, включая проект
межевания застроенной территории, в отношении
которой принято решение о развитии, в
соответствии с градостроительным регламентом
и местными нормативами градостроительного
проектирования (при их отсутствии - в
соответствии с утвержденными органом
местного самоуправления расчетными показателями
обеспечения такой территории объектами
социального и коммунально-бытового назначения,
объектами инженерной инфраструктуры);
– создать либо приобрести,
а также передать в государственную или
муниципальную собственность благоустроенные
жилые помещения для предоставления гражданам,
выселяемым из жилых помещений, предоставленных
по договорам социального найма, договорам
найма специализированного жилого помещения
и расположенных на застроенной территории,
в отношении которой принято решение о
развитии;
– уплатить выкупную цену за
изымаемые на основании решения органа
местного самоуправления, принятого в
соответствии с жилищным законодательством,
жилые помещения в многоквартирных домах,
признанных аварийными и подлежащими
сносу и расположенных на застроенной
территории, в отношении которой принято
решение о развитии, и земельные участки,
на которых расположены такие многоквартирные
дома, за исключением жилых помещений
и земельных участков, находящихся в собственности,
в том числе в общей долевой собственности,
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования,
в случае если таким собственникам были
переданы жилые помещения в соответствии
с п. 4 ч. 3 ст. 46.2 ГрК РФ;
– осуществить строительство
на застроенной территории, в отношении
которой принято решение о развитии, в
соответствии с утвержденным проектом
планировки застроенной территории.
Другая сторона договора (орган
местного самоуправления) обязуется создать
необходимые следующие условия для выполнения
обязательств:
– утвердить проект планировки
застроенной территории, включая проект
межевания застроенной территории, в отношении
которой принято решение о развитии, в
соответствии с градостроительным регламентом
и местными нормативами градостроительного
проектирования (при их отсутствии - в
соответствии с утвержденными органом
местного самоуправления расчетными показателями
обеспечения такой территории объектами
социального и коммунально-бытового назначения,
объектами инженерной инфраструктуры);
максимальные сроки выполнения указанного
обязательства;
– принять в установленном
порядке решение об изъятии путем выкупа
жилых помещений в многоквартирных домах,
признанных аварийными и подлежащими
сносу и расположенных на застроенной
территории, в отношении которой принято
решение о развитии, а также земельных
участков, на которых расположены такие
многоквартирные дома; максимальные сроки
выполнения указанного обязательства;
– после выполнения лицом, заключившим
договор с органом местного самоуправления,
обязательств по договору предоставить
указанному лицу без проведения торгов
в соответствии с земельным законодательством
для строительства в границах застроенной
территории, в отношении которой принято
решение о развитии, земельные участки,
которые находятся в муниципальной собственности
или государственная собственность на
которые не разграничена (если распоряжение
такими земельными участками осуществляется
органом местного самоуправления) и которые
не предоставлены в пользование и (или)
во владение гражданам и юридическим лицам;
максимальные сроки выполнения указанного
обязательства.
Договором могут быть предусмотрены
иные обязательства сторон в соответствии
с ч. 4 ст. 46.2 ГрК РФ.
Договор заключается органом
местного самоуправления с победителем
открытого аукциона на право заключить
такой договор или иным лицом в соответствии
с ч. ч. 25 и 28 ст. 46.3 ГрК РФ.
Следует заметить, что такой
вид договора, как договор о развитии территорий,
Гражданскому кодексу Российской Федерации незнаком. ГрК РФ не именует договор о развитии
территорий разновидностью какого-либо
договора, установленного в ч. 2 ГК РФ. Но отдельные признаки такого
договора, как представляется, сближают
его с договором подряда (гл. 37 «Подряд» ГК РФ). В то же время
сходство с договором подряда нельзя считать
полным, хотя бы с той точки зрения, что
заказчик по договору подряда обязан оплатить
работы, тогда как договор о развитии территорий
оплаты производимых работ не требует.
Имеются и иные отличия между этими двумя
договорами.
Порядок организации и проведения
аукциона на право заключить договор о
развитии застроенной территории установлен ст. 46.3 ГрК РФ. Аукцион на право заключить
договор о развитии застроенной территории
является открытым по составу участников
и форме подачи заявок. Решение о проведении
аукциона принимается главой местной
администрации.
В качестве организатора аукциона
выступает орган местного самоуправления,
принявший решение о развитии застроенной
территории, или действующая на основании
договора с ним специализированная организация.
Орган местного самоуправления, принявший
решение о проведении аукциона, определяет
начальную цену предмета аукциона, сумму
задатка и существенные условия договора.
Методика определения начальной цены
предмета аукциона может быть установлена
субъектом Российской Федерации. Таким
образом, хотя торги по предоставлению
земельного участка в данном случае не
проводятся, тем не менее, проведение торгов
общей процедурой развития территорий
все же предусмотрено.
Так, Градостроительным кодексом
определены градостроительные требования
к использованию земельных участков в
городских и сельских поселениях, в том
числе при их застройке (ст. 56).
Следует отличать основания
и порядок предоставления земельных участков
для строительства от общих условий реализации
прав на землю правообладателями. Так ст. ст. 40, 41 ЗК РФ установлено, что собственники,
пользователи, владельцы земельных участков
обладают правом возводить постройки
на своих земельных участках. Также согласно ст. 263 ГК РФ установлено общее право
лиц, владеющих земельным участком на
праве собственности, на застройку такого
участка: собственник земельного участка
может возводить на нем здания и сооружения,
осуществлять их перестройку или снос,
разрешать строительство на своем участке
другим лицам. Эти права осуществляются
при условии соблюдения градостроительных
и строительных норм и правил, а также
требований о целевом назначении земельного
участка. Кроме того, если иное не предусмотрено
законом или договором, собственник земельного
участка приобретает право собственности
на здание, сооружение и иное недвижимое
имущество, возведенное или созданное
им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона о введении
в действие ЗК РФ с 1 января 2010 г. при отсутствии
правил землепользования и застройки
предоставление земельных участков для
строительства из земель, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, с предварительным согласованием
мест размещения объектов не осуществляется.
Настоящее правило не относится к земельным
участкам, на которые не распространяется
действие градостроительных регламентов
или для которых градостроительные регламенты
не устанавливаются, а также к земельным
участкам, предоставляемым в соответствии
с документами территориального планирования
РФ и документами территориального планирования
субъектов РФ.
При сопоставлении норм п. п. 1, 4 и 11 настоящей статьи можно сделать вывод о том,
что при предоставлении земельных участков
для целей, указанных в п. 11, проведение
торгов не требуется.
Проведя проверку представленных
документов, прокуратура скорей всего
вынесет предписания по факту обращения
данного предпринимателя. Предприниматель
получит ответ о том, что его жалоба рассмотрена
по факту обращения была проверка и вынесено
предписание. Это только в том, случае
если предприниматель обратился в администрацию
в положенной форме.
Задача 3
Гражданин Смирнов приобрел
в собственность у гражданина Петрова
земельный участок площадью 0,12 га для
индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок располагался на берегу
озера. Гражданин построил жилой дом и
установил железобетонный забор, отделяющий
границы его земельного участка. Забор
был установлен по границе земельного
участка и до уреза воды, тем самым был
перекрыт свободный проход по берегу озера
гражданам, отдыхающим на озере. Жители
поселка лишились возможности прогона
скота на водопой. При осмотре земельного
участка выяснилось, что:
- исчезли межевые знаки,
определяющие границы земельного
участка (по документам граница
земельного участка проходила
в трех метрах от уреза воды),
- разрешения на строительство
забора и каменного строения
на расстоянии 1,5 метров от уреза
воды получено не было,
- срублены деревья по
берегу озера.
Какие нарушения допущены гражданином
Смирновым? Какие санкции могут быть применены
к гражданину Смирнову? Каков порядок
составления протокола о нарушении земельного
законодательства?
В соответствии со ст. 7.1 Кодекса РФ об административных
правонарушениях самовольное занятие
земельного участка или использование
земельного участка без оформленных в
установленном порядке правоустанавливающих
документов на землю, а в случае необходимости
без документов, разрешающих осуществление
хозяйственной деятельности, влечет наложение
административного штрафа на граждан
в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
на должностных лиц - от одной тысячи до
двух тысяч рублей; на юридических лиц
- от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие
государственный контроль за использованием
и охраной земель, рассматривают дела
об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки
права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии
земель), ст. ст. 8.6 - 8.8 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 23.21 КоАП РФ рассматривать дела
об административных правонарушениях
от имени органов, указанных в ч. 1 данной статьи, вправе:
1) главный государственный
инспектор Российской Федерации
по использованию и охране
земель, его заместители;
2) главные государственные
инспектора субъектов Российской
Федерации по использованию и
охране земель, их заместители;
3) главные государственные
инспектора городов и районов
по использованию и охране
земель, их заместители.
Исходя из ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных КоАП
РФ, составляются должностными лицами
органов, уполномоченных рассматривать
дела об административных правонарушениях
в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции
соответствующего органа.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо
случаев, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, протоколы об административных
правонарушениях вправе составлять должностные
лица федеральных органов исполнительной
власти, их учреждений, структурных подразделений
и территориальных органов, а также иных
государственных органов в соответствии
с задачами и функциями, возложенными
на них федеральными законами либо нормативными
правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской
Федерации, в том числе должностные лица
органов внутренних дел (милиции). Исходя
из изложенных норм составление протокола
об административном правонарушении в
компетенцию муниципального инспектора
не входит. Дела об административных правонарушениях
по ст. 7.1 КоАП РФ рассматривают должностные
лица органов, осуществляющих государственный
контроль за использованием и охраной
земель. Протоколы об административных
правонарушениях составляют должностные
лица указанных выше органов, а также органов
внутренних дел (милиции).
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» установлено,
что муниципальный земельный контроль
осуществляется на землях поселений, межселенных
территорий, а также на землях городского
округа.
В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку взаимодействия
органа, осуществляющего муниципальный
земельный контроль, и управления Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости
по субъекту Российской Федерации, направленными
Письмом Роснедвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644,
муниципальный земельный контроль осуществляется
на территории соответствующего муниципального
образования в форме проверок и фиксирования
выявленных нарушений в соответствующем
акте (акте выявления земельного правонарушения)
с последующей передачей материалов в
органы государственного земельного контроля
для возбуждения дела об административном
правонарушении.
В соответствии с вышеизложенным
органы муниципального земельного контроля
не вправе осуществлять административное
производство по выявленным правонарушениям
в сфере земельного законодательства.
Таким образом, инспектор муниципального
земельного контроля при выявлении нарушения
земельного законодательства, выразившегося
в самовольном занятии земельного участка,
не вправе составлять протокол об административном
нарушении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые
акты
Конституция Российской
Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) в редакции от 30 декабря
2008 г // СЗ РФ. 2009.№4 Ст 445
Земельный кодекс Российской
Федерации от 28.10.2001г. №136 ФЗ// СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32
ст. 3301.
Лесной Кодекс РФ
от 29.01.97 № 22 – ФЗ,
принят Гос. Думой
22.01.97.
Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51 ФЗ//
СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32
ст. 3301.
Градостроительный кодекс Российской
Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от
21.07.2011).
Федеральный закон от 06.10.2003
N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (с изм.
и доп., вступающими в силу с
02.08.2011).
«Комментарий к Земельному
кодексу Российской Федерации
от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ» (постатейный
отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков
«Юстицинформ», 2009).
Постановления ФАС Западно-Сибирского
округа от 07.09.2010 по делу N А45-2890/2010, ФАС
Уральского округа от 03.12.2009 N Ф09-8530/09-С6 по делу
N А76-4758/2009-63-92, отмененное Постановлением Президиума