Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

В течение многих тысяч лет человеческая деятельность не наносила природе заметного ущерба. Если в какой-либо местности истощались ресурсы, люди откочевывали в другие районы. Там они выжигали лес и возделывали освободившиеся участки, или находили иное пропитание. В сообществах охотников-собирателей существовала полная гармония между потребностями человека и возможностями природы; такой уклад жизни сохранился и по сей день у бушменов Калахари, аборигенов Австралии и эскимосов

Содержание работы

Введение
1. Понятие, задачи и виды мониторинга земель
2. Содержание и структура мониторинга
3. Правовая, нормативная и экономическая база
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мониторинг земель(1).docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни:

1. Мониторинг земель Российской  Федерации;

2. Мониторинг земель республик  в составе Российской Федерации,

3. Автономных областей  и автономных округов, краев и  областей;

4. Мониторинг земель районов  и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

1. Мониторинг земель сельскохозяйственного  назначения;

2. Мониторинг земель населенных  пунктов;

3. Мониторинг земель объектов  промышленности, транспорта, связи, обороны  и иного назначения;

4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного  и историко-культурного назначения;

5. Мониторинг земель лесного  фонда;

6. Мониторинг земель водного  фонда;

7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системой Земли с целью предупреждения о возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках.

Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданных органами.

Региональный мониторинг - это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.)

Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг.

Фоновый мониторинг это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных фактов.

По происхождению изменения состояния земель мониторинг подразделяют на:

1. Эволюционный (связанный  с историческими процессами развития);

2. Цикличный (связанный с  суточными, сезонными, годовыми или  иными периодами изменений природного  характера);

3. Антропогенный (связанный  с человеческой деятельностью);

4. Чрезвычайный (связанный  с промышленными авариями, стихийными  и экологическими бедствиями  и катастрофами и др.).

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на:

 

1. Базовые (исходные, фиксирующие  состояние объектов наблюдений  на момент начала ведения мониторинга  земель);

2. Периодические (проводимые  через один год и более, т.е. с определенными интервалами);

3. Оперативные (проводимые  непрерывно);

4. Ретроспективные (исторический  анализ предшествующих наблюдений).

Цели и задачи мониторинга земель обуславливают следующие принципы его ведения:

1. Взаимной совместимости  и сопоставимости разнородных  данных, который основан на применении  единых классификаторов, форматов, данных нормативно-технической базы, единой государственной системы  координат и высот. Это основной  принцип ведения мониторинга  земель;

2. Единство методов и  технологий, согласованность ведения  мониторинга земель;

3. Достоверности и точности - соответствия данных мониторинга  земель фактическому состоянию  и использованию земельного фонда;

4. Полноты сведений мониторинга - информация должна быть полной  и достаточной для решения  конкретных задач.

5. Непрерывности ведения  мониторинга земель.

6. Наглядности (использование  карт, атласов, схем).

7. Доступности (за исключением  сведений, составляющих государственную  или коммерческую тайну).

8. Экономичности и эффективности (применение методов, технологий, способов, обеспечивающих получение, систематизацию  и хранение данных мониторинга  земель).

9. Централизованного руководства (проведение мониторинга по единой  методике в масштабе Российской  Федерации и из единого центра).

 

 

3. Правовая, нормативная  и экономическая база

 

Правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

Конституцией России2 закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"3 регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т.п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти. Однако закон исходит также из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений.

Закон возлагает на предприятия обязанность осуществления производственного, санитарного и экологического контроля с целью предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Закон РФ "Об охране окружающей среды"4. Впервые в истории российского законодательства данным законом провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"5 направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие "охрана земель" включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Кодексом РФ об административных правонарушениях6 установлена административная ответственность за различные нарушения в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации7, принятым 13 июня 1996г. и вводимым в действие с 1 января 1997г., предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989г). В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995г. № 670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996г. № 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Материалы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта, работающего на этилированном бензине, появились почти полвека назад. В 1947г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены "Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина".

 

 

Заключение

 

Мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель. В соответствии с международными научно-техническими программами Российская Федерация может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.

При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:

— эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);

— цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);

— антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);

— чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями). Основными задачами мониторинга земель являются:

— своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение Государственного земельного кадастра, рациональное землепользование и землеустройство, контроль за использованием и охраной земель.

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:

— состояния землепользовании, угодий, полей, участков;

— процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;

— состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

— процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

— состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений.

Информация о работе Понятие, задачи и виды мониторинга земель