Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:04, дипломная работа
Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач. Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне. Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории России. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования – естественную среду его обитания.
Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда…………………………………………………………………………………
1.1. Понятие о общая характеристика лесного фонда и его земель. Категории земель лесного фонда……………………………………………………………….
1.2. Право лесопользования и правовые основы использования участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
II Глава. Правовые формы использования земель лесного фонда…………………
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты…………………….
2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования…………………………………………………………………………….
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………………….
2.4. Концессия участков лесного фонда………………………………………………
III Глава. Проблемы реализации прав на использование участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
3.1. Проблемы связанные с развитием лесных отношений…………………………
3.2. Меры повышения эффективности правового регулирования использования участков лесного фонда………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………………..
1.К землям лесного фонда в зависимости от целевого назначения расположенных на них лесов относятся земли защитных лесов, земли эксплуатационных лесов и земли резервных лесов.
ЗК РФ вслед за ЛК РФ подразделяет земли на лесные и нелесные, Состав лесных земель определяется указанными кодифицированными актами идентично. А вот правовой режим нелесных земель регламентируется по разному. Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе, перечисляя в ст.8, что входит в состав нелесных земель. ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде. Поэтому, при определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.9
В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения. Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться. Учитывая указанные особенности земель лесного фонда, законодатель в п.2 ст.101 ЗК РФ требует отграничить их от земель иных категорий.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» лесной фонд не является объектом землеустройства.10 ЛК требует проводить на землях лесного фонда только лесоустройство. Данная специфическая особенность земель лесного фонда отражена в правовой норме ЗК РФ, которая говорит об определении границ этих земель в соответствии с материалами лесоустройства. Еще одна особенность, присущая землям лесного фонда состоит в том, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда. На основании ст.9 ЛК РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда применяются положения земельного законодательства о земельных участках, если иное не установлено ЛК РФ. Для того, чтобы вопрос был полностью раскрыт необходимо обозначить основы правового регулирования и сущность лесоустройства. Лесоустройство регламентируется ст.72-74 ЛК РФ и Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде Российской Федерации, утвержденной Приказом Рослесхоза от 15.12.94 N 265.11 Из содержания указанных правовых актов следует, что лесоустройство занимает приоритетное положение в достижении поставленных перед лесным хозяйством целей и заключается в проведении мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и по осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. В процессе лесоустройства осуществляются: а) определение границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда; б) выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда; в) инвентаризация лесного фонда; г) выявление реликтовой растительности и особо защитных участков леса; д) обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы; е) определение расчетных лесосек; ж) иные лесоустроительные действия. К документам лесоустройства относятся лесоустроительные проекты и иные документы.
Очень важно при решении вопроса об отграничении земель лесного фонда от земель иных категорий учитывать специфический состав и структуру, а также особенности правового режима земель лесного фонда, которые определены на законодательном уровне не в земельном, а в лесном законодательстве. В п.2 ст.101 ЗК РФ закреплено правило, согласно которому данные о границах земель лесного фонда должны заноситься в государственный земельный кадастр. Данная норма дополняет ст.12 Федерального Закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», закрепляющей требования к составу сведений государственного земельного кадастра. «В настоящее время в федеральных законах нет четких положений об определении границ земель различных категорий, за исключением земель лесного фонда и земель поселений. Указанное исключение обусловлено значением и спецификой правового режима данных земель» - пишет Бархатов М.В.12
В зависимости от правового режима защитные леса подразделяются на следующие категории:
1) расположенные на особо
охраняемых природных
2) расположенные в водоохранных зонах;
3) выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;
в) зеленые зоны, лесопарки;
г) городские леса;
д) расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры (п.2 ст.102 ЛК РФ).
Рассмотрим особенности правового режима каждой из перечисленных категорий лесов. Правовой режим включает:
- перечень объектов, на
территории которых
- порядок передачи участков лесов данной категории для использования,
- перечень допустимых
видов использования и
1) Правовой режим лесов,
расположенных на особо
К лесам данной категории относятся леса, расположенные на территориях:
- государственных природных заповедников,
- национальных парков,
- природных парков,
- памятников природы,
- государственных природных заказников,
- иных установленных
На территориях лесов данной категории запрещается:
- использование токсичных
химических препаратов для
- проведение рубок лесных насаждений на территориях государственных природных заповедников. На иных участках допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников;
- проведение сплошных
рубок лесных насаждений, если
иное не предусмотрено
2) Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах.
Понятие водоохранной зоны дано в ст.65 Водного Кодекса РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.13
Ширина водоохранной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии, определяется для рек и ручьев в зависимости от удаленности от истока, для озер и водохранилищ в размере 50 метров, для моря - 500 метров. Ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в водоохранных зонах устанавливаются как Водным Кодексом и Земельным Кодексом РФ.
Так, согласно п.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников,
мест захоронения отходов
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств.
В границах прибрежных защитных полос запрещаются также :
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Статья 104 ЛК РФ запрещает в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводить сплошные рубки лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
3) Правовой режим лесов,
выполняющих функции защиты
В лесах данной категории запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а выборочные рубки лесных насаждений проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:
1) использование токсичных
химических препаратов для
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
4) Что касается правового
режима ценных лесов, то в них
запрещается проведение
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п.3 ст.12, п.1 ст.108 ЛК РФ). В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всеми предусмотренными ст.25 ЛК РФ видами:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего
хозяйства и осуществление
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация:
- представляют собой
- лесные участки
- на лесных плантациях
проведение рубок лесных
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по
геологическому изучению недр, разработка
месторождений полезных
- лесные участки
- допускается вырубка
деревьев, кустарников, лиан, в том
числе в охранных зонах и
санитарно-защитных зонах, предназначенных
для обеспечения безопасности
граждан и создания
- объекты, связанные с
осуществлением данной
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов:
- лесные участки используются
в соответствии с водным
- допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;
- по окончании эксплуатации
гидротехнические сооружения
13) строительство, реконструкция,
эксплуатация линий
- допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;
- лесные участки
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов:
Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда