Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:04, дипломная работа
Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач. Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне. Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории России. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования – естественную среду его обитания.
Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда…………………………………………………………………………………
1.1. Понятие о общая характеристика лесного фонда и его земель. Категории земель лесного фонда……………………………………………………………….
1.2. Право лесопользования и правовые основы использования участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
II Глава. Правовые формы использования земель лесного фонда…………………
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты…………………….
2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования…………………………………………………………………………….
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………………….
2.4. Концессия участков лесного фонда………………………………………………
III Глава. Проблемы реализации прав на использование участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
3.1. Проблемы связанные с развитием лесных отношений…………………………
3.2. Меры повышения эффективности правового регулирования использования участков лесного фонда………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………………..
3.2. Меры повышения
эффективности правового
На мой взгляд, для повышения эффективности правового регулирования использования участков лесного фонда предлагаю следующее:
1. Сформулировать понятие лесных отношений, для чего часть 1 ст.3 Лесного кодекса РФ изложить в следующей редакции: «1. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, к которым относятся отношения, складывающиеся между субъектами лесного права по поводу использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, использования лесных участков, лесных насаждений, а также прав пользования названными объектами».
2. Внести изменения в
часть 1 ст.101 ЗК РФ с целью приведения
ее в соответствие с
3. В ст.1 ЛК РФ закрепить принципы:
- гласности и открытости
распоряжения и пользования
- учета интересов населения, проживающего на территориях, занимаемых лесами или в непосредственной близости от них.
4. Закрепленный в ст.1 ЛК РФ принцип участия граждан и общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса, конкретизировать применительно к обеспечению общественного участия в ходе перевода земель лесного фонда в земли других категорий и в процедуре передачи лесных участков в аренду, для чего пункт 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ изложить в следующей редакции: « Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Необходимым условием объявления аукциона на заключение договора аренды лесного участка защитных лесов является учет мнения населения соответствующей территории, выявляемого на общественном слушании, проводимом в порядке, установленном Правительством РФ».
5. Для предупреждения
скрытой приватизации лесов
«5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
13) занятые лесами земель
обороны и безопасности, лесами
водоохранных зон, защитными лесами,
зелеными зонами населенных
14) служащие традиционными
местами отдыха населения, сбора
даров леса для личного
6. Разработать и утвердить в установленном порядке Положение устанавливающее основания и порядок введения ограничений использования лесов (ст.27 ЛК РФ).
7. Усилить гарантии охраны
и использования лесов по
8. Установить порядок
установления ограничения
9. Разработать и утвердить
в установленном порядке
10. Ограничить срок аренды 25-ю годами, для чего:
- изложить ч.3 ст.72 Лесного
кодекса РФ в следующей
- изложить ч.5 ст.72 ЛК РФ в следующей редакции: «Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
11. Ввести в ЛК РФ статью, запрещающую выкуп арендуемого лесного участка.
12. Закрепить приоритетность
традиционного пользования
- подпункт 1) части 1 ст.8 Закона РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 №82-ФЗ предлагаю изложить в следующей редакции:
« Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:
1) безвозмездно владеть
и пользоваться в местах
- статью 48 Лесного Кодекса
РФ предлагаю изложить в
13. Внести в ЛК РФ требование о проведении экологической экспертизы материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные, а также проектов лесоустройства.
14. Внести в статью 9 ЛК РФ право концессии лесных участков, а в главу 6 дополнительную статью «Договор концессии лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
15. Разработать и утвердить
в установленном порядке
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что законодательство о землях лесного фонда нуждается в немедленном совершенствовании.
В первую очередь в целях совершенствования законодательства, регулирующего институт правового режима земель лесного фонда необходимо провести комплексное теоретическое исследование положений данного института: ведь только в тесной взаимосвязи положений теории и практики возможно выявить эффективность действия тех или иных правовых норм.
Во вторую очередь необходимо говорить о внесении изменений и дополнений в действующее лесное законодательство. Большой массив нормативно-правовых актов, регулирующих институт правового режима земель лесного фонда не выступает в качестве положительного момента, а лишь затрудняет практическую реализацию правовых норм. В связи с чем предлагается упростить структуру действующего законодательства. Привести раннее принятое законодательство в соответствии с ныне действующем, вместо отмененных норм Лесного кодекса принять новые нормативные акты, которые будут отвечать реалиям современности.
Следовало бы принять отдельный нормативно-правовой акт, который будет называться «Земли лесного фонда», где будут закреплены вопросы парового режима земель лесного фонда.
Заключение.
Таким образом, с учетом вышесказанного
подведем итоги проведенному исследованию:
Вступивший в действие с 1 января 2007г. новый Лесной кодекс РФ, существенным образом меняет правовое регулирование как лесных отношений в целом, так и использования участков лесного фонда, затрагивает интересы органов власти всех уровней, различных групп бизнеса, населения и общества в целом, имеет принципиально важное значение для обеспечения публичных и частных интересов в природопользовании. Наряду с положительными нововведениями Кодекс изобилует формулировками, которые допускают множественное толкование, что создает основу для хаоса и дальнейшего роста коррупции в лесной отрасли. Кодекс является законом непрямого действия и для своей реализации требует принятия нескольких десятков нормативных актов, без которых большинство положений кодекса действовать просто не может. Кодекс не содержит механизмов стимулирования лесопользователей к ведению лесного хозяйства, направленного на повышение устойчивости и продуктивности лесов, достижение неистощительности лесопользования. Кодекс создает условия для роста самозахватов земель защитных лесов под застройку с соответствующими ограничениями доступа граждан в леса и нарушением экосистемных функций защитных лесов в густонаселенных районах России. Кодекс (а точнее - закон о его введении) ликвидирует государственную экологическую экспертизу любых материалов, связанных с проектированием лесопользования и лесного хозяйства, а также общественных слушаний по этим материалам.
При передаче лесопользования другому лицу мы выделили три таких случая. Во-первых, передача лесопользователем своего права лесопользования другому лицу, не являющемуся его правопреемником. Это возможно при соблюдении ряда условий: а) в случаях и на условиях, предусмотренных лесным; б) только с согласия собственника лесного участка; в) согласно договору между лесопользователем, передающим права пользования, и новым лесопользователем, получающим эти права по договору. Все это осуществляется в соответствии с лесным и гражданским законодательством. Во-вторых, переход в случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащего ему права лесопользования в порядке наследования к другому лицу (наследнику) в соответствии с завещанием или законом на основании гражданского законодательства, законодательства о наследовании. В-третьих, переход от лесопользователя - юридического лица принадлежащего ему права лесопользования к другому вновь возникшему реорганизованному юридическому лицу - правопреемнику. Реорганизация юридических лиц (объединение, разъединение, прекращение) осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Практика показала, что ряд перечисленных в ст.130 ГК РФ объектов не отвечает критериям недвижимости и по этой причине должен быть исключен из статьи. Речь идет о лесах и многолетних насаждениях. В обоих случаях недвижимостью являются не сами леса и многолетние насаждения, а те земельные участки, на которых они расположены. Так, в соответствии со ст.7 Лесного кодекса к лесному фонду относятся все леса, за исключением расположенных на землях обороны и населенных пунктов (поселений), а также земель лесного фонда, не покрытых растительностью, в т.ч. лесной.
Возможное исключение указанных объектов из разряда недвижимости не будет означать, что земли лесного фонда и земли, занятые многолетними насаждениями, перестанут считаться недвижимостью. Как и другие земельные участки, они в соответствии со ст.130 ГК РФ являются недвижимостью в силу естественных свойств. В связи с чем считаем необходимым урегулировать в Лесном кодексе РФ термины лес, лесной фонд, земли лесного фонда.
Библиграфический список.
Научная и учебная литература:
Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда