Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Правовой режим земель лесного фонда………………………………..5
Особенности государственного управления землями
лесного фонда…………………………………………………………..14
Право пользования землями лесного фонда………………………….25
Правовая охрана и защита лесов……………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………………………………43

Файлы: 1 файл

ГУЗР.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

   Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное  дело»

Специальность 080504 – «Государственное и муниципальное управление»

Реферат

 

на тему: «Правовой режим  земель лесного фонда»

по дисциплине: Государственное  управление земельными ресурсами

 

 

 

 

                                                          Выполнил:

                                                                     Студентка гр. МУ – 429

                                                           Мельникова А.О.

                                                Проверил:

                                                         Богомолов Н.С.

 

 

 

 

 

 

Омск 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Правовой режим земель лесного фонда………………………………..5
  2. Особенности государственного управления землями

лесного фонда…………………………………………………………..14

  1. Право пользования землями лесного фонда………………………….25
  2. Правовая охрана и защита лесов……………………………………...40

Заключение……………………………………………………………………42

Список используемой литературы…………………………………………43

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 101 ЗК РФ к  землям лесного фонда относятся  лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью  и не покрытые ею, но предназначенные  для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные  для ведения лесного хозяйства  нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

В состав земель лесного  фонда входят лесные и нелесные земли  в соответствии с ЛК РФ.

Правовой режим земель лесного фонда — это установленный  законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны.

Лес — это составная  часть природной среды, важнейший  элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой  растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов  природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.

Лес — один из важнейших  элементов, имеющий климаторегулирующее, почво и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для  удовлетворения как материальных, так  и культурных потребностей человека.

Однако государственное  управление лесами, являющимися федеральной  собственностью, в настоящее время  практически не ведется. Произошло  резкое ухудшение состояния лесного  хозяйства России.

Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о  статусе низового управлен­ческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с предпринимательской  деятельностью.

 

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое  и целебное значение. Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-познавательное значение лесов.

Все это и обусловило то, что Правительством РФ была разработана  Федеральная целевая программа  «Леса России» на 1997—2000 гг., мероприятия  которой были направлены на обеспечение  рационального и неистощительного использования биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала. Учитывая многостороннее значение лесов, Программа  имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую  направленность.

 

1.ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ  ЛЕСНОГО ФОНДА

 

Юридическое понятие леса связано с формированием понятия  лесного фонда России.

Согласно ст. 7 Лесного  кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ (в ред. от 23.12.2003) все леса, за исключением  лесов, расположенных на землях обороны  и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного  фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного  фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие  из него осуществляются в порядке, установленном  лесным и земельным законодательством  РФ.

К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и  не покрытые ею, но предназначенные  для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся  земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые  просеками, дорогами, сельскохозяйственными  угодьями и др.), а также земли, расположенные в границах лесного  фонда (земли, занятые болотами, каменистыми  россыпями и другие неудобные  для использования земли).

Согласно ЛК РФ к участкам лесного фонда относятся участки  леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и  участки нелесных земель. Границы  участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью  лесохозяйственных знаков и (или) указаны  в планово-картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда  и правам пользования применяются  положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а  также положения земельного законодательства РФ о земельных участках, если иное не установлено ЛК РФ. Эти же правила применяются к участкам лесов, не входящих в лесной фонд.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования ЛК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами. Не входят в лесной фонд земли, на которых хотя и произрастает лесная растительность, но они имеют иное целевое назначение. ЛК РФ исключает  из лесного фонда древесно-кустарниковую  растительность, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных  для садоводства и личного  подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных  магистралей и автомобильных  дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных  для дачного, жилищного и иного  строительства (за исключением городских  лесов); землях водного фонда (на полосах  отвода каналов); землях иных категорий.

Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологических  систем лесов, участвующих в природном  функционировании всей экосистемы. Земля  выступает здесь в двояком  значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).

Целевое назначение лесных правоотношений заключается в создании правового и экономического механизма  для обеспечения комплексного и  рационального использования лесных ресурсов, а также охраны и воспроизводства  лесов с учетом их экологического значения.

Перевод земель лесного фонда  первой группы в земли других категорий  для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в соответствии с законодательством.

 

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие  из него осуществляются в порядке, установленном  лесным и земельным законодательством  РФ. Так, в постановлении Правительства  РФ от 19.09.1997 № 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для  использования их в целях, не связанных  с ведением лесного хозяйства  и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» закреплено, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в  целях, не связанных с ведением лесного  хозяйства и пользованием лесным фондом, может осуществляться либо для временного (на срок до 25 лет) использования  без исключения их из состава лесного  фонда, либо с изъятием земель и исключением  их из состава лесного фонда. При  переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, о плате за перевод лесных земель в нелесные, а также о  размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда.

Перевод и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц или  граждан с согласия территориальных  органов лесного хозяйства через  Федеральное агентство лесного  хозяйства.

Земельные участки лесного  фонда, находящиеся в границах сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, могут предоставляться  в собственность, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое  владение или аренду для комплексного ведения сельского и лесного  хозяйства.

Земли лесного фонда, не используемые для нужд лесного хозяйства, органами управления лесным хозяйством могут  передаваться органам местного самоуправления с их согласия для использования  в интересах населения муниципальных  образований. Условия использования  таких земель и ограничения на их использование устанавливаются  договорами.

 

Сенокосные, пастбищные и  другие пригодные для ведения  сельского хозяйства земли в  лесном фонде распределяются между  муниципальными образованиями органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами ведения  лесного хозяйства. Передача лесных участков частным лицам для сельскохозяйственных целей органами лесного хозяйства  не допускается.

В местах проживания малочисленных  народов органы исполнительной власти или органы местного самоуправления могут предоставлять земли лесного  фонда родовым общинам и семьям этих народов в пользование для  ведения традиционных видов хозяйственной  деятельности.

В ЛК РФ предусматривается  порядок перевода лесных земель в  нелесные для использования их в  целях, не связанных с ведением лесного  хозяйства, пользованием лесным фондом, а также порядок в переводе земель лесного фонда в земли  иных категорий. ЛК РФ определяет порядок  перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного  хозяйства и пользованием лесным фондом.

ЛК РФ закрепляет права  собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и  другие права пользования их участками.

Постановлением Правительства  РФ от 18.02.1998 №244 утверждено Положение  о предоставлении участков лесного  фонда в безвозмездное пользование, в соответствии с которым юридические  лица и граждане могут заключать  с лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством договор на 49 лет  о безвозмездном использовании  лесного фонда для осуществления  одного или нескольких видов лесопользования (на которое получена лицензия), предусмотренных  лесным законодательством РФ. Этот договор считается заключенным  с момента его государственной  регистрации и выдачи лесопользователю лесорубочного (лесного) билета.

 

В ЛК РФ сказано, что содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется гражданским и земельным законодательством  РФ.

Собственник имеет право  на затраты на охрану, защиту, воспроизводство  и организацию рационального  использования принадлежащих ему  объектов лесных отношений и имеет  право на получение доходов от использования лесного фонда  и лесов, не входящих в лесной фонд.

Лесной фонд и расположенные  на землях обороны леса находятся  в федеральной собственности. В  соответствии с федеральным законом  допускается передача части лесного  фонда в собственность субъектов  РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских  населенных пунктов, устанавливаются  федеральным законом.

Сказанное не означает, что  федеральные власти, в собственности  которых находятся леса, обладают абсолютной властью.

Лесной фонд — общефедеральное  публичное достояние, которое должно использоваться как в интересах  Российской Федерации, так и ее субъектов  сообща. Это означает, что центр  и регионы будут совместно  распоряжаться всеми природными ресурсами.

Древесно-кустарниковая  растительность, расположенная на земельном  участке, находящемся в собственности  гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным  законом.

Владение, пользование и  распоряжение древесно-кустарниковой  растительностью осуществляются собственником  в соответствии с требованиями лесного  законодательства и законодательства о растительном мире РФ.

Древесно-кустарниковая  растительность, которая появилась  в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном  участке после передачи его в  собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Права пользования граждан  и юридических лиц участками  лесного фонда и участками, не входящими в лесной фонд, могут  быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов  государственных органов и органов  местного самоуправления, а также  судебных решений (частный лесной сервитут).

По степени своего участия  в природном функционировании лесного  комплекса земли подразделяются на лесные (земли, на которых произрастают лесные насаждения), а также не покрытые лесом, но предназначенные для выращивания  лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные  среди этих земель болота, гольцы и  т.п. Порядок перевода лесных земель в нелесные осуществляется путем  определенной законом процедуры.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда