Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Правовой режим земель лесного фонда………………………………..5
Особенности государственного управления землями
лесного фонда…………………………………………………………..14
Право пользования землями лесного фонда………………………….25
Правовая охрана и защита лесов……………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………………………………43

Файлы: 1 файл

ГУЗР.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

•   приоритетное положение  земель, связанных с ведением лесного  хозяйства, в силу чего перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных  с ведением лесного хозяйства  и пользованием лесным фондом, а  также изъятия земель лесного  фонда устанавливаются Правительством РФ.

Перевод земель лесного фонда  в лесах первой группы в земли  других категорий для целей, не связанных  с ведением лесного хозяйства  и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных  Правительством РФ по представлению  органа исполнительной власти субъекта РФ. В лесах первой группы многолесной  зоны перевод лесных земель в нелесные, а также изъятие земель лесного  фонда для строительства линейных объектов, расширения населенных пунктов  производится органом исполнительной  власти субъекта РФ по представлению  органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ.

В лесах второй и третьей  групп перевод лесных земель в  нелесные в целях, не связанных с  ведением лесного хозяйства и  пользованием лесным фондом, а также  изъятие земель лесного фонда  осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ.

 

Перевод лесных земель в  нелесные для использования их в  целях, связанных с ведением лесного  хозяйства, осуществляется пользователями лесного фонда с разрешения органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК РФ, законодательством РФ и иными  нормативными правовыми актами субъектов  РФ;

  • свобода хозяйственной деятельности по использованию земель

лесного фонда, в силу которой  не допускается вмешательство в  хозяйственную деятельность лесопользователей, связанную с использованием лесных ресурсов, за исключением случаев  нарушения лесопользователями лесного  и природоохранительного законодательства. Нарушенные права лесопользователей  подлежат восстановлению, а причиненные  им убытки — возмещению;

•   законность хозяйственной  деятельности по использованию земель лесного фонда, в случае нарушения  которой государственные органы в соответствии со своей компетенцией вправе вмешиваться в деятельность лесопользователей, приостанавливая  и ограничивая права пользования  лесным фондом вплоть до полного прекращения  права лесопользования;

•   безопасность хозяйственной  деятельности по использованию земель лесного фонда. В случае если юридические  лица или граждане, проводя работы, которые отрицательно влияют на состояние  и воспроизводство лесов, не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, устранение вредного влияния на лесной фонд, такие работы могут быть приостановлены или запрещены органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению  органов управления лесным хозяйством в субъекте РФ и государственных  органов охраны окружающей среды  до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.

Безопасность хозяйственной  деятельности по использованию земель лесного фонда выражается в следующих  обязанностях лесопользователей :

  • вести работы способами, не допускающими эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов;
  • соблюдать правила противопожарной безопасности;
  • соблюдать санитарные правила в лесах Российской Федерации
  • производить очистку лесосек от порубочных остатков, т.е. устранять причины и условия, способствующие возникновению пожаров и антисанитарного состояния лесных угодий, соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные иными нормативно-техническими документами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов, государственных органов охраны окружающей среды, данные в пределах их компетенции.

Противопожарные правила (Правила  пожарной безопасности в лесах Российской Федерации) включают в себя:

  • запреты на совершения определенных действий. Так, п. 5а Правил запрещает разводить костры в хвойных молодняках, на участках поврежденного леса, на торфяниках и др.;
  • установление обязанностей совершать определенные виды действий, направленные на устранение причин и условий возникновения пожаров.

Например, обязанности обеспечить наличие противопожарного оборудования, содержать полосы отвода вдоль железных и шоссейных дорог очищенными от древесного хлама, обеспечивать машины, работающие на лесных дорогах, исправными искрогасителями и т.п. (п. 7д, 26а  Правил и др.).

Санитарные правила в  лесах Российской Федерации установлены  в целях сохранения биологической  устойчивости насаждений, предупреждения широкого развития патологических процессов  в лесах, снижения ущерба от болезней и вредителей (п. 2.1 Правил). Они тесно  связаны с правилами пожарной безопасности, поскольку, например, санитарно-олдоровительные  мероприятия назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром (п. 2.4 Правил);

• соблюдение норм рубки  леса, определенных при предоставлении лесных угодий в пользование. Правило о соблюдении гласит:

«одной стороны, что заготовка древесины в порядке рубок главного  пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каж дому владельцу лесного фонда в целом, по группе лесов и хозяйства в размерах, не превышающих расчетную лесосеку, а с другой стороны что после этой деятельности не должны оставаться недорубы (начатые рубкой лесосеки)».

ЛК РФ предусмотрено несколько  видов субъектов правоотношений по использованию земель лесного  фонда.

В соответствии с ЛК РФ участниками  лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования, граждане и юридические  лица.

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым  предоставлены права пользования  участками лесного фонда и  права пользования участками  лесов, не входящих в лесной фонд.

ЛК РФ определяет права  лесопользователей при осуществлении  ими лесопользования, устанавливает  обязанности лесопользователей  при осуществлении ими лесопользования, защищает и устанавливает гарантии прав лесопользователей.

Под лесопользователями понимаются юридические лица, в том числе  и иностранные, граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства, обладающие правом на осуществление  пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ и субъектов  РФ. Их права и обязанности сводятся к конкретным функциям по использованию земель лесного фонда:

•   осуществлять пользование  лесным фондом в пределах только тех  объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;

•   самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; соблюдать  лесное и природоохранное законодательство;

•   вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими  отрицательное воздействие пользования  лесным фондом на состояние и воспроизводство  лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов.

Министерство природных  ресурсов РФ и его территориальные  органы осуществляют контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного  фонда и воспроизводством лесов  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 № 544. Согласно  ст. 16 указанного постановления государственные  инспектора по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного  фонда и воспроизводством лесов  несут установленную законом  ответственность за неисполнение или  ненадлежащее исполнение возложенных  на них функций по осуществлению  государственного контроля.

Государственные органы осуществляют контроль за проведением работ, выполняемых  лесопользователями, соблюдением норм и правил пользования лесным фондом, а также производством в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием. В силу этого их нельзя считать  субъектами права пользования землями  лесного фонда, т.е. землепользователями, поскольку, во-первых, они не наделены правомочиями по непосредственной хозяйственной  эксплуатации данных земель, а во-вторых, законодатель установил для них  особый статус.

 

4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА И  ЗАЩИТА ЛЕСОВ

 

В соответствии с лесным законодательством все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка  лесопользования и других противоправных действий, а также защите от вредителей и болезней. Осуществление мер  по защите и охране лесов возлагается  на Федеральную службу лесного хозяйства  России и обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Так, лесопользователи и  иные граждане и юридические лица, осуществляющие работы на участках лесного  фонда и землях, граничащих с лесным фондом, а также лица, ответственные  за проведение культурномассовых и  других мероприятий в лесном фонде  и в не входящих в лесной фонд лесах, за нарушение требований и  правил пожарной безопасности несут  уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В целях охраны лесного  фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, предупреждения лесных пожаров и их тушения мо­гут создаваться  добровольные пожарные дружины.

Для охраны лесного фонда  и не входящих в лесной фонд лесов  от пожаров, защиты их от вредителей и  болезней леса может использоваться авиационная охрана, осуществляемая специальными органами Федеральной  службы лесного хозяйства. Согласно ЛК РФ в целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также  с вредите- лями и болезнями леса на органы государственной власти возлагаются  обязанности:

•   организовать ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий  по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и  не входящих в лесной фонд лесов;

 

•   обеспечить готовность организаций, на которые возложены  охрана и защита лесов, а также  лесопользователей к пожароопасному сезону;

•   установить порядок  привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных  организаций для тушения лесных пожаров, обеспечить привлекаемых к  этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

•   создать резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный  сезон;

•   организовать проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;

•   обеспечить координацию  всех мероприятий по борьбе с пожарами на подведомственной территории;

• принять другие меры по охране и защите лесов.

Предприятия, учреждения и  организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны по согласованию с соответствующими государственными органами проводить технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану лесов.

Охрана полезащитных лесных полос или иных озеленительных древесно-кустарниковых  насаждений, не входящих в состав земель лесного фонда, обеспечивается пользователями.

Таким образом, для наиболее разумного, бережного и ответственного пользования землями лесного  фонда разработан целый ряд мероприятий  охранного характера, получивший соответствующее  закрепление в законодательстве.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Хотелось бы обратить внимание на то, что за последние годы в  России законодательное регулирование  лесных  правоотношений не стоит  на месте, а постоянно развивается. Так в 1997 г. был принят новый ЛК РФ, который играет основополагающую роль в регулировании лесных правоотношений. По вопросам, отраженным в нем, издаются постановления Правительства РФ и иные нормативные акты. Но несмотря на это большая часть положений  лесного законодательства остается невыполненной. Участились нарушения  в сфере лесных отношений. Неразумное отношение к лесному хозяйству  страны оборачивается несанкцио­нированными  рубками леса, пожарами, образованием свалок и т.п. последствиями. МПР  России, по сути, не справляется со всеми  своими обязанностями. Но ответственность  за эти нарушения ограничивается лишь небольшими штрафами, чего явно недостаточно. Поэтому необходимо введение более  строгих видов ответственности, вплоть до уголовной.

В России отсутствует сертификация леса, которая должна стать необходимым  условием развития лесопромышленного  комплекса. Основой ее должен стать  Пакет базовых документов, необходимых  для ее проведения. Он состоит из 21 стандарта, касающихся различных  сторон лесопользования.

Отсутствие сертификации леса приносит огромный ущерб при  экспорте леса. Нет и органа, который  бы занимался этим важ­нейшим делом.

Но в целом законодательство старается занять правильную позицию  по отношению к землям лесного  фонда с учетом того, что леса являются уникальным ограниченным элементом  природы, возникшим в результате природного процесса эволюции, и выполняют  свойственные только им уникальные функции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список нормативных актов:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
  2. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136, принят Гос. Думой 28.09.01.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01. № 195, принят Гос. Думой 20.12.02.
  4. Лесной Кодекс РФ от 29.01.97, № 22 – ФЗ, принят Гос. Думой 22.01.97.
  5. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.96, № 63 – ФЗ, принят Гос. Думой24.05.96.

Список учебной литературы:

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда