Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Правовой режим земель лесного фонда………………………………..5
Особенности государственного управления землями
лесного фонда…………………………………………………………..14
Право пользования землями лесного фонда………………………….25
Правовая охрана и защита лесов……………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………………………………43

Файлы: 1 файл

ГУЗР.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

•   вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими  негативное воздействие пользования  лесным фондом на состояние и воспроизводство  лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

•   приводить земли  на участках лесного фонда, предоставленных  в пользование, в состояние, указанное  в договоре аренды участка лесного  фонда, договоре безвозмездного пользования  участком лесного фонда, договоре концессии  участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете, за свой счет;

•   проводить лесовосстановительные  мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен  подрост иди погибла древесно-кустарниковая  растительность;

•   возмещать убытки и потери лесного хозяйства в  установленном порядке;

• другие обязанности, возложенные  на них ст. 83 ЛК РФ.

Права пользования  участками лесного фонда и  права пользования.

Участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного  пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (последние три вида были раскрыты выше).

 

По договору аренды участка  лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок  лесного фонда за плату на срок от одного года до 49 лет для осуществления  одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором  аренды участка лесного фонда  лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Субаренда участков лесного  фонда запрещена. Договор аренды участка лесного фонда заключается  в письменной форме и подлежит государственной регистрации в  соответствии с гражданским законодательством.

С момента государственной  регистрации договор аренды участка  лесного фонда считается заключенным. Также нужно обратить внимание на то, что предоставление участков лесного  фонда в аренду должно осуществляться гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующей  деятельности.

Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в  собственность арендатора по истечении  срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается.

Договор безвозмездного пользования  участком лесного фонда заключается  на срок до 49 лет для осуществления  одного или нескольких видов лесопользования. Так постановление Правительства  РФ от 18.02.98 № 224 «Об утверждении положения  о предоставлении участков лесного  фонда в безвозмездное пользование» закрепляет, что размер участка лесного  фонда, предоставляемого в безвозмездное  пользование, определяется органом  государственной власти субъекта РФ исходя из вида и целей лесопользования, а также объемов, необходимых  для удовлетворения собственных  потребностей в древесине и других лесных ресурсах граждан и юридических лиц, претендующих на получение участка лесного фонда в безвозмездное пользование.

Договор безвозмездного пользования  участком лесного фонда заключается  в письменной форме, подлежит государственной  регистрации и считается заключенным  с момента его государственной  регистрации.

Граждане и юридические  лица, желающие получить в соответствии с ЛК РФ в безвозмездное пользование  участок лесного фонда, направляют в лесхоз письменное заявление. Лесопользователь вправе приступить к осуществлению  лесопользовании, предусмотренных  договором безвозмездного пользования, со дня государственной регистрации  договора и выдачи лесопользователю лесорубочного или лесного билета.

Право пользования землями  лесного фонда осуществляется в  следующих видах:

1. Заготовка древесины.  Заготовка древесины является  основным видом лесопользования.  Она осуществляется в порядке  рубок. Различают два вида рубок  — рубку главного и промежуточного  пользования. Рубки главного пользования  осуществляются, как правило, в  перестойных и спелых древостоях  лесов первой и второй группы.

В лесах третьей группы рубки главного пользования имеют  эксплуатационный характер, осуществляются повсеместно в пределах расчетной  лесосеки и способами, обеспечивающими  своевременное их восстановление. Заготовка  древесины при рубках главного пользования  в объеме, превышающем расчетную  лесосеку, запрещается.

В лесах второй группы рубки  главного пользования проводятся выборочно  в местах, где имеется достаточный  объем перестойного и спелого  древостоя и обеспечивается основная задача — восстановление лесов с  ценными породами деревьев и сохранение природоохранных функций этих лесов. В лесах первой группы рубки главного пользования могут проводиться  только в исключительных случаях  для улучшения состояния древостоев и усиления природоохранных функций  этих лесов.

Рубки промежуточного пользования  в зависимости от целевого назначения могут быть нескольких видов: рубки  ухода за лесом, са­нитарные рубки, рубки реконструкции леса, связанные  с необходимостью улучшения функциональной роли насаждений (например, водоохранное назначение). Эти виды рубок проводятся, как правило, только в лесах первой группы, а размер заготовки в этих случаях определяется по материалам лесоустройства.

ЛК РФ также предусматривает  проведение и прочих рубок, к которым  можно отнести расчистку леса в связи со строительством гидроузлов и иных объектов, прокладкой просек и др.

Заготовка древесины при  рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования осуществляется в соответствии с региональными  правилами рубок (наставлениями), утверждаемыми  Министерством природных ресурсов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

2. Заготовка Живицы. Под  живицей понимается смола хвойных  деревьев. Заготовка живицы представляет  собой сбор смолы хвойных   деревьев путем подсочки (неглубоких  надрезов на деревьях для стока  смолы).

Живица используется в  промышленности в качестве основного  сырья для производства канифоли, скипидара и других продуктов. Заготовка  живицы производится в хвойных перестойных  и зрелых древостоях, которые затем  предназначаются для рубки. Не допускается  передача указанных древостоев в  подсочку без утвержденных в установленном  порядке планов рубок главного пользования  и подсочки этих древостоев.

3. Заготовка второстепенных  лесных ресурсов и побочное  лесопользование. Под второстепенными  лесными ресурсами понима­ются  береста, кора, пни, луб, хвойная  лапка и т.п., заготовка которых проводится для промышленной переработки или развития лесных промыслов. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

К побочному лесопользованию  относится сенокошение, выпас скота, размещение пасек и ульев, заготовка  соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных  растений, технического сырья, сбор мха, подстилки, камыша и т.п. Побочное лесопользование  может осуществляется как гражданами, так и юридическими лицами.

4. Пользование участками  лесного фонда для нужд охотничьего  хозяйства. Право пользования  лесом в целях охотничьего  хозяй­ства проводится с учетом  правил охраны животного мира  и среды обитания животных. Это  сложный вид лесопользования,  так как здесь нужен очень  внимательный подход к живой  природе, нарушение баланса которой  ведет к негативным последствиям. Лесопользователями могут выступать  как граждане, так и юридические  лица.

5. Пользование лесным  фондом в научно-исследовательских  целях. Участки лесного фонда  могут предоставляться для этих  целей предприятиям, организациям  и учреждениям, в задачи которых,  согласно их уставам и положениям  о них, входит проведение таких  работ с обеспечением им особых  условий работы. Проведение научно-исследовательских  работ на участках лесного  фонда соответствующими организациями  осуществляется бесплатно. Лесхоз  федерального органа управления  лесным хозяйством может ограничить  или запретить гражданам и  юридическим лицам пользование  этими участками лесного фонда,  если данное лесопользование  несовместимо с целями про  ведения научно-исследовательских  работ.

     6. Пользование  лесным фондом в культурно-оздоровительных,  туристических и спортивных щелях.  Данный вид лесопользования осуществляется  в целях организации отдыха  населения в пределах зеленых  и пригородных, а также лесопарковых зон. На участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается органами государственной власти субъектов РФ.

На содержание права пользования землями лесного  фонда влияют:

  • особенности объекта права пользования. Земли лесного фонда представляют собой экологический комплекс природных объектов: земель пространственного базиса и средств производства в лесном хозяйстве; лесной и сопутствующей ей растительности; дикой фауны и мест ее обитания; ландшафтных экосвязей и микроклимата и т.п. В силу этого общий земельно-правовой режим земель лесного фонда действует в комплексе с эколого-правовым режимом флоры и фауны лесных объектов.

В частности, заготовка древесины  в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается  только по согласованию с государственными органами охраны окружающей среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или  деградации среды обитания редких и  исчезающих видов животных;

  • особенности субъектов права пользования землями лесного фонда. Ими являются, как правило, лесопользователи, которые приобретают право лесопользования на основании лицензии либо лесорубочных и лесных билетов или ордеров. В силу этого право лесопользования выступает первичным титулом, влекущим за собой и право пользования земельным участком;

 

  • обстановка, в которой находится тот или иной земельный участок лесного фонда. Так, в случае появления болезней деревьев лесопользователи обязаны осуществлять санитарные рубки леса; при высокой пожарной опасности в лесах ограничивается посещение их населением, въезд в них на транспортных средствах, а также про- ведение определенного вида работ на отдельных участках лесного фонда.

При этом следует иметь  в виду, что лесные правоотношения на землях лесного фонда действуют  в комплексе с земельными правоотношениями. Так, при определении правового  статуса лесных объектов (отношения  лесов к группам лесов и  категории защитности) одновременно определяются границы участка лесного  фонда и лесов каждой группы и  категории защитности.

Основаниями возникновения  права пользования землями лесного  фонда являются юридические факты  — получение специальных разрешительных документов — лицензий, лесорубочного  билета (ордера), лесного билета.

При этом, если лицензия является документом, удостоверяющим право владельца  на долгосрочное пользование участками  лесного фонда (аренду), то разрешительные документы имеют краткосрочное  действие.

Приоритетное право на пользование лесным фондом предоставляется  лесозаготовительным предприятиям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке  древесины.

Право пользования земельными участками лесного фонда осуществляется с соблюдением следующих принципов:

• строго целевой порядок  использования лесных объектов и  земельных участков лесного фонда, на которых расположены эти леса. При этом целевое назначение используемых лесов можно подразделить:

 

  • на общее целевое назначение, продиктованное правовым режимом группы лесов или категории защитности, к которым отнесен используемый лесной массив. Так, в лесах второй группы применяется ограниченный режим пользования лесным фондом; на особо защитных участках леса осуществляется ограниченный режим лесопользования; в лесах третьей группы ведется преимущественно хозяйственная эксплуатация без ущерба для экологической функции этих лесов (ст. 58 ЛК РФ);
  • специальное целевое назначение, обусловленное соответствующим разрешением, вынесенным специально уполномоченным на то государственным органом при предоставлении специального участка лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом определяются органами государственной власти субъектов РФ: в научно-исследовательских целях (ст. 122 ЛК РФ); в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях (ст. 123); в использовании участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства (ст. 121);

• платный характер использования  земель лесного фонда (ст. 68 ЛК РФ), за исключением случаев предоставления льгот отдельным категориям лесопользователей  вплоть до полного освобождения от платы (ст. 103—107 ЛК РФ). Конкретные ставки лесных податей и арендной платы определяются по результатам лесных торгов, конкурсов, а в случаях предоставления лесопользователям участков лесного фонда — на основании прямых переговоров с органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ.

Ставки лесных податей  и арендной платы взимаются в  форме денежных платежей и включают плату за землю лесного фонда:

•   рациональный характер использования земель лесного фонда. В этих целях пользователи лесного  фонда обязаны обеспечить со­хранение  экологических (средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных) и иных природных свойств лесов; многоцелевое непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей в лесной продукции; сохранение экологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия; повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики; рациональное использование земель лесного фонда, повышение их плодородия и охрану; воспроизводство, улучшение породного состава, повышение продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда