Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Правовой режим земель лесного фонда………………………………..5
Особенности государственного управления землями
лесного фонда…………………………………………………………..14
Право пользования землями лесного фонда………………………….25
Правовая охрана и защита лесов……………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………………………………43

Файлы: 1 файл

ГУЗР.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

Перевод лесных земель в  нелесные осуществляется в целях, не связанных с ведением лесного  хозяйства, и в целях, связанных  с ве­дением лесного хозяйства. В первом случае использование земель носит многоцелевой характер, поскольку  связано с объектами, не входящими  в состав лесного фонда (ведение  сельского хозяйства;  строительство  объектов, линейных сооружений, расширение поселений и др.).

Одновременно на правовой режим земель лесного фонда влияют их средообразующее, народнохозяйственное значение, а также их местоположение и выполняемые ими функции. По этому признаку леса относятся к  трем группам.

Первую группу составляют леса, которые имеют особо важное экологическое, оздоровительное, санитарно-гигиеническое  и защитное значение, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы подразделяются на категории защитности:

 

- водоохранные (запретные  полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных  объектов, запретные полосы лесов,  защищающих нерестилища особо  ценных промысловых рыб и т.п.);

- защитные противоэрозионные  леса, защитные полосы лесов вдоль  железных дорог, автомобильных  дорог федерального, республиканского  и областного значения, государственные  защитные лесные полосы, ленточные  боры, другие леса в пустынных,  степных, лесостепных и малолесных  горных районах, имеющих важное  значение для защиты окружающей  среды;

- санитарно-гигиенические  и оздоровительные (городские  леса, лесопарки, леса зеленых  зон вокруг городов, других  населенных пунктов и промышленных  предприятий, леса первого и  второго поясов зон санитарной  охраны источников водоснабжения  и леса первой, второй и третьей  зон округов санитарной охраны  курортов);

- леса особо охраняемых  территорий (особо ценные лесные  массивы, леса, имеющие научное  или историческое значение, памятники  природы, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения и притундровые  леса).

Отнесение лесов к группам  лесов и категориям защитности лесов  первой группы, а также перевод  лесов из одной группы лесов или  категории защищенности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в  порядке, установленном Правительством РФ.

Вторая группа — это  леса в районах высокой плотности  населения и с развитой сетью  транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах  с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций  которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом.

 

К третьей группе отнесены леса многолесных районов, имеющие  преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для  непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине  без ущерба для экологических  функций этих лесов.

Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные леса. К резервным относятся леса, которые  не вовлечены в эксплуатацию вследствие их отдаленности от транспортных путей  и по другим причинам.

Важно учитывать, что при  разделении лесов на группы одновременно определяются и границы занятых  ими земель с учетом требований российского  законодательства.

Отнесение лесов к группам  означает установление режимов использования  земель, и если на землях лесов первой группы устанавливается режим, соответствующий  их охранительной функции, то на землях лесов второй группы применяется  ограниченный режим пользования  лесным фондом, а на землях лесов  третьей группы осуществляется преимущественно  эксплуатационный характер использования  лесов для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства  в древесине без ущерба для  экологических функций этих лесов.

Классификация лесов (отнесение  лесов к группам и категориям защитности) осуществляется одновременно с определением границ участков лесного  фонда по каждой группе лесов и  категории защитности с учетом требований земельного законодательства РФ.

Кроме того, в лесах всех групп могут быть выделены особо  защитные участки с ограниченным режимом пользования (береговые  и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов  оврагов и балок, опушки леса по границам с безлесными территориями, места  обитания и распространения редких и находящихся под угрозой  исчезновения диких животных и растений и др.), т.е. режим использования  земель той или иной группы лесов  дополняется внутренним режимом.

 

Правовой режим использования  лесов можно подразделить на общий, обязательный для любой группы и  категории защитности лесов, и особенный, обусловленный характером использования  лесов и земель, на которых расположены  данные леса. Так, ЛК РФ устанавливает  основные принципы государственного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; далее ЛК РФ определяет общие права и обязанности  лесопользователей, порядок установления возрастов рубок, а также —  расчетную лесосеку и порядок  ее утверждения. В этих статьях определяются способы и виды рубок в  зависимости  от групп лесов, по каждому пользователю лесного фонда, так как они  предусматривают специальные правила, обусловленные видом лесопользования  — рубкой лесов, исходя из принципов  непрерывности и неистощительности  пользования лесным фондом.

Виды и формы пользования  лесным фондом установлены законом  исчерпывающе и расширительному  толкованию не подлежат, в силу чего использование леса осуществляется в семи формах: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки  и новогодних елок); побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба  скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка  и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки, опавшего листа, камыша, куги и рогоза и др.); пользование  лесным фондом для нужд охотничьего  хозяйства, в научно исследовательских  целях; в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Для каждой из этих форм лесопользования  установлены специальные правила, предусмотрены порядок заготовки  живицы, порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований, порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских целях и др.

Особый порядок пользования  лесным фондом определен в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, где устанавливаются порядок  организации и способы пользования  лесным фондом, обеспечивающие сохранение и поддержание необходимых условий  для жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности этих народов  и этнических групп.

Установление, дифференциация и изменение правового режима земель лесного фонда осуществляются путем государственного управления и государственного регулирования  в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, которые наряду с общими обладают особыми чертами, обусловленными характером лесного  фонда на тех или иных землях. Так, на период высокой пожарной опасности  в лесах применяется режим  ограниченного въезда в лесные массивы  транспортных средств и ограниченного  посещения населением данных  лесов, а также проводятся определенные работы на отдельных участках лесного  фонда. Это вводится через федеральные  органы управления лесным хозяйством и его территориальные органы.

 

2.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО ФОНДА

 

Государственное управление в области использования, воспроизводства  и защиты лесов является частью государственного регулирования правового режима земель лесного фонда. Под государственным  управлением землями лесного  фонда понимается деятельность государственных  органов по обеспечению рационального  использования, воспроизводства и  защиты лесного фонда. Оно осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и специально уполномоченным органом управления лесным хозяйством.

Государственная лесная служба МПР России и ее местные подразделения (государственные комитеты, министерства и управления лесного хозяйства) являются основным звеном в государственном  управлении лесным хозяйством.

Министерство природных  ресурсов РФ является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные  функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства  лесов и ведения лесного хозяйства.

Министерство природных  ресурсов РФ является федеральным органом  управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом  в таких областях государственного управления, как использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство  лесов, охраны окружающей природной  среды, контроля и регулирования  использования объектов животного  мира и среды их обитания.

Осуществляя регулирование  лесных отношений, органы управления не могут быть субъектами правоотношений по хозяйственной эксплуатации лесных ресурсов. В частности, федеральные  органы лесного хозяйства и их подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины  в порядке рубок главного пользования.

С учетом законодательства можно выделить несколько направлений  регулирования лесных отношений.

1.    Установление  правового режима лесов и земель  лесного фонда, который, как  отмечалось выше, включает в себя  распределение лесного фонда  по группам лесов и категориям  защитности, а также перевод из  одной категории или группы  в другую.

 

2. Установление непосредственного  целевого назначения конкретного  лесного участка посредством  предоставления его пользователям  по лесорубочному билету (ордеру), лесному билету, договору концессии  или лицензии.

Концессия лесного участка  предполагает, что одна сторона обязуется  предоставить другой стороне на срок от одного года до 49 лет право возмездного  пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем  участке лесного фонда.

По договору концессии  предоставляются в пользование  участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств  для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Сторонами, участвующими в заключении договора концессии, являются Правительство  РФ или уполномоченный им федеральный  орган исполнительной власти и лица, являющиеся инвесторами.

Для равного доступа всех заинтересованных лиц договор концессии  заключается по результатам проведения специального конкурса или аукциона.

Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органом государственной  власти соответствующего субъекта РФ.

Осуществление лесопользования  допускается только на основании  лесорубочного билета, ордера или  лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного  билета является договор аренды участка  лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного  фонда, протокол о результатах лесного  аукциона или решение органа государственной  власти субъекта РФ. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю на срок до одного года (при краткосрочном пользовании  лесным фондом) либо на весь срок совершения определенных работ (например, при заготовке живицы до окончания подсочки древостоев). Лесорубочный билет и лесной билет выдаются ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на указанном в нем лесном участке.

На основании ордера лесопользователем  осуществляются отдельные виды заготовки  и вывозка древесины, заготовка  второстепенных лесных ресурсов.

В ЛК РФ закреплено также, что  деятельность по использованию лесного  фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

3.Осуществление мероприятий,  обеспечивающих выполнение лесопользователем  своих прав и обязанностей, основанных  на дей­ствующем лесном законодательстве  и общих правовых принципах  (ст. 35 ЛК РФ).

Данные мероприятия могут  выражаться:

  • в подборе наиболее способных лесопользователей путем проведения лесных конкурсов (что обязательно предусмотрено лесным законодательством, например, для заключения договора концессии. Для проведения лесного конкурса создается специальная комиссия, в которую входят представитель органа государственной власти субъекта РФ (являющийся председателем), представитель федерального органа управления лесным хозяйством или его территориального органа (является заместителем председателя), а также специально уполномоченные государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Затем состав комиссии утверждается органом государственной власти субъекта РФ. Таким образом, подбираются наиболее желательные пользователи, что обеспечивает грамотное осуществление их прав и обязанностей;
  • обеспечении охраны лесов, введении ограничений в целях ее обеспечения. Так, пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п. могут быть ограничены, если этого требуют интересы пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесопло-дового или лесосеменного хозяйства, а в лесах государственных природных заповедников, национальных и природных парков и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установлением в них режимов лесопользования;
  • обеспечении свободы хозяйственной деятельности пользователей лесным фондом, связанной с использованием лесных ресурсов, устранении вмешательства, не предусмотренного законом, в его законную деятельность;
  • приостановлении или ограничении права пользования лесным фондом в случаях нарушений лесопользователем требований лесного законодательства или других'условий, предусмотренных в разрешительных документах;
  • прекращении лесопользования досрочно, если лесопользователем допущены нарушения: систематические (более двух раз) нарушения лесного законодательства, нанесшие значительный вред лесному хозяйству, а также невыполнение лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных мероприятий, несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда