Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:31, реферат
Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.
Введение………………………………………………………………………...3
Правовой режим земель лесного фонда………………………………..5
Особенности государственного управления землями
лесного фонда…………………………………………………………..14
Право пользования землями лесного фонда………………………….25
Правовая охрана и защита лесов……………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………………………………43
Перевод лесных земель в нелесные осуществляется в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и в целях, связанных с ведением лесного хозяйства. В первом случае использование земель носит многоцелевой характер, поскольку связано с объектами, не входящими в состав лесного фонда (ведение сельского хозяйства; строительство объектов, линейных сооружений, расширение поселений и др.).
Одновременно на правовой режим земель лесного фонда влияют их средообразующее, народнохозяйственное значение, а также их местоположение и выполняемые ими функции. По этому признаку леса относятся к трем группам.
Первую группу составляют леса, которые имеют особо важное экологическое, оздоровительное, санитарно-гигиеническое и защитное значение, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Леса первой группы подразделяются на категории защитности:
- водоохранные (запретные
полосы по берегам рек, озер,
водохранилищ и других водных
объектов, запретные полосы лесов,
защищающих нерестилища особо
ценных промысловых рыб и т.п.)
- защитные противоэрозионные
леса, защитные полосы лесов вдоль
железных дорог, автомобильных
дорог федерального, республиканского
и областного значения, государственные
защитные лесные полосы, ленточные
боры, другие леса в пустынных,
степных, лесостепных и
- санитарно-гигиенические
и оздоровительные (городские
леса, лесопарки, леса зеленых
зон вокруг городов, других
населенных пунктов и
- леса особо охраняемых
территорий (особо ценные лесные
массивы, леса, имеющие научное
или историческое значение, памятники
природы, орехопромысловые
Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защищенности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке, установленном Правительством РФ.
Вторая группа — это леса в районах высокой плотности населения и с развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом.
К третьей группе отнесены
леса многолесных районов, имеющие
преимущественно
Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные леса. К резервным относятся леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствие их отдаленности от транспортных путей и по другим причинам.
Важно учитывать, что при разделении лесов на группы одновременно определяются и границы занятых ими земель с учетом требований российского законодательства.
Отнесение лесов к группам означает установление режимов использования земель, и если на землях лесов первой группы устанавливается режим, соответствующий их охранительной функции, то на землях лесов второй группы применяется ограниченный режим пользования лесным фондом, а на землях лесов третьей группы осуществляется преимущественно эксплуатационный характер использования лесов для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для экологических функций этих лесов.
Классификация лесов (отнесение лесов к группам и категориям защитности) осуществляется одновременно с определением границ участков лесного фонда по каждой группе лесов и категории защитности с учетом требований земельного законодательства РФ.
Кроме того, в лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом пользования (береговые и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушки леса по границам с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и др.), т.е. режим использования земель той или иной группы лесов дополняется внутренним режимом.
Правовой режим использования
лесов можно подразделить на общий,
обязательный для любой группы и
категории защитности лесов, и особенный,
обусловленный характером использования
лесов и земель, на которых расположены
данные леса. Так, ЛК РФ устанавливает
основные принципы государственного управления
в области использования, воспроизводства,
охраны и защиты лесов; далее ЛК РФ
определяет общие права и обязанности
лесопользователей, порядок установления
возрастов рубок, а также —
расчетную лесосеку и порядок
ее утверждения. В этих статьях определяются
способы и виды рубок в зависимости
от групп лесов, по каждому пользователю
лесного фонда, так как они
предусматривают специальные
Виды и формы пользования лесным фондом установлены законом исчерпывающе и расширительному толкованию не подлежат, в силу чего использование леса осуществляется в семи формах: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки и новогодних елок); побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки, опавшего листа, камыша, куги и рогоза и др.); пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно исследовательских целях; в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Для каждой из этих форм лесопользования
установлены специальные
Особый порядок пользования
лесным фондом определен в местах
проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов и
Установление, дифференциация и изменение правового режима земель лесного фонда осуществляются путем государственного управления и государственного регулирования в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, которые наряду с общими обладают особыми чертами, обусловленными характером лесного фонда на тех или иных землях. Так, на период высокой пожарной опасности в лесах применяется режим ограниченного въезда в лесные массивы транспортных средств и ограниченного посещения населением данных лесов, а также проводятся определенные работы на отдельных участках лесного фонда. Это вводится через федеральные органы управления лесным хозяйством и его территориальные органы.
2.ОСОБЕННОСТИ
Государственное управление в области использования, воспроизводства и защиты лесов является частью государственного регулирования правового режима земель лесного фонда. Под государственным управлением землями лесного фонда понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства и защиты лесного фонда. Оно осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и специально уполномоченным органом управления лесным хозяйством.
Государственная лесная служба МПР России и ее местные подразделения (государственные комитеты, министерства и управления лесного хозяйства) являются основным звеном в государственном управлении лесным хозяйством.
Министерство природных
ресурсов РФ является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и другие специальные
функции в области
Министерство природных
ресурсов РФ является федеральным органом
управления лесным хозяйством и специально
уполномоченным государственным органом
в таких областях государственного
управления, как использование, охрана,
защита лесного фонда и
Осуществляя регулирование лесных отношений, органы управления не могут быть субъектами правоотношений по хозяйственной эксплуатации лесных ресурсов. В частности, федеральные органы лесного хозяйства и их подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования.
С учетом законодательства можно выделить несколько направлений регулирования лесных отношений.
1. Установление
правового режима лесов и
2. Установление
Концессия лесного участка предполагает, что одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.
По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Сторонами, участвующими в заключении договора концессии, являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, являющиеся инвесторами.
Для равного доступа всех заинтересованных лиц договор концессии заключается по результатам проведения специального конкурса или аукциона.
Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Осуществление лесопользования
допускается только на основании
лесорубочного билета, ордера или
лесного билета. Основанием для выдачи
лесорубочного билета и (или) лесного
билета является договор аренды участка
лесного фонда, договор безвозмездного
пользования участком лесного фонда,
договор концессии участка
На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов.
В ЛК РФ закреплено также, что деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
3.Осуществление мероприятий,
обеспечивающих выполнение
Данные мероприятия могут выражаться: