Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении понятия земель населенных пунктов, целевое назначение населенных пунктов среди других категорий земель в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- дать характеристику правовому режиму земель населенных пунктов в Республике Беларусь;
- охарактеризовать режим земель городов и поселков городского типа;
- раскрыть особенности правового режима сельских населенных пунктов;
- дать характеристику пригородной и зеленой зонам.

Файлы: 1 файл

курсовая для люды по Земельному праву!!!!!!!!!.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 К землям городов относятся все земли в пределах городской черты.

Таким образом, можно указать на следующие правовые аспекты города:

    1. Город является административно-территориальной единицей Республики Беларусь;
    2. Город относится к числу населенных пунктов;
    3. Город является единицей, имеющей свой статус, который в основном определяется численностью населения и государственными функциями, осуществляемыми на соответствующей территории. [1. C. 175].

Как уже ранее  было отмечено, в Республике Беларусь устанавливаются три категории городов: город Минск – столица Республики Беларусь; города областного подчинения, города районного подчинения. 

Все остальные  населенные пункты (деревни, села и  другие) относятся к категории  сельских населенных пунктов.

Правовой режим  земель городских и сельских поселений неодинаков. В рамках земель городов и поселков городского типа развиваются формы использования земель, связанные с предпринимательством, крупным промышленным производством, коллективной застройкой. Земли сельских населенных пунктов могут использоваться для производства сельскохозяйственной продукции. [2. C. 369].

Землями городов являются все земли в пределах границ городов, за исключением земель, отнесенным к иным категориям в этих границах.

Как уже ранее  было отмечено, земли населенных пунктов имеют свои границы.

Стабильности  земельных правоотношений способствует и принцип сохранения размеров земельных  участков при включении их в границы  города или поселка. Данный факт не влечет прекращения права пользования, права пожизненного наследуемого владения этими земельными участками, права частной собственности на них или аренды.

Все земли городов  используются в соответствии с генеральными планами городов и планами  землеустройства территорий этих городов. Генеральные планы города Минска и областных центров (г. Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев) утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь на основании предложений облисполкома и Мингорисполкома. Генеральные планы городов областного подчинения утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь совместно с облисполкомами.

На субъектов, использующих земельные участки в городах, возложены дополнительные обязанности по благоустройству и озеленению земельных участков, сохранению и содержанию зеленых насаждений в соответствии с установленными правилами. Кроме того, они обязаны поддерживать закрепленную за ними территорию в должном санитарном и противопожарном состоянии.

Землями поселков городского типа являются все земли  в пределах их границ. Выделяют следующие  виды поселков городского типа:

    1. Городские поселки;
    2. Рабочие поселки;
    3. Курортные поселки.

Правовой режим  земель поселков городского типа аналогичен правовому режиму земель городов. [1. C.176].

Городские поселки  – это населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного  питания, бытового обслуживания.

Рабочие поселки  – населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные  при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Курортные поселки  – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, культурно-просветительные учреждения. [1.c. 378].

Таким образом, можно сделать вывод, что город  – это сложный градостроительный  комплекс. Для выполнения своих задач  для города требуется определенная земельная территория, которая обеспечивает его функционирование.

 К землям городов относятся все земли в пределах городской черты.

Земли городов  и поселков городского типа используются для осуществления предпринимательской  деятельности, крупного промышленного  производства, коллективной застройки. Все земли городов используются в соответствии с генеральными планами городов и планами землеустройства территорий этих городов.

Субъекты, использующие земельные участки в городах, возложены дополнительные обязанности  по благоустройству, озеленению земельных  участков, а также поддержание закрепленной за ними  территории в санитарном и противопожарном состоянии.

Землями поселков городского типа являются все земли  в пределах их границ. Выделяют следующие  виды поселков городского типа: городские  поселки, рабочие поселки и курортные  поселки. Отнесение к тому или иному виду поселков городского типа зависит от численности населения, места расположения, целей и функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности правового режима земель общего пользования и городской застройки

 Как уже  ранее было отмечено, город –  это сложный градостроительный комплекс, состоящий из гармонично развивающихся взаимосвязанных элементов.

Для выполнения сложнейших задач для функционирования города требуется определенная земельная  территория. Следовательно, понятие  города тесно связано с понятием земель городов.

В состав земель городов входят:

    1. земли городской застройки;
    2. земли общего пользования;
    3. земли сельскохозяйственного назначения;
    4. земли, занятые городскими лесами;
    5. земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

Земли городов находятся в ведении городских Советов и их исполнительных  и распорядительных органов. Их использование осуществляется на основании генеральных планов городов и планов землеустройства территории этих городов.

Земли общего пользования  предназначены для размещения необходимых городу сооружений и устройств, мест массового отдыха населения и иных общедоступных сооружений (городской пляж).

Эти земли состоят  из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные и т.д.), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения города (парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.д.), кладбищ и других земельных участков, предназначенных для коммунально-бытовых нужд (например, полигоны для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигоны бытовых отходов и иные земли).

Такие земли, как  правило, не предоставлены во владение или пользование отдельных лиц, а находятся в общем свободном  пользовании горожан. Часть их может  предоставляться специализированным предприятиям, которые несут соответствующие права и обязанности пользователей земли.

 Согласно  ст. 264 Гражданского кодекса Республики  Беларусь на земли общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.) без ущерба для целевого назначения таких земель.

К землям общего пользования в городах относятся  и рынки. В настоящее время  они самостоятельно решают вопросы  содержания земельных территорий, сдают в аренду торговые помещения, взимают плату  и пр.

Земли городской  застройки состоят из земель, застроенных  и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, административными  и иными строениями и сооружениями.

Данные земли  составляют важнейшую часть городских  земель. Использование всех других земель (общего пользования, земель, занятых  городскими лесами, сельскохозяйственного  использования и других угодий) определяется нуждами градостроительства и обслуживания потребностей города. Земли городской застройки подразделяются на:

    1. застроенные участки, состояние из земель под самими строениями и сооружениями;
    2. незастроенные земли, включая земельные участки под разрушенными строениями.

Эти земли выделяются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки в городах предоставляются в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, а также передаются в частную собственность граждан, юридических лиц Республики Беларусь в порядке, установленном Кодексом о земле.

 В соответствии  со ст. 33  Закона Республики  Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XII  «Об охране окружающей среды» при  размещении  зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды с учетом    ближайших   и  отдаленных  экологических,   экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением  приоритета  сохранения  благоприятной окружающей среды, биологического    разнообразия,    рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Выбор  мест  размещения  зданий,  сооружений  и  иных  объектов

осуществляется  с соблюдением требований законодательства Республики

Беларусь.

Поскольку капитальное  строительство в городах осуществляется на условиях предоставления земли в  постоянное пользование, пожизненное  наследуемое владение или собственность, то временно незастроенные земельные участки могут быть переданы в аренду или временное пользование.

Обязательной  для планирования архитектурной  и градостроительной деятельности является градостроительный проект.

 В соответствии, с определением, представленным в Законе Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № З00-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной  деятельности в Республике Беларусь» градостроительный проект (градостроительная документация) представлен как система взаимоувязанных проектных документов, в том числе планов зонирования территорий, определяющая направления и условия градостроительного развития и использования территорий.

Основные типы градостроительных проектов:

- схемы комплексной  территориальной организации Республики Беларусь и ее административно-территориальных образований;

- генеральные  планы территорий сельских Советов;

- генеральные  планы городов и других поселений;

- проекты детальной  планировки.

Градостроительный проект является юридический документ, определяющим качество среды обитания, характер застройки и уровень  благоустройства территории, сохранность  историко-культурного наследия  и природного окружения. Внесение изменений в утвержденный градостроительный проект допускается только по согласованию с его работником и утвердившим проект органом.

Состав, порядок  разработки и согласования градостроительного проекта устанавливается республиканским  органом государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью. Порядок его утверждения и проведения государственной экспертизы определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № З00-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» разработка градостроительной документации и проектной документации, застройка населенных пунктов, строительство объектов должны осуществляться с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны, и с соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, требований других правовых актов.

Объектами земельных  отношений в городах являются земельные участки (их части), в том  числе и земельные сервитуты.

Согласно ст. 268 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях – другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитутом).

Сервитут может  устанавливаться для обеспечения  прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и  эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения  водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов