Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 16:19, реферат
Целью исследования является разработка теоретического механизма формирования, закрепления и реализации принципов земельного права.
Эта цель достигалась решением следующих задач:
1) исследование понятия и классификации принципов земельного права;
2) рассмотрение конституционных основ земельного права в части формирования, закрепления и реализации принципов земельного права;
3) пути применения принципов земельного права в практической деятельности.
Введение............................................................................................................................3-4
1. Общая характеристика принципов земельного права...................................................5
1.1. Понятие принципов земельного права..................................................................5-7
1.2. Конституционные принципы регулирования земельных отношений................8-11
2. Практическое значение принципов земельного права..........................................12-14
Заключение..........................................................................................................................15
Список литературы.......................................................................................
2
Содержание
Введение......................
1. Общая характеристика
принципов земельного права....
1.1. Понятие принципов
земельного права.........................
1.2. Конституционные принципы регулирования земельных отношений................8-11
2. Практическое значение
принципов земельного права....
Заключение....................
Список литературы....................
3
Введение
Среди приемов юридической техники, призванных определить ориентиры правового регулирования тех или иных общественных отношений, несомненно, важное место занимают принципы права и законодательства.
Более того, процесс развития земельного законодательства России в настоящее время демонстрирует усиление роли принципов. Так, если в Земельном кодексе РСФСР выделялись только цели и задачи, то в Земельном Кодексе Российской Федерации сформулированы принципы данного законодательного акта и земельного законодательства в целом. Таким образом, необходимо констатировать, что в действующем земельном законодательстве России в известной степени повысилась значимость принципов.
В Земельном Кодексе закреплены основные принципы земельного законодательства, которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в Кодексе нормы-принципы являются стержнем всей системы земельного права. Они выражают сущность охраны и рационального использования земель, основу их правового регулирования и осуществления.
Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в земельных отношениях.
В настоящее время формируется практика применения положений федеральных законов о земле, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Не всегда судам легко найти правильный выход в разрешении дела при наличии коллизий правовых норм, пробелов в правовом регулировании земельных отношений, определить точное значение правовой нормы.
Именно поэтому актуально исследование принципов земельного права, прежде всего, с точки зрения их практического значения, которое проявляется при правотворчестве, при реализации права, его толковании и при систематизации законодательства.
4
Вышеназванные причины предопределили выбор темы настоящей курсовой работы.
Предметом работы являются принципы земельного права как основные начала земельного права, их система, соотношение с принципами иных отраслей права. Центральное место в работе занимает исследование проблем формирования, закрепления и реализации принципов земельного права.
Целью исследования является разработка теоретического механизма формирования, закрепления и реализации принципов земельного права.
Эта цель достигалась решением следующих задач:
1) исследование понятия
и классификации принципов
2) рассмотрение конституционных
основ земельного права в
3) пути применения принципов
земельного права в
5
1. Общая характеристика принципов земельного права
1.1. Понятие принципов земельного права
Понятие термина «принцип» берёт свое начало из римской империи и переводится с латинского языка как закон, основное правило, установка для какой-либо деятельности. Принципы права в системе правовых норм выступают исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы правовых норм, а так же непосредственно регулируют поведение участников общественных отношений.
В современных условиях наука земельного права понимает под принципами выраженные в нормах права, регулирующие земельные отношения, координирующие концепции, положения, которые определяют содержание отрасли земельного права, придают целостность и единство правовым нормам, объединенным по предмету и методу правового регулирования.
Основа принципов земельного права базируется на понимании особенностей земли как объекта общественных правовых отношений. Необходимо учитывать, что земля, с одной стороны объект природы, а с другой площадка для размещения на ней человеком различных строений и сооружений. Помимо этого на ней находятся и другие природные объекты. Выполнение землей всех этих функций одновременно и служит одним из оснований выработки особых принципов правового регулирования земельных отношений. В связи с этими функциями принципы земельного законодательства несколько отличаются от тех, что приняты иными отраслями законодательства РФ.
Принципы земельного права как отрасли представляют собой своеобразное её содержание. В сочетании с различными жизненными функциями, средствами, основами и правовыми режимами, принципы земельного права создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Для формирования представления о её системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения достаточно просто ознакомится с соответствующими принципами.
6
По мнению Г.А. Волкова, «принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы земельного права, закреплённые непосредственно в правовых нормах закона, становятся нормами-принципами ».
В своей правотворческой и правоприменительной деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, прежде всего, следуют принципам права. Соблюдение принципов земельного права обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановления часто напоминают о необходимости использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нём пробелов.
Принципы земельного права характеризуются определёнными признаками. Во-первых, они являются основополагающим в нормативно-правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить обычные нормы земельного права. Так, к примеру, недопустимо отводить под несельскохозяйственные нужды земли, являющиеся ценными сельскохозяйственными угодьями. Во-вторых, система принципов земельного права является структурной моделью этого права. В третьих принципы земельного права содержатся в конкретной иерархии, в которой одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным. Например, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства стоит выше по отношению к принципу государственного регулирования приватизации земель. В четвёртых система принципов находится в постоянном развитии.
______________________________
-«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
7
С этим учётом возникают новые принципы, а старые бесследно исчезают. Например, с введением регулируемых рыночных отношений ушел в историю принцип бесплатности землепользования, его заменил принцип платного пользования землями, вместо принципа максимального расширения фонда сельскохозяйственных угодий пришел принцип оптимального формирования этого вида угодий, поскольку беспорядочное расширение площадей под земледелие не проходит бесследно для окружающей природной среды.
______________________________
-Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право: Учебник // М.: Частное право. 2010. 344 с.;
- Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. // 2-е издание. СПб.: ООО «Питер Пресс». 2007.
8
1.2. Конституционные принципы регулирования земельных отношений
Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.
В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности, в том числе и на землю; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.
В ст. 74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. Конституция РФ предусматривает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и
9
финансовых средств. Исключением из этого общего правила являются случаи, когда ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в
сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом — Земельным кодексом Российской Федерации.
Конституция РФ определяет также сферу действия земельного законодательства — это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме того, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В этой же статье Конституции предусмотрено, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности.
______________________________
-Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустройстве»;
-Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды»;
10
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 Конституции РФ допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В современных условиях формирования рыночной экономики велика роль ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право частной собственности граждан и их объединений, право иметь в частной собственности землю. В этой же статье определены пределы осуществления земельным собственником своих правомочий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.