Приоритетные направления развития муниципального земельного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы состоит в том, чтобы на основе экономического и социально-политического анализа изучить процесс проведения муниципального земельного контроля как одного из элементов системы управления земельными ресурсами, исследовать проблемные вопросы в этой сфере и предложить способы решения данных вопросов.
Для достижения поставленной цели выбраны следующие основные задачи:
- рассмотреть систему управления земельными ресурсами;
- сформулировать и определить понятие муниципального земельного контроля как одного из элементов системы управления земельными ресурсами;

Содержание работы

Введение 1
1 Формирование муниципального земельного контроля 1
1.1 Сущность и система управления земельными ресурсами 1
1.2 Муниципальный земельный контроль и его место в системе управления земельными ресурсами 1
1.3 Взаимодействие органов государственного и муниципального земельного контроля 1
2 Проведение земельного контроля на примере Саткинского муниципального района 1
2.1 Орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль на территории Саткинского района 1
2.1.1 Контроль по соблюдению земельного законодательства 1
2.1.2 Контроль за использованием земель 1
2.2 Основные проблемы муниципального земельного контроля 1
3 Приоритетные направления развития муниципального земельного контроля 1
Заключение 1
Список используемой литературы и источников 1

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

   Введение                                                                                                     1                                                                                        

  1 Формирование муниципального земельного контроля                       1

1.1 Сущность и система управления земельными ресурсами                   1

1.2 Муниципальный земельный контроль и его место в системе управления земельными ресурсами                                                            1          

1.3 Взаимодействие органов государственного и муниципального земельного контроля                                                                                      1                                               

   2 Проведение земельного контроля на примере Саткинского муниципального района                                                                                1

2.1 Орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль на территории Саткинского района                         1        

2.1.1 Контроль по соблюдению земельного законодательства                 1

2.1.2 Контроль за использованием земель                                                   1                                           

2.2 Основные проблемы муниципального земельного контроля              1

   3 Приоритетные направления развития муниципального земельного контроля                                                                                                         1                                                                                              

         Заключение                                                                                            1                                                                              

         Список  используемой литературы и источников                              1                                                                                                                                          

         Приложения

        

 

 

Введение

Исключительная по важности роль природноресурсовых отношений закреплена статьей 9 Конституции России, которая устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа  жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующие территории. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений. Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель.

Земля, будучи вовлеченной в процесс общественного материального производства или иную сферу социальной деятельности в зависимости от целей, в которых ее используют, выполняет различные функции для органов местного самоуправления. Она служит пространственным операционным базисом, местом для размещения зданий, сооружений, устройства путей сообщения. Совершенно иную роль выполняет земля в сельскохозяйственном производстве и местом хозяйстве, где она является не только материальным условием, но и активным фактором производства. Являясь носительницей определенных естественных природных свойств, земля в сельском и лесном хозяйствах служит не только всеобщим условием труда, человек превращает ее в орудие труда, поскольку воздействует через нее на рост растению.  В отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются,  уменьшают свои полезные свойства,  выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли не уменьшается,  а увеличивается при правильном обращении с ней и рациональном ее использование и охране.

Местное самоуправление решает вопросы местного значения самостоятельно, под свою ответственность, в том числе оно регулирует земельные отношения и управляет земельными ресурсами,  а одним из важных элементов системы местного управления, который обеспечивает защиту прав и законных интересов собственников земли и землепользователей является муниципальный земельный контроль. Основная его цель заключается в оценки правового обеспечения рационального использования и охраны земель.

Интерес к исследованию этой темы закономерен, так как степень ее разработанности раскрыта в научных трудах небольшого количества авторов, а отдельные научные работы в сфере управления земельными ресурсами, в том числе муниципального земельного контроля пока отсутствуют.

Источники, регламентирующие вопросы местного самоуправления в сфере земельного контроля, представлены весьма узким и в некоторых аспектах противоречивым материалом. Законодательная база, с целью  выискивания более демократических решений важных проблем в обществе, постоянно изменяется и обновляется. Это, прежде всего, связано с тем, что земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии развития. Земельные отношения крайне политизированы. На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики. Четко не определены полномочия органов местного самоуправления направленные на решение задач по охране и рациональному использованию земель.

Проблемы, связанные с землей, можно конкретизировать постоянно, даже если Российское законодательство и экономическая политика будут на высшем уровне, идеальная стабильность земельных отношений и высший уровень управления земельными ресурсами не возникнет.

Все выше сказанное, проблемные моменты, степень разработанности и реализация  муниципального земельного контроля в сфере управления земельными ресурсами, будет являться актуальностью данной темы дипломной работы.

Цель исследования данной работы состоит в том, чтобы на основе экономического и социально-политического анализа изучить процесс проведения муниципального земельного контроля как одного из элементов системы управления земельными ресурсами, исследовать проблемные вопросы в этой сфере и предложить способы решения данных вопросов.

Для достижения поставленной цели выбраны следующие основные задачи:

- рассмотреть систему управления земельными ресурсами;

- сформулировать и определить  понятие муниципального земельного контроля как одного из элементов системы управления земельными ресурсами;

- проанализировать местное самоуправление в сфере земельных отношений; 

- изучить проблемы, подходы и структуру муниципального земельного контроля;

- исследовать взаимодействие органов власти в сфере земельного контроля; 

- просмотреть деятельность контролирующих органов Саткинского района;

- сделать анализ управления  земельными ресурсами Саткинского  муниципального района и выявить  основные проблемы в данной области;

- разработать предложения по  совершенствованию муниципального земельного контроля.

Указанные цели и задачи обусловили следующую структуру работы: работа состоит из трех глав. Первая глава раскрывает общую характеристику и особенности муниципального земельного контроля. Две последующие главы направлены на более подробное рассмотрение с использованием конкретных примеров на отдельно взятой территории и разработки предложений по совершенствованию данной сферы отношений.

 

 

1 Формирование муниципального земельного контроля

 

  1.1 Сущность и система управления земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами - это, пожалуй, один из главных вопросов, определяющих генерацию,  существование и пути развития государства и человеческого общества в целом. От того, как  он поставлен, решается и используется в данный момент времени,  зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества как, впрочем, и каждого в отдельности.

Управление тесно связано с владением, распоряжением и пользованием землей. В юридическом смысле данную связь можно охарактеризовать как содержание правомочий, то есть обеспеченную возможность поведения в сфере земельных отношений. 1

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется правовыми средствами, включает в себя административный и экономический механизмы воздействия на участников таких отношений. Земля по-прежнему играет роль важнейшего для человечества объекта материального мира, отсюда возникает и необходимость надлежащим образом регулировать земельные отношения.

Конституция Российской Федерации содержит требование обеспечить: рациональное и эффективное использование земель; их охрану от нерационального использования, порчи, радиоактивного и химического заражения; восстановление и улучшение возобновимых природных ресурсов и экономное расходование невозобновимых.2 Все это - как в интересах каждого землевладельца и природопользователя, предприятия, каждого территориального коллектива, каждого субъекта России, так и во всеобщих интересах многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, как ныне живущих, так и будущих поколений.

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами отношений по использованию природных ресурсов, а также - под демократическим общественным контролем - органами государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время Россия принципиально изменила структуру управления земельными ресурсами. За короткий срок в стране была создана стройная вертикальная структура органов от уровня федерации до административного района. В первый же год она показала высокую эффективность по всем направлениям деятельности. Однако в последующие годы статус этой структуры несколько раз понижался, ее функции постоянно изменялись, многочисленные реорганизации существенно снижали эффективность деятельности. Госкомзем РФ то присоединяли к Министерству сельского хозяйства и продовольствия, то вновь выделяли в самостоятельную структуру с понижением статуса, то объединяли с Госстроем. Наконец, преобразовали в Федеральную службу земельного кадастра с передачей от бывшего Госкомзема Министерству имущественных отношений основной функции - регулирования земельных отношений. В результате единый процесс управления единым объектом – земельным фондом России организационно был разделен между несколькими федеральными органами исполнительной власти. В последующем это произошло по всей вертикали – до муниципальных образований.

Естественно, что сложнейший процесс управления земельными ресурсами не может осуществляться только подразделениями министерств и ведомств и их региональными структурами. Он обеспечивается и научными, и проектными, и самостоятельными общественными организациями и, конечно же, органами местного самоуправления.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

К административным методам правового управления земельной собственностью относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра, создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.

Содержание государственного управления земельной собственностью проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Управление собственностью, в том числе землей, со стороны государства чаще всего осуществляется путем участия представителя государства в управлении предпринимательской структурой. Важно лишь отметить, что мандат на участие в управлении частью собственности, принадлежащей государству или региону, который выдается государственному или муниципальному служащему, должен накладывать ограничения на свободу его усмотрения уже как должностного лица предпринимательской структуры. Содержание этих ограничений вытекает из декларированной экономической политики.3

Управление земельной собственностью представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками не закрепленные на праве собственности за Российской Федерацией и ее субъектами, то есть не разграниченными землями.

Большинство вопросов местного самоуправления может быть урегулировано федеральным законодательством, в том числе и по вопросам, находящимся в сфере совместного ведения Федерации и субъектов Федерации. Законодательство субъектов Федерации по регулированию местного самоуправления должно носить дополняющий характер по отношению к федеральному законодательству.

Местное самоуправление в государстве используется преимущественно для выполнения трех основных функций. Во-первых, для выполнения функции непосредственного обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения: обеспечение жильем, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание условий для получения основного общего образования, необходимой медицинской помощи, торгового, бытового, культурного обслуживания населения и т.п. Данные задачи местная власть способна решать более оперативно и эффективно, так как имеет наиболее полное представление о потребностях населения и местных условиях. Во-вторых, местное самоуправление необходимо для более полного и эффективного привлечения и использования местных человеческих, природных и иных ресурсов. Выявление и оптимальное использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению налоговой базы, уменьшению безработицы, повышению благосостояния населения. Хотя масштаб местных ресурсов невелик, в целом по стране они составляют значительную величину. Местное самоуправление также необходимо для обеспечения функционирования обратной связи в государственном управлении, т.е. для организации непосредственного взаимодействия с населением.4

Информация о работе Приоритетные направления развития муниципального земельного контроля