Схема землеустройства при организации рационального природопользования на территории Шурышкарского района ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель проектирования - разработать схему землеустройства для организации использования земель в целях рационального природопользования на территории Шурышкарского лесхоза, Шурышкарского района.
Задачи проектирования:
1.Охарактеризовать сложившееся природопользование на территории лесхоза Шурышкарского района;
2.Охарактеризовать природные ресурсы и организацию их использования.
3.Проанализировать организацию использования земель особо охраняемых природных территорий Шурышкарского лесхоза.
4. Выявить недостатки размещения существующих особо охраняемых природных территорий и сформировать особо охраняемые природные территории на перспективу;
5.Охарактеризовать земельные участки существующих родовых хозяйств, выявить недостатки их размещения и предложить совершенствование размещения родовых хозяйств;
6.Охарактеризовать размещения существующих лицензионных земельных участков и сформировать территории приоритетного недропользования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........... 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕГОСЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ШУРЫШКАРСКОГО РАЙОНА........................................................................................................ 6
1.1 Общие сведения…………………………………............................ 6
1.2 Характеристика природных условий…………………………… 8
1.3 Особенности земельного кадастра России ................................... 9
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ……............................... 13
2.1 Характеристика сложившихся земельных участков особо охраняемых природных территорий.......................................................... 23
2.2 Выявление недостатков размещения существующих особо охраняемых природных территорий.......................................................... 25
2.3 Формирование особо охраняемых природных территорий на перспективу................................................................................................... 26
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ................................... 27
3.1 Характеристика земельных участков существующих родовых хозяйств......................................................................................................... 38
3.2 Выявление недостатков размещения земельных участков существующих родовых хозяйств.............................................................. 39
3.3 Совершенствование размещения земельных участков родовых хозяйств......................................................................................................... 40
4 . ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ..............................................................................42
4.1 Характеристика размещения существующих лицензионных участков …………………………………………………............................49
4.2 Формирование территорий приоритетного недропользования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ......................................... 52

Файлы: 1 файл

курсовая3.docx

— 102.18 Кб (Скачать файл)

Владельцы родовых угодий самостоятельно используют в соответствии с законодательством природные  ресурсы угодий для ведения традиционного  хозяйствования (охоты, рыболовства, животноводства, оленеводства, сбора дикоросов и пр.), а также для удовлетворения собственных хозяйственных и бытовых потребностей.

Владельцы угодий имеют право  использовать в установленном порядке  для нужд своего хозяйства имеющиеся в пределах угодий общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также возводить жилье, культурно - бытовые и хозяйственные строения и сооружения.

Владельцы угодий обязаны  соблюдать традиции природопользования коренного населения. Использование  ресурсов общинных угодий осуществляется также в соответствии с порядком, установленным в общине.

Владельцы родовых угодий вправе самостоятельно распоряжаться  продуктами традиционных промыслов, если иное не предусмотрено действующим  законодательством, в том числе  реализовывать их на договорной основе предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. [4]

Правила пользования землями традиционного  природопользования устанавливаются  субъектами Российской Федерации в  соответствии с земельным, лесным, природоохранным  и иным специальным законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

Предоставление земель традиционного  природопользования:

1. Земли традиционного  природопользования предоставляются  из земель, находящихся в федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации или муниципальной  собственности, в районах проживания  и хозяйственной деятельности  малочисленных народов.

2. Лицам, семьям и родовым  общинам малочисленных народов  земли традиционного природопользования  предоставляются в пожизненное  наследуемое владение, а территориально - соседским общинам в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земель традиционного  природопользования лицам, семьям или  родовым общинам малочисленных  народов осуществляется на основании  заявления лица или совершеннолетних членов семьи или родовой общины.

3. Территориально - соседским  общинам земли традиционного  природопользования выделяются  по ходатайству, принятому на  основании решения общего собрания  общины.

4. Заявление (ходатайство)  направляется в соответствующие  органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  или в органы местного самоуправления.

В заявлении (ходатайстве) обосновывается необходимость предоставления земель традиционного природопользования, а также указываются местоположение этих земель, их размеры и границы, необходимые для ведения традиционного  хозяйствования с целью обеспечения  не истощительного природопользования.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления совместно с региональными ассоциациями малочисленных народов принимают решение о предоставлении земель традиционного природопользования, определяют размеры и границы этих земель в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

6. Предоставление земельных  участков для целей, указанных  в настоящей статье, из состава  земель, находящихся в федеральной  собственности, осуществляется после  передачи указанных земельных  участков в собственность субъектов  Российской Федерации.

7. Предоставление земель  традиционного природопользования, находящихся в собственности  нескольких субъектов Российской  Федерации, производится совместным  решением органов исполнительной  власти этих субъектов, совместно с региональными ассоциациями малочисленных народов.

8. Лицам, семьям и общинам  малочисленных народов, получившим  во владение и пользование  земли традиционного природопользования, выдается свидетельство установленного  образца на право владения  и пользования этими землями.

9. Права владения и  пользования землями традиционного  природопользования лицами, семьями  и общинами малочисленных народов  и все последующие изменения  этих прав подлежат государственной  регистрации. [4]

Родовые угодья - естественно - природный  комплекс территорий (леса, реки, их берега, озера, болота, луга, пастбища и др.), на которых исторически  сложились образ жизни и формы  традиционного хозяйствования коренных жителей.

Родовые угодья предоставляются в пределах территорий приоритетного природопользования.

Выделение родовых угодий осуществляется, по возможности, в границах земель, которыми традиционно пользовались предки данной семьи, с учетом фактического использования угодий на момент выделения.

Споры о размере и границах угодий рассматриваются соответствующей администрацией, в ведении которой находятся земли, и судом.

 Администрация, учитывая интересы всех жителей, проживающих в данной местности, определяет места общего круглогодичного или сезонного пользования для любительской охоты и рыбной ловли, сбора дикоросов, заготовки кормов и выпаса скота. Данные земли не отводятся под родовые угодья.

Продажа, дарение или иное отчуждение, а также залог, передача в обеспечение обязательств угодий владельцами не допускаются, за исключением  случаев передачи права владения по наследству.

В случае невозможности временно использовать угодье владельцем (служба в армии, болезнь и т.д.) оно  может быть передано с его согласия другому лицу во временное пользование, в том числе в аренду. Передача осуществляется решением администрации, предоставившей угодье, с учетом мнения органа управления общиной.

Формирование  территорий традиционного природопользования производится в процессе составления специального проектного документа - специальной или комплексной схемы землеустройства района. В ней производится межотраслевое перераспределение земель без изменения форм собственности и категории земель. Размеры и границы территорий приоритетного природопользования (родовых угодий) устанавливаются с учетом исторически сложившихся границ и перспективного развития традиционного промысла и хозяйствования, численности коренных народов и лиц, к ним приравненных, состава семейных (родовых) или территориально-соседских общин, перспектив их развития, основных маршрутов оленеводческого кочевания, создания резервного запаса земель и характера ведения традиционного промысла и хозяйствования, а также расположения и ценности ресурсов традиционного природопользования и ограничений, приведенных выше. Границы этих территорий располагаются по живым урочищам, дорогам и квартальной сети на землях лесного фонда.

Территориальное (межхозяйственное) землеустройство  разграничивает по территории сферы традиционного природопользования между его отдельными субъектами. При этом решаются следующие вопросы:

-определение  площадей землепользовании родовых хозяйств путем набора целых геоботанических контуров и вычисления площадей частей контуров, резанных границами хозяйств;

  • определение обеспеченности природными биологическими ресурсами (в стоимостном выражении) всех членов родовых семей по каждому хозяйству;
  • разработка предложений по перераспределению земель традиционного природопользования (родовых угодий);
  • установление новых и уточнение внешних границ существующих землепользовании, которые совмещаются с существующей квартальной сетью по материалам лесоустройства на основании материалов по установлению территории традиционного природопользования на чертеж наносятся свободные (нераспределенные) земли, пригодные для использования в традиционных для коренных малочисленных народов отраслях и промыслах;
  • разработка направлений рационального использования биологических природных ресурсов (на каждое землепользование определяется приоритетное направление использования предоставленных земель и связанных с ними природных ресурсов; разрабатываются рекомендации по очередности и порядку освоения природных ресурсов, а также возможной передаче в аренду отдельных участков земель и связанных с ними природных ресурсов; разрабатываются предложения по размещению производственных объектов по приемке, переработке и реализации продукции традиционных отраслей и промыслов). [7]

Проектные границы  землепользовании для осуществления традиционного природопользования устанавливаются по границам хорошо опознаваемых на местности природных объектов, линейных сооружений, квартальной сети. Они на местность не выносятся, а указываются в письменной или в устной форме землепользователям (метод землеуказания). Межевание этих земель по причине сложности проведения, невозможности дальнейшего сохранения на местности межевых знаков и границ не проводится.

Характер использования  земельных участков связан с направлением традиционного природопользования, ограничениями и обременениями  в использовании земли и других природных ресурсов, с разработкой комплекса мероприятий по охране земель и природных биологических ресурсов в частности, для оленеводческого направления устанавливаются участки сезонного выпаса (летний, раннеосенний, позднеосенний, зимний, ранневесенний,  поздневесенний,  резервные); для промыслового направления - участки охоты и рыбной ловли по сезонам, для рекреационного - периоды для видов рекреационной деятельности.

 

    1. Характеристика земельных участков существующих родовых хозяйств

 

На территории Шурышкарского лесхоза расположены 4 родовых хозяйства: Тодококс, Ма-Бентокс, Бол.Собахино, Елаба, из которых два родовых хозяйства промыслового типа, два – подсобного типа.

Промысловое направление  связано с заготовкой (добычей) природных  ресурсов с целью их продажи, а  подсобное направлено на обеспечение  личных потребностей всех членов семьи, общины в продуктах питания и  других предметах потребления.

Родовое хозяйство Тодококс (№1):тип хозяйства – подсобный, специализация хозяйства - комплексная. Число пользователей – 5 человек. Место постоянного жительства пользователей – территория родового хозяйства. Территория хозяйства состоит из одного участка площадью 668 га, находится на землях лесхоза. Площадь на одного пользователя составляет 134 га/чел. Расстояние от постоянного места жительства пользователей до ближайшего населенного пункта Березовка составляет2,9 км, из которых 2,4км водный путь, транспортная доступность – 83%.

Родовое хозяйство Ма-Бентокс (№2):тип хозяйства – подсобный, специализация хозяйства – рыболовный промысел. Число пользователей – 10 человек. Место постоянного жительства пользователей – территория родового хозяйства. Территория хозяйства состоит из одного участка площадью 645 га, находится на землях лесхоза. Площадь на одного пользователя составляет 65 га/чел. Расстояние от постоянного места жительства пользователей до ближайшего населенного пункта Хвойное составляет 4,1 км, из которых 1,8км водный путь, 1,8 км зимние дороги, транспортная доступность – 44%.

Родовое хозяйство Бол.Собахино (№3):тип хозяйства – промысловый, специализация хозяйства - охотохозяйство. Число пользователей – 15 человек. Место постоянного жительства пользователей – территория родового хозяйства. Территория хозяйства состоит из одного участка площадью 791 га, на землях лесхоза находится 774 га, на землях лицензионного участка 17га. Площадь на одного пользователя составляет 53 га/чел. Расстояние от постоянного места жительства пользователей до ближайшего населенного пункта Хвойное составляет 8,1 км, из которых 2.4 км водный путь, 2 км зимние дороги, транспортная доступность – 28%.

Родовое хозяйство Елаба (№4):тип хозяйства – промысловый, специализация хозяйства – оленеводство. Число пользователей – 25 человек. Место постоянного жительства пользователей – территория родового хозяйства. Территория хозяйства состоит из одного участка площадью 874 га, на землях лесхоза находится 688 га, на землях особо охраняемой природной территории 186 га. Площадь на одного пользователя составляет 35 га/чел. Расстояние от постоянного места жительства пользователей до ближайшего населенного пункта Хвойное составляет 8,2 км, из которых 5,8 км водный путь, 0,3 км зимние дороги, транспортная доступность – 67%.

 

3.2 Выявление недостатков размещения земельных участков существующих родовых хозяйств

 

В ходе землеустроительного  обследования размещения земельных  участков существующих родовых хозяйств выявлены недостатки, которые предполагается устранить методами землеустройства:

При проведении обследования в родовом хозяйстве Тодококс (№1) выявлен недостаток:

  1. отсутствие транспортной связи 0,5 км, отсутствие зимней, тракторной, автомобильной дороги.

При проведении обследования в родовом хозяйстве Ма-Бентокс (№2) выявлен недостаток:

  1. отсутствие транспортной связи 0,5 км, отсутствие тракторной, автомобильной дороги.

При проведении обследования в родовом хозяйстве Бол.Собахино (№3) выявлен ряд недостатков:

  1. недостаточная площадь на одного пользователя – 53 га/чел, по сравнению со средним значением по лесхозу – 55 га/чел.
  2. Наложение с лицензионными участками, площадь наложения составляет 17 га.
  3. Отсутствие транспортной связи 3,7 км, отсутствие тракторных, автомобильных дорог.

При проведении обследования в родовом хозяйстве Елаба (№4) выявлен ряд недостатков:

  1. недостаточная площадь на одного пользователя – 35 га/чел, по сравнению со средним значением по лесхозу – 55 га/чел.
  2. Наложение с особо охраняемой природной территорией. Площадь наложения составляет: 186 га, из них наложение с хозяйственной зоной – 72 га, с рекреационной зоной – 114 га.
  3. Отсутствие транспортной связи 2,1 км, отсутствие тракторных, автомобильных дорог.

 

3.3 Совершенствование  размещения земельных участков  родовых хозяйств


 

В целях совершенствования  размещения земельных участков родовых  угодий предлагаются следующие мероприятия:

Для Родового хозяйства Тодококс (№1) требуется обеспечение транспортной связью – предполагается строительство зимних, тракторных и автомобильных дорог.

Для родового хозяйства Ма-Бентокс (№2) также требуется обеспечение транспортной связью – предполагается строительство тракторных и автомобильных дорог.

У родового хозяйства Бол.Собахино (№3) была выявлена недостаточная площадь на одного пользователя, недостаток может быть устранен за счет расширения площади хозяйства на 30 га в восточную сторону от родового хозяйства. Устранение наложения с лицензионным участком будет проводиться путем предоставления равноценного участка, равного площади наложения (17 га), за счет земель лесхоза. Также требуется обеспечение транспортной связью – предполагается строительство тракторных и автомобильных дорог.

У родового хозяйства Елаба (№4) была выявлена недостаточная площадь на одного пользователя, недостаток может быть устранен за счет расширения площади хозяйства на 500 га в северную и южную стороны от родового хозяйства. Устранение наложения с особо охраняемой природной территорией не требуется, поскольку наложения на заповедную зону не выявлено. Наложения имеются в хозяйственной зоне, площадь наложения составляет 72 гектара и рекреационной зоне, площадь наложения составляет 114 гектаров. Также требуется обеспечение транспортной связью – предполагается строительство зимних, тракторных и автомобильных дорог.

 

 

 

 

 

 

 

4.ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Недропользование наряду с землепользованием является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Это обусловлено статусом природных ресурсов, определенным в Конституции Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Деятельность любого добывающего предприятия неразрывно связана с использованием полезных свойств недр, что делает весьма важным вопрос об их рациональном использовании и охране.

В России выделяют  два  вида недропользования:

- общее;

- специальное.

Общее недропользование регулируется законом Российской Федерации № 2395-1 "О недрах". Под общим недропользованием понимается право владельцев земельных участков в границах своего участка осуществлять  без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд до пяти метров,  а так же устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения, соблюдая законодательство и интересы соседних землепользователей. Для осуществления права общего недропользования не требуется специального разрешения (лицензии).

Информация о работе Схема землеустройства при организации рационального природопользования на территории Шурышкарского района ЯНАО