Шпаргалка по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка

Описание работы

1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.

Файлы: 1 файл

Аграрное-шпоры.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

1. При прекращении  крестьянского (фермерского) хозяйства  в связи с выходом из него  всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 настоящего Кодекса.

Земельный участок в  таких случаях делится по правилам, установленным настоящим Кодексом и земельным законодательством.

  1. Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
  2. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Статья 259. Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства

  1. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как 
    юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
  2. Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с п. 3 ст. 258 настоящего Кодекса.

59. Аграрная реформа  и организационно-правовые формы  с\х коммерческих организаций.

Начало аграрной реформы  связано с указом президента от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». До этого в 1990 г. были приняты законы, которые являлись предпосылкой к аграрной реформе.

24 декабря 1990 г. –  закон «О собственности в РСФСР». Особенность – перечислены виды п/п, которые м.б. созданы в РФ. Формы собственности на имущество этих п/п. Перечень был исчерпывающий, т.е. не допускающий никаких дополнений.

К числу п/п относились – коллективные, арендные, кооперативы, колхозы (как вид кооперативов). Форма  собственности на их имущество – коллективная (долевая или совместная).

Закон направлял Россию на путь создания народных п/п. Т.е. 75 % акций  у работников п/п и сделки с  ними в рамках п/п.

25 декабря 1990 г. –  закон «О п/п и предпринимательской  деятельности» прямо противоположный по содержанию закону от 24.12.90 г. К числу п/п относились: ОАО и ЗАО, т.е. АОЗТ и АООТ, ТОО, смешанные товарищества, ИЧП, унитарные (гос) п/п. Форма собственности – общая, долевая. Этот закон направлен в сторону частных п/п. Общая долевая собственность давала возможность остаться собственником внесенного имущества. На закон возлагалась задача привлечь население в предпринимательскую деятельность.

1992 г. все с/х п/п  реорганизуются в соответствии  с законом от 25.12.90 г. в новые  хозяйственные формы.

29.12.91. принято постановление  правительства № 86 «О порядке  реорганизации колхозов и совхозов»,  в нем разрешено реорганизоваться  в соответствии с иными законодательными  актами. Это давало возможность маневра.

Июнь 1992 г. В Москве состоялось совещание работников АПК, где приняли решение о недопустимости реформирования с/х в России. По указу президента нужно было разредить ситуацию.

4.09.92 постановление №  708 «Положения о реорганизации  колхозов и совхозов и приватизации  гос с/х п/п». Им допускалось сохранения прежней формы хозяйствования.

Далее ситуация меняется из-за I части ГК, который вступил в силу 1.01.95 г. Вместо режима общей долевой собственности ГК вводил режим обособленности имущества юр лиц от его учредителей.

1.02.95 г. постановление  № 96 «О порядке осуществления прав собственника зем долей и имущественных паев», предусматривались различные варианты использования земель.

ГК предписывает юр лицам  до его введения, привести их учредительные  документы в соответствии со специальными законами. И вследствие этого принимаются: 26.12.95 « Об АО», 8.01.98 «об ООО», 8.12.95 «о с/х кооперации» (единственный закон, адаптированный к с/х), 8.05.95 «О производственных кооперативах», 11.10.02 «О гос и муниципальных унитарных п/п».

В соответствии со ст. 15 конституции РФ общепризнанные м/днародные нормы права являются частью правовой системы России, причем, если отечественное законодательство противоречит общепринятым м/днародным нормам, то приоритет имеют м/днародные нормы права.

Организационно-правовые формы с\х коммерческих организаций:

Каков правовой статус с\х товариществ?

ГК предусматривает  два вида товариществ: полные и на вере (коммандитные). Полным признается такое товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества.

В товариществах же на вере (коммандитных), наряду с участниками (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов. Они не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и «доверяют» осуществлять таковую полным товарищам. Сами же от имени товарищества могут выступать лишь по надлежащим образом оформленной доверенности.

Сельскохозяйственные  товарищества имеют определенную специфику. Поэтому их правовой статус должен определяться, помимо общих положений, содержащихся в ГК РФ, также специальным законодательством.

Каков правовой статус аграрных хозяйственных обществ?

Из предусмотренных  ГК видов хозяйственных обществ  наибольшее распространение получили акционерные общества, которые вместе с товариществами составляли 55% новых хозяйственных формирований на селе.

Правовой статус акционерных  обществ, помимо норм ГК, определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах». Согласно статье 2 Закона акционерным обществом при- знается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательства общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Что же касается акционеров, не полностью оплативших акции, то они несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества, как  и товарищества, являются юридическими лицами, имеют в собственности обособленное имущество, учитываемое на их самостоятельных балансах. Они вправе приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

В Законе подробно определен  порядок создания и ликвидации акционерного общества, правовой режим его имущества, правомочия общего собрания акционеров, совета директоров и др.

В ст. 1 Закона предусмотрено, что особенности создания и правового положения акционерных обществ, образованных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других с\х предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для с\х производителей, определяются фед законами. Впредь до введения таких законов названные акционерные общества действуют на основании правовых актов РФ, принятых до введения в действие настоящего ФЗ.

Каков правовой статус с\х производственных кооперативов?

Сельскохозяйственные  производственные кооперативы издавна занимают одно из ведущих мест в сельскохозяйственном производстве. Их правовой статус определяется нормами, содержащимися как в ГК РФ, так и в специальном ФЗ от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации».

Сельскохозяйственный производственный кооператив - это кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном труде членов кооператива.

В Законе определены три  вида с\х производственных кооперативов: сельскохозяйственная артель (колхоз): рыболовецкая артель (колхоз); кооперативное хозяйство (коопхоз).

Однако данный перечень не является исчерпывающим. В Законе предусмотрена возможность создания и иных кооперативов при соблюдении требований, установленных настоящим Законом. Сельскохозяйственная (рыболовецкая) артель создается гражданами на основе добровольного членства, объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества и передачи их в паевой фонд кооператива

В отличие от с\х и  рыболовецких артелей, коопхоз создается  главами крестьянских (фермерских) хозяйств и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Он создается на основе Добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для иной связанной с сельским хозяйством деятельности, основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов. Однако земельные участки остаются в собственности (владении или аренде) крестьянских или личных подсобных хозяйств и передаче в паевой фонд коопхоза не подлежат, за исключением земель, предназначенных для его общественных нужд. Кооператив подлежит обязательной государственной регистрации.

В Законе «О сельскохозяйственной кооперации» оговорено, что члены  колхоза, хозяйственного товарищества, общества, а также трудовой коллектив совхоза с согласия собственника вправе принять решение о сохранении существующей формы хозяйствования с приведением ее в соответствие с действующим законодательством.

Каков правовой статус гос и муниципальных унитарных  предприятий в сельском хозяйстве?

Государственные сельскохозяйственные предприятия, несмотря на осуществленную приватизацию и реорганизацию совхозов, составляют и в настоящее время значительную часть аграрных товаропроизводителей, перерабатывающих и сервисных формирований.

ГК РФ предусматривает два вида гос и муниципальных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Новым является само понятие  унитарного предприятия, под которым понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом имущество такого предприятия является неделимым, т. е. оно не может быть распределено, в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Согласно Феду закону от 14 ноября 2002 г. «О гос и муниципальных  унитарных предприятиях»1 (ст. 2 п. 2) в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное гос предприятие и гос предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
  • унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению компетентного гос органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом такого предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным органом. Размер уставного фонда не может быть меньше суммы, определенной законом о гос и муниципальных предприятиях.

Такое предприятие вправе создавать дочерние предприятия, также основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, обладают значительно меньшим объемом прав. Как предусмотрено ст. 116 ГК РФ, в случаях, установленных Законом «О гос и муниципальных унитарных предприятиях», на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Учредительным документом такого предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

60. Общая характеристика  и особенности правового положения  с\х коммерческих организаций.

написан

61. Понятие и классификация имущества с\х коммерческих организаций.

Деление имущества на движимое и недвижимое имеет особо  важное значение для аграрного сектора К недвижимому имуществу отнесены земельные участки, недра и все, что прочно с ними связано, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе многолетние насаждения, здания, сооружения и др. Заслуживает внимания и то, что к недвижимому имуществу относятся предприятия, под которыми здесь понимается комплекс имуществ, используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Отнесение земли, недр и  всего, что прочно связано с ними, к недвижимости, означает, что в нашем законодательстве восстановлено деление вещей, традиционное для многих систем права, в том числе и для дореволюционного российского. И это не является случайным. Это закономерное следствие глубинных процессов, происходящих в настоящее время во всех социально-экономических отношениях, в том числе и непосредственно связанных с землей и ее использованием в производственно-хозяйственном и гражданском обороте. Земля -главное средство сельскохозяйственного производства. В силу этого земля и все, что неразрывно связано с ней, квалифицируемое действующим законодательством как недвижимость, являются основными составляющими элементами материально-технической базы с\х коммерческих организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Аграрному праву"