Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 19:46, шпаргалка
ЗП-совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли в целях организации ее эффективного использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, защиты прав и охраняемых законом интересов участников земельных отношений,а также обеспечения устойчивого развития РБ. Предметом ЗП- выступают общ.отношения,выступающие по поводу использования охраны земли, в отнош. Соц.связей в области землепользования применяются в осн. Диспозитивный метод ,по поводу охраны земли императивный.
1.1. ЗП-совокупность правовых норм
1.2. Система источников ЗП
1.3. Земельные правоотношения
1.4. Субъектами земельных правоотношений
1.5. Объектами земельных правоотношений
1.6. Содержание земельных правоотношений
1.7. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений
1.8. В государственной собственности находятся земли
1.1. ЗП-совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли в целях организации ее эффективного использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, защиты прав и охраняемых законом интересов участников земельных отношений,а также обеспечения устойчивого развития РБ. Предметом ЗП- выступают общ.отношения,выступающие по поводу использования охраны земли, в отнош. Соц.связей в области землепользования применяются в осн. Диспозитивный метод ,по поводу охраны земли императивный. Принципы ЗП – это исходные, фундаментные положения, отражающие наиболее важные особенности ЗП, его сущность, систему норм и институтов, а также задачи и цели.
1) принцип рационального использования и охраны земли – главный принцип ЗП. Рациональное использование земли – это наиболее эффективное использование ее полезных свойств, обеспечение получения с единицы земельной площади наивысшего в сложившихся условиях количества качественной продукции при минимальных затратах и одновременном соблюдении требований по охране земель и проведения необходимых мероприятий по их защите.
2) принцип сочетания частных и общегосударственных интересов при использовании земли
3) принцип пользования землей на основе различных форм собственности
4) принцип государственного контроля за использованием земли
5) принцип приоритета сохранения особо ценных и особо охраняемых земель
6) принцип платности использования земли – согласно ст.31 и 32 кодекса «о земле»
1.2. Система источников ЗП перечислена в ст.2 кодекса «о земле», который устанавливает что земельные отношения регулируются конституцией, актами президента, кодексом «о земле», а также принимаемые в соответствии с ними иные акты законодательства. Центральное место среди источников права занимает Конституция, она устанавливает что территория Беларуси едина и неотчуждаема. Конституция являет право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда причиненного нарушением этого права. Государство в соответствии с конституцией осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе и земли в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Охрана окружающей среды является долгом каждого.
Кодекс «О земле» принят 23 июля 2008 года представляет собой систему законодательных актов, регулирующих земельные отношения. В кодексе «о земле» регламентируются отношения собственности по владению, пользованию и аренде земли, по предоставлению и изъятию земель. К источникам ЗП относятся декреты и указы. Президентским указом было утверждено положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, положение о порядке перевода земель с одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам. В последнее время среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения значительное место занимают отдельные законы, принятые на основании и соответствии с конституцией и направленные на регулирование земельных отношений в условиях рыночного преобразования.
Среди законов, относящихся к источникам ЗП можно выделить следующие:
1) закон «о крестьянском (фермерском) хозяйстве»
2) закон «о правовом
режиме территории
3) закон «о платежах за землю»
4) закон «об особо охраняемых природных территориях»
5) закон «об охране окружающей среды»
6) закон «об архитектурной,
градостроительной и
Постановление правительства, принятое им для более точной детализации положений кодекса «о земле» и иных актов земельного законодательства. Источниками ЗП являются постановления, инструкции, правила Министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.
Акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы затрагивающие земельные отношения. Нормы, регулирующие земельные отношения содержатся в источниках экологического, водного, лесного и горного права. Нормы связанные с регулированием земельных отношений содержатся в источникахз административного и уголовного права, и гражданского права – общие положения о регулировании сделки с земельными участками, о возмещении вреда причиненного нарушением земельного законодательства. Особое место среди источников ЗП занимают международные договоры РБ. В юридической литературе также предлагается относить к источникам ЗП общие принципы права, нормативные договоры, обладающие юридической силой обычаи, судебную практику.
1.3.Земельные правоотношения – урегулированные нормами земельного
права общественные отношения возникающие
в области использования и охраны земель.
Они относятся к сложным юридическим категориям,
т.к. включают в свой состав несколько
элементов: субъекты, объекты и содержание.
Земельные правоотношения можно подразделить
на след.виды:.1.правоот-я,
1.4.Субъектами земельных правоотношений в соответствии
законодательством являются государство
Республика Беларусь, ее административно-
1.Президент РБ
2.Совет Министров РБ
3.гос.органы, осущ. Гос-ое регулирование
и управление в области
4.Граж-не РБ, иностр гр-не и лица без гражд-ва.
5.ИП
6.ЮР РБ
7.Иностр юридич лица и их представители
8.иностр.гос-ва, дипломатические и консульские учреждения иностр гос-в.
9.междунар-ые орг-ии и их
1.5.Объектами земельных правоотношений могут быть: земля; отдельные категории и виды земель; земельные участки (их части), права на землю.
Земля выступает в земельных правоотношениях как компонент окружающей среды (природный объект) и природный ресурс. К ней относятся все земли, расположенные в пределах территории РБ, составляющие земельный фонд. В качестве природного объекта земля представляет собой часть суши и покрытой водами поверхности включая почву, как природный ресурс земля рассматривается в виде земельных участков, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности.
Под категорией земель понимаются земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны.
Видом земель являются земли, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования и охраны.
Земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющей границы и целевое назначение и рассматриваемый, как правило, в неразрывной связи с расположенными на нем капитальными строениями (зданиями, сооружениями) (ст.1 КоЗ).
Граница земельного участка – разграничительная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющая земельный участок от других земель, земельных участков.
Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.
Слияние земельных участков может быть произведено, если они являются смежными, имеют одинаковое целевое назначение и при этом не превышают предельные размеры земельных участков, установленных КоЗ, а также не нарушаются другие требования земельного законодательства.
1.6.Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности землепользователей, изложенные в (ст. 69 и 70 КоЗ). При этом законодательством определены как общие для всех землепользователей права и обязанности в области использования и охраны земель, так и специальные, которые зависят от титула на котором осуществляется право пользования земельным участком: право собственности; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного пользования; право временного пользования; аренда (субаренда).
В частности землепользователи имеют право:
Землепользователи обязаны:
1.7. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений – юридические факты, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений. В зависимости от юридических последствий факты делят на виды:
1.правоустанавливающие
2.правоизменяющие
3.правопрекращающие
При наличии
правоустанавливающего факта во
Для возникновения некоторых ЗПр необходимо наличие простого юридического факта. Ряд ЗПр возникает при наличии совокупности 2 или более фактов. Для возникновения правоотношений по владению и пользованию земель ным участком гражданином, необходимо:
1) принятие
решения госоргана о
2) отвод земельного участка на местности
3) государственная
регистрация создания
Одним из оснований возникновения ЗПр служит правовой акт индивидуального значения. Данный акт влечет возникновение лишь конкретных ЗПр. К этим актам относятся решения исполкомов о предоставлении земельного участка либо изъятия земельного участка для государственных нужд, решение суда о принудительном изъятии земельного участка у собственника за нарушение земельного законодательства.
В качестве основания возникновения конкретного правоотношения большое значение в последнее время приобретает сделка и ее разновидность – договор. Договор может быть как самостоятельным основанием установления конкретных ЗПр, так и дополнением к соответствующему административному акту. Он может быть заключен в соответствии с решением уполномоченного органа о предоставлении субъекту земельного участка в аренду из земель, являющихся собственностью государства.
Среди оснований, влекущих прекращение ЗПр, можно выделить следующие:
• действия, которые могут быть правомерны и неправомерны
• бездействие
• события, указанные законодательстве
К правомерным действиям относятся: