Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 19:46, шпаргалка

Описание работы

ЗП-совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли в целях организации ее эффективного использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, защиты прав и охраняемых законом интересов участников земельных отношений,а также обеспечения устойчивого развития РБ. Предметом ЗП- выступают общ.отношения,выступающие по поводу использования охраны земли, в отнош. Соц.связей в области землепользования применяются в осн. Диспозитивный метод ,по поводу охраны земли императивный.

Содержание работы

1.1. ЗП-совокупность правовых норм
1.2. Система источников ЗП
1.3. Земельные правоотношения
1.4. Субъектами земельных правоотношений
1.5. Объектами земельных правоотношений
1.6. Содержание земельных правоотношений
1.7. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений
1.8. В государственной собственности находятся земли

Файлы: 1 файл

zemelnoe_pravo_shpora_1_30.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 1.1. ЗП-совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли в целях организации ее эффективного использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, защиты прав и охраняемых законом интересов участников земельных отношений,а также обеспечения устойчивого развития РБ. Предметом ЗП- выступают общ.отношения,выступающие по поводу использования охраны земли, в отнош. Соц.связей в области землепользования применяются в осн. Диспозитивный метод ,по поводу охраны земли императивный. Принципы ЗП – это исходные, фундаментные положения, отражающие наиболее важные особенности ЗП, его сущность, систему норм и институтов, а также задачи и цели.

     1) принцип рационального использования и охраны земли – главный принцип ЗП. Рациональное использование земли – это наиболее эффективное использование ее полезных свойств, обеспечение получения с единицы земельной площади наивысшего в сложившихся условиях количества качественной продукции при минимальных затратах и одновременном соблюдении требований по охране земель и проведения необходимых мероприятий по их защите.

    2) принцип сочетания частных и общегосударственных интересов при использовании земли

    3) принцип пользования землей на основе различных форм собственности

    4) принцип государственного контроля за использованием земли

    5) принцип приоритета сохранения особо ценных и особо охраняемых земель

    6) принцип платности использования земли – согласно ст.31 и 32 кодекса «о земле»

 

    1.2.   Система источников ЗП перечислена в ст.2 кодекса «о земле», который устанавливает что земельные отношения регулируются конституцией, актами президента, кодексом «о земле», а также принимаемые в соответствии с ними иные акты законодательства. Центральное место среди источников права занимает Конституция, она устанавливает что территория Беларуси едина и неотчуждаема. Конституция являет право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда причиненного нарушением этого права. Государство в соответствии с конституцией осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе и земли в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Охрана окружающей среды является долгом каждого.

     Кодекс «О земле» принят 23 июля 2008 года представляет собой систему законодательных актов, регулирующих земельные отношения. В кодексе «о земле» регламентируются отношения собственности по владению, пользованию и аренде земли, по предоставлению и изъятию земель. К источникам ЗП относятся декреты и указы. Президентским указом было утверждено положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, положение о порядке перевода земель с одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам. В последнее время среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения значительное место занимают отдельные законы, принятые на основании и соответствии с конституцией и направленные на регулирование земельных отношений в условиях рыночного преобразования.

     Среди законов, относящихся к источникам ЗП  можно выделить следующие:

1) закон «о крестьянском (фермерском) хозяйстве»

2) закон «о правовом  режиме территории подверженной  радиоактивному загрязнению в  результате аварии на чернобыльской  АЭС»

3) закон «о платежах за землю»

4) закон «об особо охраняемых  природных территориях»

5) закон «об охране окружающей  среды»

6) закон «об архитектурной, градостроительной и строительной  деятельности в РБ»

     Постановление правительства, принятое им для более точной детализации положений кодекса «о земле» и иных актов земельного законодательства. Источниками ЗП являются постановления, инструкции, правила Министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.

     Акты других  отраслей законодательства, содержащие правовые нормы затрагивающие земельные отношения. Нормы, регулирующие земельные отношения содержатся в источниках экологического, водного, лесного и горного права. Нормы связанные с регулированием земельных отношений содержатся в источникахз административного и уголовного права, и гражданского права – общие положения о регулировании сделки с земельными участками, о возмещении вреда причиненного нарушением земельного законодательства. Особое место среди источников ЗП занимают международные договоры РБ. В юридической литературе также предлагается относить к источникам ЗП общие принципы права, нормативные договоры, обладающие юридической силой обычаи, судебную практику.

 

1.3.Земельные правоотношения –  урегулированные нормами земельного права общественные отношения возникающие в области использования и охраны земель. Они относятся к сложным юридическим категориям, т.к. включают в свой состав несколько элементов:  субъекты, объекты и содержание. Земельные правоотношения можно подразделить на след.виды:.1.правоот-я,связанные с созданием, изменением,прекращением существования земельных участков;2.правотн-я, связанные с возникновением, переходом и преращением прав,ограничений прав на зем участки;3.правотн-я по использованию и охране земель.

 

1.4.Субъектами земельных правоотношений  в соответствии законодательством являются государство Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и юридические лица, в том числе и иностранные, а также иностранные государства и международные организации.

1.Президент РБ

2.Совет Министров РБ

3.гос.органы, осущ. Гос-ое регулирование  и управление в области использования  и охраны земель.

4.Граж-не РБ, иностр гр-не и  лица без гражд-ва.

5.ИП

6.ЮР РБ

7.Иностр юридич лица и их  представители

8.иностр.гос-ва, дипломатические и  консульские учреждения иностр  гос-в.

9.междунар-ые орг-ии и их представители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Объектами земельных правоотношений могут быть: земля; отдельные категории и виды земель; земельные участки (их части), права на землю.

Земля выступает в земельных правоотношениях как компонент окружающей среды (природный объект) и природный ресурс. К ней относятся все земли, расположенные в пределах территории РБ, составляющие земельный фонд. В качестве природного объекта земля представляет собой часть суши и покрытой водами поверхности включая почву, как природный ресурс земля рассматривается в виде земельных участков, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности.

Под категорией земель понимаются земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны.

Видом земель являются земли, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования и охраны.

Земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющей границы и целевое назначение и рассматриваемый, как правило, в неразрывной связи с расположенными на нем капитальными строениями (зданиями, сооружениями) (ст.1 КоЗ).

Граница земельного участка – разграничительная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющая земельный участок от других земель, земельных участков.

Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.

Слияние земельных участков может быть произведено, если они являются смежными, имеют одинаковое целевое назначение и при этом не превышают предельные размеры земельных участков, установленных КоЗ, а также не нарушаются другие требования земельного законодательства.

 

1.6.Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности землепользователей, изложенные в (ст. 69 и 70 КоЗ). При этом законодательством определены как общие для всех землепользователей права и обязанности в области использования и охраны земель, так и специальные, которые зависят от титула на котором осуществляется право пользования земельным участком: право собственности; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного пользования; право временного пользования; аренда (субаренда).

В частности землепользователи имеют право:

  • самостоятельно осуществлять землепользование;
  • собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений многолетних травянистых растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
  • использовать в установленном законодательством порядке для целей не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;
  • возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);
  • проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты;
  • на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;
  • добровольно отказаться от земельного участка;
  • требовать установления или прекращения земельного сервитута.

Землепользователи  обязаны:

  • использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии их с целевым назначением и условиями отвода земельных участков;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные ч.1 ст. 89 КоЗ;
  • своевременно вносить плату за пользование земельными участками;
  • осуществлять благоустройство земельных участков;
  • соблюдать установленные законодательством сроки занятия (освоения) земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;
  • не нарушать права иных землепользователей;
  • возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
  • соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.7. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений – юридические факты, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений. В зависимости от юридических последствий факты делят на виды:

     1.правоустанавливающие

     2.правоизменяющие

     3.правопрекращающие

     При наличии  правоустанавливающего факта возникают земельные правоотношения. При наличии правоизменяющих фактов связывается изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения. С возникновением правопрекращающих фактов связывается прекращение земельных правоотношений (истечение срока договора).

      Для возникновения некоторых ЗПр необходимо наличие простого юридического факта. Ряд ЗПр возникает при наличии совокупности 2 или более фактов. Для возникновения правоотношений по владению и пользованию земель ным участком гражданином, необходимо:

     1) принятие  решения госоргана о предоставлении  земельного участка

     2) отвод земельного  участка на местности

     3) государственная  регистрация создания земельного  участка и прав на него.

     Одним из оснований возникновения ЗПр служит правовой акт индивидуального значения. Данный акт влечет возникновение лишь конкретных ЗПр. К этим актам относятся решения исполкомов о предоставлении земельного участка либо изъятия земельного участка для государственных нужд, решение суда о принудительном изъятии земельного участка у собственника за нарушение земельного законодательства.

     В качестве основания возникновения конкретного правоотношения большое значение в последнее время приобретает сделка и ее разновидность – договор. Договор может быть как самостоятельным основанием установления конкретных ЗПр, так и дополнением к соответствующему административному акту. Он может быть заключен в соответствии с решением уполномоченного органа о предоставлении субъекту земельного участка в аренду из земель, являющихся собственностью государства.

     Среди оснований, влекущих прекращение ЗПр, можно выделить следующие:

• действия, которые могут быть правомерны и неправомерны

• бездействие

• события, указанные законодательстве

     К правомерным действиям относятся:

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"