Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:57, реферат
Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого
материального объекта, она является место обитания всех редшествовавших и
будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве является
базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных
свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов,
необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов,
промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).
Введение
Очерки истории о земле и правах на нее
Права на землю
Там, где кончаются гражданские и административные споры и начинаются земельные.
Как разрешается земельный спор
Список использованной литературы
распоряжения полномочного на то государственного органа. Основная масса
земельных споров также подлежит разрешению государственными органами.
Следовательно, метод правового регулирования не является в данном случае
отличительным признаком. Это положение может быть также подтверждено и
следующим обстоятельством. Как указывалось в юридической литературе,
административными спорами являются споры, вытекающие из административных правоотношений, которые существенным образом отличаются от земельных правоотношений.
Предметом земельный правоотношений является все без исключения
земельные отношения, как связанные с распоряжением и управлением земельным
фондом, так и входящие в область землепользования. Не метод, а предмет
регулирования определяет специфику этой области отношений. Поэтому и при
отграничении земельных споров от административных, в качестве
отличительного признака берут объект спора и относят к земельным спорам все
без исключения споры, объектом которых является земля.
В этом отношении представляют интерес споры об отводе и изъятии
земли. К какой категории их отнести?
Как известно,
возникновение права
то есть предоставление ему земли, в ряде случаев связано с изъятием земли у
определенного землепользователя. Обязательным условием, предшествующим
вынесению решения об отводе земли на землях сельскохозяйственного
назначения, должно быть согласование до начала проектных работ с
землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль
за использованием земли, места расположения объекта и примерных размеров,
намечаемой к изъятию площади. Возникновение разногласий у
землепользователей с
другими заинтересованными
то есть с будущими землепользователями, по поводу размеров, местоположения
земельного участка приобретают характер земельных споров, поскольку их
объектом является земельный участок. На практике обычно все разногласия и
споры, связанные с отводом и изъятием земель, как правило, бывают
урегулированы до издания соответствующего административного акта. Однако у
землепользователя могут возникнуть разногласие с административным органом
и после издания акта об отводе. И в этом случае мы будем иметь земельный
спор, а не административный спор, поскольку его объектом по существу
является земельный участок, и разрешение этого спора будет происходить в
вышестоящем государственном органе.
Сказанное в полной мере относится и к тем случаям, когда подобные
споры возникают между самими государственным органами - в случае несогласия
нижестоящего органа с вышестоящим. Здесь имеет место не административный, а
земельный спор, поскольку в конечном счете его объектом является земля. И
отношения, возникающие при этом между государственным органами, будут
носить не административно-правовой характер, а земельно-правовой характер.
Учитывая специфику объектов земельных споров, следует также
подчеркнуть, что они также отличаются от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования. В настоящее время это различие
проявляется наиболее ярко, ввиду дифференциации земельного, водного,
лесного и горного законодательства.
Таким образом, земельные споры составляют совершенно самостоятельную
категорию правовых споров, отличную от гражданско-правовых и
административно-правовых споров, а также от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования.
Наличие специальной категории земельный споров предполагает
специальный порядок из разрешения, отличный от порядка разрешения споров в
области гражданского и административного права. Так как же разрешаются
земельные споры?
Как разрешается земельный спор
Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных споров.
Термин “порядок” в этом случае означает организацию деятельности
соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть
определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных споров.
Законодательное урегулирования процессуальных вопросов, связанных с
разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение как для
органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение в
законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной
стороны, действенную гарантию защиты субъективных прав землепользователя,
с другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры
способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров.
В соответствии со ст. 133 Земельного кодекса[17] земельные споры
рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями,
организуемыми при органах местных администраций из должностных лиц
соответствующего комитета по земле и землеустройству, органов архитектуры,
органов санэпидемнадзора, органов противопожарной инспекции, иных лиц.
Заявление должно быть достаточно мотивировано, а выраженные в нем
требования подтверждены
соответствующей документацией.
данное требование является обоснованным и практически необходимым.
Как правило, предпосылкой подачи заявления о разрешении земельного
спора является нарушение прав и интересов землепользователей. При этом
оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а
может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или
иного лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах
смежных земельных участков может иметь место неправильное представление
землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка.
Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных
участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права
землепользования одновременно с приложением документов, подтверждающих
наличие оспариваемого права, а также фактов, свидетельствующих о его
нарушении, позволит ускорить рассмотрение спора по существу, облегчит
деятельность
До сих
пор мы говорили о
земельного спора на стадии подачи заявления, то есть на стадии возбуждения
земельного спора. Каковы же на этой стадии права и обязанности
государственного органа, разрешающего спор? Хотя действующее земельное
законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос, представляется, что
такие права и обязанности могут быть определены исходя из общих принципов
деятельности государственных органов по рассмотрению жалоб.
Государственных орган, разрешающий земельный спор, обязан принять
заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав его в
установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не относится к
компетенции данного органа, последний имеет право и обязан указать на это
обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить последнее по
подведомственности. Практика показывает, что соответствующие
государственные органы не всегда придерживаются этого правила,
рассматривая подчас споры, не входящие в его компетенцию, по существу или
пересылая заявление в ненадлежащий орган.
Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрения жалоб
государственным органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать на
рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на которое
поступила жалоба.
Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по
разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на
землеустроительные органы, ибо их сотрудники - инженеры-землеустроители
обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и
необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.
Землеустроительные органы, получая указания о подготовке материалов к
рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только сбором
письменных документов, а высылают на места своих работников для
установления факта нарушения права землепользования, о чем в ряде случаев
составляют соответствующие документы - акты, которые подписываются
спорящими сторонами и землеустроителем.
Кроме того,
ЗК предоставляет право
в необходимых случаях для подготовки материалов к рассмотрению земельного
спора комиссии из сотрудников администрации, представителей
землеустроительных органов, специалистов сельского хозяйства и иных лиц,
обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий в
основном предполагается при рассмотрении наиболее сложных споров, когда
затрагиваются интересы не только конкретных землепользователей, но и
отдельных отраслей народного хозяйства, когда разрешение подобных споров
связано с перспективным использованием земель данного района, округа,
области, автономной области, края, республики. Такие комиссии следует
образовывать, на мой взгляд, при возникновении споров об изъятии
сельскохозяйственных земель, о порядке пользования землями в сельских
населенных пунктах, о землях, находящимися под лесными угодьями и пр.
Хотя в ЗК нет сроков рассмотрения поступившего заявления,
предполагается, что такое заявление должно быть рассмотрено в месячный
срок, в соответствии с общими требованиями о рассмотрении жалоб и
заявлений.
Говоря
о процессуальных правах
следует отметить, что действующее законодательство предоставляет право
сторонам ходатайствовать о прекращении разбирательства по спору в случаях
примирения сторон. Однако при примирении сторон орган, рассматривающий
земельный спор, проверяет условия примирения, а также может разрешить спор
по существу, если этого требуют охраняемые законом интересы других граждан,
предприятий и организаций. Указанная обязанность государственных органов
вытекает также из функции государственного контроля за использованием всех
земель, возложенный на органы Государственного Комитета по земле и