Земельное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого
материального объекта, она является место обитания всех редшествовавших и
будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве является
базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных
свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов,
необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов,
промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).

Содержание работы

Введение
Очерки истории о земле и правах на нее
Права на землю
Там, где кончаются гражданские и административные споры и начинаются земельные.
Как разрешается земельный спор
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат земельное право.docx

— 81.89 Кб (Скачать файл)

распоряжения полномочного на  то  государственного  органа.  Основная  масса

земельных  споров  также  подлежит  разрешению  государственными   органами.

Следовательно, метод правового  регулирования не  является  в  данном  случае

отличительным признаком. Это  положение  может  быть  также  подтверждено  и

следующим  обстоятельством.  Как  указывалось  в   юридической   литературе,

административными спорами  являются  споры,  вытекающие  из  административных правоотношений,  которые   существенным  образом  отличаются  от   земельных правоотношений.

       Предметом   земельный  правоотношений  является  все без   исключения

земельные отношения, как  связанные с распоряжением и  управлением  земельным

фондом, так и входящие в  область  землепользования.  Не  метод,  а  предмет

регулирования определяет специфику  этой области  отношений.  Поэтому  и  при

отграничении   земельных   споров   от    административных,    в    качестве

отличительного признака берут объект спора и относят  к земельным спорам  все

без исключения споры, объектом которых является земля.

      В этом  отношении  представляют  интерес   споры  об  отводе  и  изъятии

земли. К какой категории  их отнести?

      Как известно, возникновение права землепользования  у одного  субъекта,

то есть предоставление ему  земли, в ряде случаев связано  с изъятием земли  у

определенного   землепользователя.   Обязательным  условием,  предшествующим

вынесению  решения  об  отводе   земли   на   землях   сельскохозяйственного

назначения,  должно  быть  согласование  до   начала   проектных   работ   с

землепользователями и  органами,  осуществляющими  государственный  контроль

за использованием земли, места расположения объекта  и  примерных  размеров,

намечаемой    к    изъятию    площади.    Возникновение    разногласий     у

землепользователей с  другими заинтересованными учреждениями  и  ведомствами,

то есть с будущими землепользователями, по поводу  размеров,  местоположения

земельного участка  приобретают  характер  земельных  споров,  поскольку  их

объектом является земельный  участок.  На практике обычно все  разногласия  и

споры,  связанные   с  отводом  и  изъятием  земель,  как  правило,   бывают

урегулированы до издания  соответствующего административного  акта.  Однако  у

землепользователя могут  возникнуть разногласие с  административным   органом

и после издания акта об отводе. И в этом случае  мы  будем  иметь  земельный

спор, а  не  административный  спор,  поскольку  его  объектом  по  существу

является земельный участок,  и разрешение этого спора  будет  происходить  в

вышестоящем государственном  органе.

      Сказанное  в полной мере относится и   к  тем  случаям,  когда   подобные

споры возникают между  самими государственным органами - в случае  несогласия

нижестоящего органа с  вышестоящим. Здесь имеет место не административный,  а

земельный спор, поскольку в конечном счете его объектом  является  земля.  И

отношения,  возникающие  при  этом  между  государственным  органами,  будут

носить не административно-правовой характер, а земельно-правовой характер.

       Учитывая  специфику  объектов   земельных   споров,   следует   также

подчеркнуть, что они также  отличаются от  споров  о  праве  лесопользования,

водопользования  и  недропользования.  В  настоящее   время   это   различие

проявляется  наиболее  ярко,   ввиду  дифференциации  земельного,   водного,

лесного и горного законодательства.

      Таким образом,  земельные споры составляют  совершенно  самостоятельную

категорию   правовых   споров,    отличную    от    гражданско-правовых    и

административно-правовых споров, а также от споров о праве  лесопользования,

водопользования и недропользования.

       Наличие   специальной   категории   земельный   споров   предполагает

специальный порядок из разрешения, отличный от порядка разрешения  споров  в

области гражданского и  административного  права.  Так  как  же  разрешаются

земельные споры?

 

                     Как разрешается земельный спор

 

      Земельный   кодекс  регулирует  порядок   разрешения  земельных  споров.

Термин  “порядок”  в   этом   случае   означает   организацию   деятельности

соответствующих  органов  при   разрешении   земельных   споров,   то   есть

определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных  споров.

 

      Законодательное урегулирования процессуальных  вопросов,  связанных с

разрешением земельных споров, имеет большое практическое  значение  как  для

органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон.  Четкое  определение  в

законе процессуальных  прав  и обязанностей  сторон  обеспечивает  с одной

стороны, действенную гарантию защиты  субъективных  прав  землепользователя,

с другой  -  выполнение  всех  требований  установленной  законом  процедуры

способствует обеспечению  законности в деле разрешения земельных  споров.

      В соответствии  со  ст.  133  Земельного  кодекса[17]  земельные  споры

рассматриваются  по  заявлению  одной  из  сторон  специальными  комиссиями,

организуемыми  при органах   местных администраций из   должностных   лиц

соответствующего комитета по земле и землеустройству,  органов  архитектуры,

органов  санэпидемнадзора,  органов противопожарной инспекции,  иных  лиц.

Заявление  должно  быть  достаточно  мотивировано,  а   выраженные   в   нем

требования подтверждены соответствующей документацией.  Представляется,  что

данное требование является обоснованным и практически необходимым.

      Как правило,  предпосылкой подачи  заявления   о  разрешении  земельного

спора является нарушение  прав  и  интересов  землепользователей.  При  этом

оценка данного нарушения  может совпадать  с  истинным  положением  вещей,  а

может быть результатом  добросовестного  заблуждения  землепользователя  или

иного лица относительно принадлежащих  ему прав. Так, при спорах  о  границах

смежных земельных участков  может  иметь  место  неправильное  представление

землепользователя о действительных границах  предоставленного  ему  участка.

Аналогичная ситуация возникает  при спорах по  поводу  размеров  приусадебных

участков.   Поэтому   подача   заявления   по   поводу    нарушения    права

землепользования  одновременно  с  приложением  документов,   подтверждающих

наличие  оспариваемого  права,  а  также  фактов,  свидетельствующих  о  его

нарушении,  позволит  ускорить  рассмотрение  спора по  существу,  облегчит

деятельность землеустроительных органов при подготовке материалов дела.

      До сих  пор мы говорили о процессуальных  правах и  обязанностях  сторон

земельного спора на стадии подачи заявления, то есть на  стадии  возбуждения

земельного  спора.  Каковы  же  на   этой   стадии   права   и   обязанности

государственного органа,  разрешающего  спор?   Хотя  действующее  земельное

законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос, представляется,  что

такие права и обязанности  могут быть определены исходя  из  общих  принципов

деятельности государственных  органов по рассмотрению жалоб.

      Государственных орган,  разрешающий  земельный  спор,  обязан  принять

заявление, если  спор относится  к его компетенции,  зарегистрировав  его   в

установленном порядке. Если же  рассмотрение данного спора не  относится к

компетенции данного органа, последний имеет право и обязан  указать на  это

обстоятельство  лицу,  подавшему  заявление,  или  направить  последнее   по

подведомственности.     Практика     показывает,     что     соответствующие

государственные   органы   не   всегда   придерживаются    этого    правила,

рассматривая подчас споры, не входящие в его компетенцию,  по  существу  или

пересылая заявление в  ненадлежащий орган.

      Кроме того, следует иметь в  виду  общий   принцип  рассмотрения  жалоб

государственным органами, заключающийся в том,  что нельзя  пересылать  на

рассмотрение заявление  в тот орган или тому должностному  лицу,  на  которое

поступила жалоба.

      Большое  внимание  в  ЗК  уделено   вопросам  подготовки  материалов  по

разрешению  земельных  споров.  Обычно  такая   процедура   возлагается   на

землеустроительные органы,  ибо  их  сотрудники  -  инженеры-землеустроители

обладают наиболее точными  сведениями о положении дел  в  землепользовании  и

необходимой квалификацией  для подготовки требуемых документов.

      Землеустроительные  органы, получая указания о подготовке  материалов  к

рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только  сбором

письменных  документов,  а  высылают  на   места   своих    работников   для

установления факта нарушения  права землепользования, о чем  в  ряде  случаев

составляют  соответствующие  документы   -   акты,   которые   подписываются

спорящими сторонами и  землеустроителем.

      Кроме того, ЗК предоставляет право местной  администрации  образовывать

в необходимых случаях  для подготовки материалов  к  рассмотрению  земельного

спора    комиссии    из    сотрудников     администрации,     представителей

землеустроительных органов, специалистов сельского  хозяйства  и  иных  лиц,

обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий  в

основном предполагается при рассмотрении  наиболее  сложных споров,  когда

затрагиваются  интересы  не  только  конкретных  землепользователей,  но   и

отдельных отраслей  народного  хозяйства, когда разрешение  подобных  споров

связано  с  перспективным  использованием  земель  данного  района,  округа,

области, автономной  области,  края,  республики.   Такие  комиссии  следует

образовывать,  на  мой  взгляд,  при   возникновении   споров   об   изъятии

сельскохозяйственных  земель,  о  порядке  пользования  землями  в  сельских

населенных пунктах, о землях, находящимися под лесными угодьями и пр.

       Хотя  в  ЗК   нет   сроков   рассмотрения   поступившего   заявления,

предполагается, что такое  заявление  должно  быть  рассмотрено  в  месячный

срок,  в  соответствии  с  общими  требованиями  о  рассмотрении   жалоб   и

заявлений.

      Говоря  о процессуальных правах сторон  применительно  к  этой  стадии,

следует  отметить,  что  действующее  законодательство  предоставляет  право

сторонам ходатайствовать  о прекращении разбирательства  по спору   в  случаях

примирения сторон.  Однако  при  примирении  сторон  орган,  рассматривающий

земельный спор, проверяет  условия примирения, а также может  разрешить  спор

по существу, если этого  требуют охраняемые законом интересы других  граждан,

предприятий и организаций.  Указанная  обязанность  государственных  органов

вытекает также из функции  государственного контроля за  использованием  всех

земель,  возложенный  на  органы  Государственного  Комитета  по   земле   и

Информация о работе Земельное право