Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:32, доклад
Земельные ресурсы – это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования.
Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.
Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.
Данные о наличии земель Республики Беларусь и их распределении по категориям и основным землепользователям на 01.01.2007 г. приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1 – Наличие земель и их использование по категориям, землевладельцам и землепользователям, тыс. га в Республике Беларусь
Категории земель и землепользователей 1992 г. 1993 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г.
Земли сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств 10430,6 10464,3 10406,8 9313,5 8910,8 8840,8 8920,1 8959,9
Земли граждан 1416,4 1487,2 1427,6 1431,8 1397,0 1284,3 1218,6
Земли запаса 204,2 209,5 186,4 223,0 288,9 322,6 291,5 304,3
Земли государственных лесохозяйственных предприятий 6783,0 6833,8 6873,3 7770,0 8090,5 8167,0 8299,5 8317,7
Земли общего пользования в населенных пунктах 367,0 378,5 377,7 364,9 359,1 360,3 355,2 349,0
Земли организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения 1039,6 956,1 914,0 808,5 811,8 781,9 690,1 683,1
Земли организаций природоохранного,
оздоровительного,
рекреационного и
историко-культурного назначения 461,6 463,9 477,8 817,4 832,7 849,9 879,2 887,1
Земли организаций, эксплуатирующих и обслуживающих гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения 39,6 37,1 36,4 35,0 34,4 40,3 39,9 40,1
Примечание – Источник: minpriroda.by
В Республике Беларусь земельные
фонды учитываются также и по административно-
Структура сельскохозяйственных угодий может изменяться. Переход одного вида территории в другой называется трансформацией сельскохозяйственных угодий.
Соотношение отдельных видов земельных угодий образует соответственно структуру общей земельной площади или сельскохозяйственных угодий. Структура последних в нашей стране зависит, как правило, от зональных особенностей землепользования и имеет в связи с этим значительные различия как по областям, так и административным районам, отдельным предприятиям. Так, наибольший удельный вес пашни в составе сельскохозяйственных угодий наблюдается в Гродненской и Брестской областях (свыше 70 %), наименьший — в Витебской и Гомельской (менее 50 %).
В составе общего земельного фонда наибольший удельный вес занимают землепользования сельскохозяйственных (около 60 %), лесохозяйственных предприятий и госзапас (менее 40 %). Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются колхозы и госхозы. На их долю приходится свыше 90 % общей площади сельскохозяйственных угодий, около 90 % — пашни и по столько же сенокосов и пастбищ.
Состав общей земельной площади и распределение сельскохозяйственных угодий по видам и землепользователям определяются ежегодно по состоянию на 1 января на основании данных специальной статистической отчетности, осуществляемой Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. Земельное законодательство, в частности Кодекс Республики Беларусь о земле, обязывает всех землепользователей проводить эффективные меры по повышению плодородия почвы, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, лесотехнических, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать заболачивания, загрязнения, зарастания сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние земель.
В современных условиях в развитых странах имеет место процесс, когда часть земель может находиться вне использования, быть законсервированной. Консервация земель происходит по двум причинам. Первая и более конъюнктурная из них заключается в проведении государственных программ регулирования объемов аграрного производства. Вторая причина более долгосрочна и связана с защитой земельных и водных ресурсов от антропогенного воздействия. Земли эрозированные, сильно загрязненные отходами животноводства или агрохимикатами, подвергшиеся техногенному воздействию других сфер человеческой деятельности (например, радиоактивному загрязнению), подлежат выведению из сельскохозяйственного оборота и соответствующей реабилитации, мелиорации.
3. Земельная реформа, система земельных отношений, земельная собственность
Составной частью проводимой в стране аграрной реформы является земельная реформа, задача которой — не простое перераспределение земель между землевладельцами и землепользователями, а прежде всего формирование в аграрном секторе многоукладной экономики рыночного типа и достижение на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Земельная реформа представляет собой главный инструмент государственной политики, нацеленной на решение двух проблем: во-первых, устранение экономической неэффективности, связанной с неравномерным распределением земель в сельской местности и, соответственно, неравномерным распределением доходов в аграрном секторе; во-вторых,— снятие социального напряжения в обществе.
Земельные реформы носят, как правило, распределительный характер. Различаются они тем, в чью пользу происходит перераспределение и каковы его механизмы. С точки зрения механизмов реформы могут быть компенсационными, при которых бывшие собственники получают определенную компенсацию (от бенефициантов или государства), или экспроприационными, при которых часть или все земли прежних владельцев изымаются безвозмездно. Компенсационная реформа была проведена, например, в России в 1861 г.
Перераспределение земель обычно преследует цели социальной справедливости и создания коммерческих сельскохозяйственных производственных единиц. Обе цели не так однозначны, как представляется на первый взгляд. Передача земли в собственность безземельных крестьянских семей, казалось бы, нацелена на усиление равенства в деревне. Тем не менее опыт, например, латиноамериканских реформ показывает, что полученную только что землю крестьяне вынуждены тут же продавать, часто бывшим собственникам, так как не обладают капиталом для ведения производства на ней. В других случаях хозяйство на небольших участках становится сугубо подсобным, обеспечивающим потребности семьи в продуктах питания. Для получения дополнительного дохода бенефицианты вынуждены наниматься к бывшим латифундистам. Таким образом, перераспределение земель не всегда ведет к равенству: иногда оно еще более усугубляет социальные проблемы в сельской местности.
С точки зрения того, в чью пользу идет земельное перераспределение, опыт реформ также дает весьма пеструю картину. В последние годы бенефициантами реформ чаще становятся семейные коммерческие фермы.
Отдельный тип земельных реформ представляют собой преобразования в постсоциалистических экономиках. Явно доминирующей целью этих реформ являются экономический рост и повышение эффективности земельного строя. С точки зрения социального равенства реформы в постсоциалистических странах ведут к обратному результату. Если в рамках централизованной экономики все сельскохозяйственные работники были в равной мере отделены от земли, то формирование частного земельного собственника ведет к тому, что одна часть граждан получает права на землю, другая — нет. При этом не имеют значения ни способ проведения реформы, ни наличие или отсутствие государственной монополии на землю в социалистический период.
Собственность — это максимально возможная степень прав лица (физического или юридического) на землю. В принципе любые операции с землей (хозяйственная эксплуатация, сдача в аренду, отчуждение и др.) могут осуществляться только с согласия собственника, который имеет право пользования, владения и распоряжения землей.
Классическое определение частной собственности включает три правомочия собственника: владение (т.е. юридическая возможность держать объект в своей власти), пользование (т.е. закрепленная правом возможность использовать полезные свойства объекта и извлекать из них доходы) и распоряжение (т.е. право передавать другим лицам отдельные правомочия или само право собственности в целом).
Распоряжение землей — это комплекс прав, связанных с ее отчуждением, — право продажи, залога, дарения, передачи по наследству, обмена и т.п. Как правило, распоряжаться землей может лишь ее собственник. Частная собственность может принадлежать не только семье, но и кооперативу, корпорации.
Сельскохозяйственные предприятия различаются также тем, на какой земле ведется производство — на собственной или арендованной. На ранних стадиях развития современного капиталистического общества частная собственность на землю была установлена в наиболее абсолютной форме, не предполагающей государственного вмешательства в права землевладельцев. Позднее она становилась объектом все более активного государственного регулирования, права землевладельцев все чаще ограничивались в пользу интересов всего общества.
Помимо частной собственности на землю существует ряд других правовых форм землепользования, которые очень часто не рассматриваются при анализе системы земельных отношении в сельском хозяйстве.
Частная земельная собственность, безусловно, является сегодня преобладающей формой землепользования в аграрном секторе всего мира (табл. 3.2).
Таблица 3.2 – Земельная собственность в сельском хозяйстве
Страна Сельскохозяйственная земля, обрабатываемая фермерами-собственниками, %
Австралия >95
Бельгия 33
Великобритания 61
Германия 61
Греция 78
Дания 81
Ирландия 87
Испания 73
Италия 81
Канада 63
Нидерланды 67
Норвегия 79
Португалия 69
США 47
Франция 44
Швеция 58
Япония 87
В аграрном секторе всех стран большое значение имеет аренда, т.е. форма возмездного пользования землей. Архаические формы аренды были краткосрочны, легко прерываемы лендлордом, имели форму издольщины, т.е. оплаты аренды частью продукта, полученного с арендованного участка. Со временем формы аренды, как и формы частной собственности, претерпевали большие изменения.
При высоких ценах на землю аренда увеличивает возможности фермеров расширять производство. Молодые фермеры, не имеющие первоначального капитала для покупки собственной земли, получают доступ к земельному ресурсу через аренду. При этом нужно понимать, что аренда является формой землепользования, дополнительной к частной собственности: во-первых, в аренду землю сдают в абсолютном большинстве случаев землевладельцы, так называемые лендлорды (в сколько-нибудь заметных размерах сдача земли в аренду от лица государства распространена только в Австралии и Нидерландах в отношении польдеров, освоенных за государственный счет); во-вторых, большая часть арендованной земли в сельском хозяйстве находится в руках тех фермеров, которые имеют и собственные участки.
В странах ЕС 2/3 фермерских хозяйств имеют землю в собственности. Аренда играет важную роль в Бельгии (66 % земель в 1990 г.), Франции (56), Люксембурге (49) и в Германии(42 %). В США 45 % фермерских земель находится в аренде, около 8 % фермеров ведут хозяйство на полностью арендованной земле. Распространенное явление, когда фермер в дополнение к собственной земле арендует участки, — это так называемые частичные собственники. В США доля таких собственников достигает 30 %.
Между частной собственностью и арендой существуют промежуточные правовые формы землепользования. Одной из таких форм является траст, или доверительное управление. Такое владение утверждается, как правило, частным собственником земли, который возлагает на доверительного владельца исполнение своих правомочий по отношению к третьим лицам. В частности, это может быть ответственность перед лицом, которому должны поступать доходы от земли.
Другой переходной между собственностью и арендой формой землепользования можно назвать пожизненное владение. Пожизненный владелец получает землю от собственника и фактически пользуется всеми его правами. Тем не менее он несет ответственность перед собственником за повреждение земли, может передавать участок другим лицам только на срок своей жизни и не имеет прав передавать его по наследству.
В земельном праве большинства европейских стран также наличествует форма, близкая аренде. Это современные формы эмфитевзиса, т.е. своеобразной устойчивой аренды земли. Эмфитевт (владелец права эмфитевзиса) обладает полными правами пользования землей, может ее отчуждать и передавать по наследству. Но он обязан платить собственнику арендную плату и проводить на земле определенные мелиоративные работы. Во Франции эмфитевзис разрешен на 18-19 лет, в Италии — на 20 лет и более.
В мире также очень широко распространена государственная земельная собственность, существующая в нескольких формах.
Первая форма представляет собой номинальную принадлежность всех земель в государстве монарху или нации. Так, верховным собственником земли в Великобритании является королева, а в США — государство.
Второй формой государственной земельной собственности является полная принадлежность каких-либо земель государству. Так, в США государственные земли занимают более 40 % всей территории страны, а на Аляске почти вся земля находится в собственности государства. В Канаде до 90 % лесов страны — во владении государства, частично леса принадлежат государству и в ряде европейских стран. Однако сельскохозяйственные земли очень редко находятся в собственности государства или местных властей. Даже там, где государственные сельскохозяйственные земли и имеют сколько-нибудь заметное значение, государство само не занимается производством и сдает эти земли для хозяйственного использования. Исключение составили бывший СССР и Монголия, где земли были национализированы в ходе революционных преобразований в первой трети XX в.
Третью форму государственной собственности на землю составляют земли, освоение которых произведено за государственный счет. Их поддержание требует больших затрат. Наиболее интересным примером такого владения землей являются голландские польдеры. Эти земли находятся ниже уровня моря, их осушение и освоение связаны с высокими издержками. Готовые для использования участки государство передает в аренду частным фермам, а земли под инфраструктурой — соответствующим государственным предприятиям.