Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:32, доклад
Земельные ресурсы – это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования.
Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.
Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.
В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О праве собственности на землю» (1993 г.) получили признание две формы собственности на землю — государственная и частная. Частная собственность ограничена и распространяется только на земли граждан (физических лиц). Из имеющихся в республике 9 млн. га сельскохозяйственных земель в частную собственность будет передано около 1,5 млн. га (16 %).
Частная собственность на землю является базовой формой землепользования. Своей абсолютной формы, защищенной в законодательстве, она достигла в начале XIX в. Далее развитие общества потребовало усиления регулирования и ограничения прав земельных собственников:
В современных условиях концепция правового регулирования земельной собственности значительно изменилась. Главное в этом изменении — усиление государственного вмешательства в права частных собственников. Направление и степень этого регулирования зависят от конкретных национальных условий, но можно выделить несколько типов ограничений правомочий земельных собственников:
1. Ограничение на получение
земли и на земельные сделки.
В ряде стран законодательно
установлены административные
2. Экспроприация земель. В
определенных случаях для
3. Регулирование использования
сельскохозяйственных земель. Иногда
государственное регулирование
использования
4. Природоохранные ограничения.
В ряде стран природоохранное
законодательство накладывает
5. Регулирование аренды. Аренда
земли является одним из
Для гарантированного ведения хозяйства арендатор должен быть уверен в долгосрочности своих арендных прав, в противном случае он перестает поддерживать плодородие земли, не может осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности и т.д. С этой целью в ряде стран устанавливаются минимальные сроки аренды: в Нидерландах — 6 лет, Бельгии и Франции — 12, Италии — 15, Японии — 20, в Дании — 30 лет. В других странах (Великобритания) хотя и не предусматривается таких минимальных сроков, но оговаривается, что лендлорд не может прекратить аренду, если арендатор не нарушает условий контракта и успешно хозяйствует.
Кроме того, закон часто может регулировать и размер арендной платы. Так, в Великобритании две стороны устанавливают размер арендной платы по общей договоренности, но позднее он будет проверен властями по определенной формуле. Иногда устанавливается верхний предел арендной платы или ее стандартный размер, которого должны придерживаться лендлорд и арендатор (Бельгия, Италия, Нидерланды, Португалия, Япония).
Аренда сельскохозяйственной земли существует в денежной или натуральной форме. При денежной форме арендного договора арендатор платит лендлорду фиксированную ставку арендной платы, рассчитанной на весь участок или погектарно. Такая плата не зависит от полученного урожая, от эффективности работы арендатора. Арендная плата может выплачиваться до начала уборки урожая или после нее либо частями в течение года. Иногда денежная форма аренды модифицируется: плата индексируется в зависимости от урожая или уровня изменения цен на сельскохозяйственную продукцию. В этом случае часть фермерского риска перемещается от арендатора к лендлорду, принуждая последнего тем самым к более активному участию в управлении производством на сданной в аренду земле.
Денежная форма аренды связана с довольно высоким риском для арендатора в условиях высокой изменчивости урожайности и цен на сельскохозяйственную продукцию. При падении цен или валового сбора при фиксированной ставке арендной платы фермер может столкнуться с серьезными финансовыми трудностями. Это обстоятельство обусловливает распространение натуральных форм аренды земли.
Натуральные формы аренды предполагают такую форму арендной платы, при которой арендатор уплачивает лендлорду часть полученного продукта. При аренде земли для производства растениеводческой продукции арендатор обычно уплачивает фиксированный процент от полученного урожая. При этом абсолютная сумма арендной платы меняется в зависимости от реального валового сбора. В данном случае лендлорд делит с арендатором риск, связанный с изменчивостью погоды или рынков. Это также понуждает землевладельца более активно принимать участие в управлении делами фермы. Однако распределение рисков между двумя сторонами арендного договора приводит к тому, что арендная плата обычно выше, чем при денежной аренде, — как естественная плата за более низкий риск.
В соответствии с принятым в 1992 г. Законом «О платежах за землю» в нашей стране введена платность землепользования, целью которой являются обеспечение экономическими методами рационального использования земли и формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в виде земельного налога и арендной платы.
4. Кодекс Республики Беларусь о земле. Мониторинг земель
Принятый 11.12.1990 г. и действующий с 01.01.1991 г. Кодекс о земле с изменениями и дополнениями пересмотрен и одобрен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25.11.1998 г. и введен в действие в 1999 г. Данный документ регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования. Он состоит из 16 разделов, 17 глав и 141 статьи. В первом разделе и главе изложены основные положения земельного законодательства в Республике Беларусь. Земля характеризуется как объект права собственности, даны состав земель, порядок их отнесения к категориям и порядок перевода их с одной категории в другую, указаны полномочия местных Советов в регулировании земельных отношений, регламентируется порядок владения и пользования землей.
Права местных Советов и Палаты представителей Национального собрания в регулировании земельных отношений определены в главе 2 Кодекса о земле. Третья глава излагает порядок предоставления земель во владение и пользование, четвертая — их изъятия. Вопросы, касающиеся аренды земли, раскрыты в главе 5. В главе 6 рассмотрен порядок прекращения и перехода права владения и права пользования землей, а в главе 7 — использования земельных участков для изыскательских работ. В главе 8 «Земельный налог и арендная плата за землю» регламентируются порядок налогообложения, арендной платы за землю, использование платежей за нее, указаны льготы при взимании платы.
В разделе 2 Кодекса о земле изложены права и обязанности землевладельцев и землепользователей, а в разделе 3 — вопросы землевладения и землепользования граждан в Республике Беларусь. В разделах 4-8 характеризуется земля с точки зрения ее целевого назначения: земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, обороны, природоохранного оздоровительного, историко-культурного назначения, земли лесного, водного фонда и госзапаса. Раздел 9 посвящен вопросам возмещения убытков землевладельцам, землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства.
В Кодексе значительное место отведено вопросам охраны земель (раздел 10), контроля за их использованием и охраной (раздел 11), а также тех земель, которые подверглись радиоактивному загрязнению (раздел 12). Раздел 13 посвящен Государственному земельному кадастру и определяет его назначение, содержание, порядок ведения, необходимую документацию. Порядок землеустройства излагается в разделе 14. Вопросы разрешения земельных споров и ответственности за нарушение земельного законодательства рассматриваются в разделе 15, заключение — раздел 16.
Мониторинг земель — это система наблюдений за использованием почв и состоянием земельного фонда, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного и других видов загрязнений, для своевременного выявления изменения почв, определения их состояния, а также для выработки мер по предупреждению и устранению последствий негативных воздействий.
Основные виды антропогенного воздействия (агрохимическое, гидромелиоративное, техногенное и др.) носят региональный характер, что предполагает организацию наблюдений за их проявлением на всей территории республики. Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет построение системы мониторинга земель, которая включает следующие разделы:
1. Мониторинг земельного фонда.
2. Агропочвенный мониторинг.
3. Мониторинг техногенного загрязнения земель.
Они различаются спецификой параметров и методов наблюдения, а также способом обобщения (оценки данных).
Главная задача мониторинга земель состоит в получении объективной и полной информации об изменении их состояния в региональном и локальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных воздействий. Основной территориальной единицей мониторинга является тип (класс) земель. В рамках территориальной единицы и всей системы мониторинга земель осуществляются обобщение первичной информации, оценка их состояния, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране.
Мониторинг земель также дает возможность обеспечить законодательную и исполнительную власти, их органы на местах, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведениями о состоянии земель для организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием.
Мониторинг земель ведется по единой для страны методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь. Он обеспечивает проведение аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохимических съемок с использованием комплекса наземных, стационарных и дистанционных наблюдений за процессами эрозии. Наблюдения выявляют: потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными (в том числе радиоактивными) веществами; переуплотнения и другие негативные изменения качественного состояния земельных участков; динамику степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие.
Работы по мониторингу земель осуществляют Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
5. Система показателей
землеобеспеченности и
Под экономической эффективностью использования земли следует понимать уровень ведения на ней хозяйства. Она характеризуется выходом продукции с единицы площади и ее себестоимостью.
Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве определяется системой показателей. Важнейшими из них являются урожайность сельскохозяйственных культур и себестоимость единицы продукции. Обобщающую оценку экономической эффективности использования земли дают стоимостные показатели: валовая продукция земледелия, валовой доход, прибыль на 1 га сельскохозяйственных угодий, на единицу производственных затрат (трудовых и материальных). Однако для объективной сравнительной оценки уровня использования земельных угодий необходимо учитывать один из главных факторов, влияющих на результаты ведения земледелия, — качество земли (табл. 3). Поэтому полученные данные об экономической эффективности использования земли корректируются с учетом ее экономической оценки.
Одним из основных показателей оценки различных систем земледелия является уровень содержания гумуса в почве. Почвы с высоким содержанием гумуса имеют благоприятные водно-физические и другие свойства, менее восприимчивы к побочным действиям ядохимикатов. На них более эффективно используются минеральные удобрения и дают лучшие результаты другие проводимые мероприятия. Уровень содержания гумуса в почве характеризуют рациональность использования земли, степень воспроизводства почвенного плодородия.
Показатели эффективности использования земель в сельском хозяйстве можно разделить на две группы: натуральные и стоимостные.
Экономическая эффективность использования земли характеризуется системой показателей, основными из которых являются стоимостные.
Землеотдача (30т) выражает отношение стоимости валовой продукции сельского хозяйства (ВП) к стоимости земельных ресурсов (С3):
Так как земля пока не имеет денежной оценки, можно использовать нормативную цену земли.
Землеемкостъ (Зем) - это обратный показатель по отношению к землеотдаче. Он может быть определен как отношение стоимости земли к валовой продукции сельского хозяйства:
Зем = С3/ВП.
Объем валовой и товарной продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади (Э1):
,
где ТП - товарная продукция сельского хозяйства (р.); ПЛ - площадь сельскохозяйственных угодий (га).
Валовой доход в расчете на единицу земельной площади (Э2):
,
где ВД - валовой доход (равен разнице между стоимостью валовой продукции и материальными затратами: ВД = ВП - МЗ), р.