Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:32, доклад
Земельные ресурсы – это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования.
Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.
Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.
Чистый доход на единицу земельной площади (Э3):
где ЧД - чистый доход (разница между стоимостью валовой продукции и ее себестоимостью: ЧД = ВП - С или между валовым доходом и суммой на оплату труда: ЧД = ВД - ОТ), р.
Прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции на единицу земельной площади (Э4):
где Пр - прибыль (разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью Пр = В – ПС), р.
При сравнительной характеристике эффективности использования земли могут применяться косвенные показатели: натуральные и относительные.
Натуральные показатели эффективности использования земли:
• урожайность сельскохозяйственных культур;
• производство основных видов продукции растениеводства (зерна, сахарной свеклы, картофеля и др.) в расчете на 100 га пашни (ц);
• производство молока, мяса крупного рогатого скота и овец в живой массе, шерсти в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий (ц);
• производство мяса свиней в живой массе на 100 га пашни (ц);
• производство мяса птицы (ц) и яиц (тыс. шт.) в расчете на 100 га посевов зерновых культур.
Относительные показатели эффективности использования земли:
• обеспеченность хозяйства сельскохозяйственными ресурсами (отношение площади сельскохозяйственных угодий (пашни) к среднегодовой численности работников);
• доля сельскохозяйственных угодий в общей площади земли;
• распаханность сельскохозяйственных угодий (доля пашни в структуре сельхозугодий);
• доля интенсивных культур (пропашных, технических) в структуре посевов;
• доля орошаемых земель в площади сельхозугодий.
При определении экономической эффективности использования земли необходимо учитывать структуру и качество сельскохозяйственных угодий. Это позволяет объективно оценивать результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для сравнения эффективности использования земли в хозяйствах с разной структурой сельскохозяйственных угодий целесообразно использовать показатели выхода валовой продукции, валового и чистого дохода, прибыли в расчете на единицу условной пашни:
Площадь условной пашни рассчитывают по формуле (га)
где К - коэффициент перевода естественных сенокосов и пастбищ в условную пашню, который рассчитывают по формуле
где У - урожайность (ц/га).
При сравнении экономической эффективности использования земли на предприятиях с разными по качеству почвами целесооб¬разно использовать выход валовой продукции, валового и чистого дохода, прибыли в расчете на единицу соизмеримой (кадастровой) площади сельскохозяйственных угодий (ПЛК):
Соизмеримая (кадастровая) площадь сельскохозяйственных угодий рассчитывается по формуле
где ПЛП *Б1 - площадь и баллы оценки пашни; ПЛС *Б2 - площадь и баллы оценки сенокосов; ПЛПС *БЗ - площадь и баллы оценки пастбищ.
Таблица 3.3 – Оптимальный норматив урожайности основных сельскохозяйственных культур по группам хозяйств в зависимости от кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий (пашни)
Группы хозяйств в зависимости от кадастровой оценки пашни Количество хозяйств в группе Средний балл сельскохозяйственных угодий Средний балл пашни Площадь пашни, тыс. га Урожайность, ц/га
зерновые картофель сахарная свекла
Фактический уровень
Оптимальный норматив
До 20,0 118 18,0 18,9 170 11,6 20 90 110 81 150
20,1-25,0 505 22,9 24,4 850 13,8 25 98 130 143 200
25,1-30,0 824 27,5 30,0 1840 16,5 30 115 150 229 250
30,1-35,0 556 32,3 34,5 1200 20,9 35 150 170 263 300
35,1-40,0 233 37,1 39,5 550 25,5 40 161 190 319 350
40,1-45,0 61 42,3 48,1 160 32,1 45 170 210 358 400
Свыше 45,0 20 46,2 51,1 50 39,3 50 220 230 407 450
Всего (по всем хозяйствам) 2317 28,7 30,9 4820 20,0 30 120 160 265 350
В качестве дополнительных показателей при сопоставлении уровня использования земли применяют такие, как удельный вес сельхозугодий в общей земельной площади (показатель освоенности земель в сельскохозяйственном отношении), пашни — в составе сельхозугодий (показатель распаханности), посевов — в площади пашни. Рост удельного веса сельхозугодий, пашни, посевов в общей земельной площади имеет важное значение в использовании земель, свидетельствует о прогрессе земледелия.
Важная роль в эффективном использовании природных ресурсов отводится кадастру. Кадастр — это система показателей, характеризующих земельные, водные, лесные, промысловые и другие ресурсы. Различают следующие кадастры: земельный, водный, лесной, промысловый и т.д. Среди них особое место занимает земельный кадастр. Это определяется спецификой его объекта — земли.
Под земельным кадастром следует понимать совокупность достоверных и обоснованных сведений о земле как средстве производства в сельском хозяйстве, о природных свойствах земель, их хозяйственном и правовом положении.
Государственный земельный кадастр включает четыре раздела.
Первый раздел содержит перечень землепользователей, документы, удостоверяющие юридические права на пользование землей, акты и порядок ведения земельных книг.
Регистрация землепользователей — колхозов, госхозов, фермерских, крестьянских хозяйств и других организаций, граждан удостоверяется государственным актом на право пользования землей.
Второй раздел включает данные о количестве и качестве земель. Количественный учет ведется по видам угодий и землепользователям. На основании этих данных ежегодно составляется баланс земель по состоянию на 1 ноября.
Учет качества земель осуществляется по признакам, определяющим их хозяйственную ценность как природного ресурса и средства производства. К ним относятся: характеристика земель по почвенному покрову, растительности и рельефу, данные о степени подверженности почв водной и ветровой эрозии, заболоченности, кислотности, обеспеченности питательными веществами, каменистости и другие сведения. Качество почвы должно отражать ее плодородие во взаимосвязи с другими природными факторами (количество осадков, сумма температур и т.п.), которые влияют на урожайность. Поскольку природные свойства почв по своему хозяйственному значению неодинаковы и различно влияют на урожайность, возникает необходимость их сравнительной оценки. Такую задачу выполняет бонитировка почв.
В третьем разделе содержится информация о бонитировке — качественной оценке почв по их естественному плодородию. При такой оценке учитываются содержание питательных веществ, водный и тепловой режим, физические, химические, механические, биологические и другие свойства. Бонитировка является по сути агроэкономической характеристикой почв. Ее основное назначение — определение нормальной урожайности, которую обеспечивают почвы разного качества при условии применения на них одинаковой агротехники. Бонитировка позволяет дать относительную оценку природного качества почв, а также сравнительную оценку их потенциального плодородия применительно к определенным культурам при данном уровне интенсификации. Она позволяет также установить степень пригодности различных почв для возделывания тех или иных культур, выявить почвы, где удобрения дают наибольшую отдачу, определить очередность и объемы основных мелиоративных и других мероприятий по повышению плодородия земель и выделить агропроизводственные группы почв для экономической оценки.
Бонитировка почв проводится по 100-балльной системе. Бонитировка - это сравнительная оценка почв по плодородию, проводимая при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. В качестве показателей при бонитировке используют как урожайность сельскохозяйственных культур, так и наиболее устойчивые свойства почв, коррелирующие с ней: содержание физической глины, гумуса, сумма поглощенных оснований, кислотность, смытость и др. В результате рассчитывают совокупный балл по оценочным группам почв.
Четвертый раздел содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрофотогеодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, агрометеорологических наблюдений, регистрации землевладений и землепользования с учетом и оценкой земель.
Государственный земельный кадастр ведется землеустроительными органами за счет средств государственного бюджета. Порядок его ведения устанавливается Правительством Республики Беларусь.
6. Экономическая оценка земель. Плата за землю
Экономическая оценка земель характеризует их хозяйственную ценность и отражает потенциальный экономический эффект, конечный результат, который может быть получен.
Чтобы правильно оценивать почвы разных зон, районов, хозяйств, надо соблюдать ряд исходных принципов. При определении дохода, эффекта, получаемого с 1 га земли разных зон, районов, следует исходить из оптимальной для этих условий структуры производства, так как любые экономические показатели, по которым ведется экономическая оценка земли, во многом зависят от того, какие культуры и отрасли берутся в основу расчета. Для каждой зоны, района следует брать такую структуру производства, такой набор отраслей, которые в большей мере отвечают местным условиям и обеспечивают наиболее рациональное использование земель, получение более высокого конечного результата.
Распространенная методика экономической оценки земли основывается на массовых данных о фактической урожайности культур и затратах на их производство в динамике не менее чем на 5 лет. Оценочные показатели рассчитываются по агропроизводственным группам почв, отдельно по орошаемым, осушенным и в целом по мелиорированным землям при выровненной структуре производства. Для исчисления валовой продукции применяют единые цены. Затраты на производство продукции берут фактические. Результаты экономической оценки земли представляются для их практического использования в относительном измерении — в баллах по 100-балльной системе, которые показывают, насколько та или иная земля лучше или хуже другой.
Экономическая оценка земли в баллах пригодна для решения ряда вопросов, а для обоснования многих народнохозяйственных проблем нужна стоимостная оценка земли, т.е. ее экономическая оценка в денежной форме. И особенно это необходимо для обоснованного решения вопросов, связанных с отводом земель на несельскохозяйственные цели, например, при выделении участков под строительство. При строительстве гидростанций, что связано с затоплением больших земельных массивов, строителям может оказаться выгоднее использовать неудобные участки, если затраты на их подготовку будут ниже оценки удобного земельного участка. Без учета потерь, связанных с затоплением земель, без включения их оценки в издержки строительства нельзя обоснованно выбрать оптимальное место возведения гидростанции, определить эффективность ее строительства и эксплуатации, обосновать целесообразность применения открытых методов разработки полезных ископаемых, а также отвод земель на другие цели.
Экономическая оценка земли имеет особенно большое значение для решения вопросов развития сельского хозяйства. Это проявляется в разных направлениях:
• при обосновании заказа для нужд государства по различным видам продукции по зонам, районам и хозяйствам, определении их специализации;
• государственном регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию;
• построении налоговой политики на основе оценки земель, благодаря чему можно правильно разграничить объективные и субъективные факторы, определить, в какой мере получаемые доходы являются результатом лучших условий и в какой — высокого уровня хозяйствования;
• расчетах эффективности производства;
• сравнении результатов работы отдельных хозяйств и их подразделений.
Любые экономические показатели сами по себе недостаточно характеризуют уровень ведения хозяйств, если их рассматривать без учета качества используемой земли, ее оценки.
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь с 01.01.1992 г. введен в действие Закон «О платежах за землю». Целью платы за землю являются обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка, т.е. определяется земельной рентой.
В условиях ограниченности земельного фонда существует огромное количество вариантов использования одного и того же участка земли: для возделывания сельскохозяйственных культур, под пашню или пастбище; для постройки дома, торгового центра или завода. Каждое конкретное предприятие должно платить за землю, чтобы получить ее для использования в собственных целях. Поэтому для него рента выступает в качестве производственных издержек.
При аренде земли земельная рента в форме арендной платы поступает к землевладельцу. Но если фермер обрабатывает свою собственную землю, ему не нужно платить за аренду. Значит ли это, что земельная рента в данном случае исчезает? Разумеется, нет. В таком случае рента остается в собственности самого фермера, она неразличима в той массе дохода, который он получает от продажи своего продукта. Подобная рента носит название условно начисляемой ренты.
Вместе с тем земельная рента является основой цены земельных участков. Собственник, продавая землю, хотел бы получать от вырученной суммы такой же ежегодный доход, что и ранее получаемая арендная плата. Таким образом, цена земли является капитализированной рентой и определяется по формуле